г. Самара |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А55-20867/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Планета" - Милихин А.В. (Решение N 2 от 02.07.2017),
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "АйТи Консалтинг" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Планета" на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2019 по делу N А55-20867/2019 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Планета" (ОГРН 1146325001217), Самарская область, г.Сызрань,
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "АйТи Консалтинг" (ОГРН 1056325050407), Самарская область, г. Сызрань,
о признании незаконным постановления от 06.06.2019 N 06-12/10/2019 по делу об административном правонарушении по ст. 14.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Планета" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу по делу об административном правонарушении от 06.06.2019 N 06-12/10/2019 о назначении административного наказания по ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "АйТи Консалтинг" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции при принятии решения не было учтено ранее вынесенное административным органом в отношении заявителя постановление от 10.08.2018 N 06-12/191/2017 о назначении административного наказания, в рамках которого было выявлено наличие ошибок в работе программного обеспечения УТМ (Универсальный транспортный модуль) заявителя, что повлекло нарушение сроков представления информации в ЕГАИС о совершаемых отгрузках ООО "Планета" в период с марта 2018 года по июль 2018 года, что указано в абзаце шестом на стр. 8 постановления, за что заявитель был привлечен к административной ответственности.
В рассматриваемом случае административный орган вновь указал на нарушение срока представления информации в ЕГАИС в период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года, что свидетельствует о повторном привлечении к административной ответственности заявителя за нарушение сроков представления информации об отгрузке по товарным накладным (всего 19 позиций) за период с марта 2018 года по июль 2018 года.
Податель жалобы считает, что судом не были учтены положения ст. 24.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции дал неверную оценку представленным в дело административным органом доказательствам, в частности, признав протокол об административном правонарушении допустимым доказательством. Между тем при составлении данного протокола административным органом не был соблюден установленный ст. 28.2 КоАП РФ порядок. Административный орган в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ не ознакомил заявителя с протоколом об административном правонарушении от 23.04.2019, не направил данный протокол в адрес заявителя.
В связи с чем, по мнению подателя жалобы, административный орган нарушил право заявителя и не предоставил возможность представить объяснения и замечания на протокол, что повлекло нарушение процедуры привлечения ООО "Планета" к административной ответственности.
Судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учтены представленные в дело доказательства наличия смягчающих ответственность обстоятельств, как и не были учтены административным органом при вынесении постановления, что также повлекло нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Информация и документы об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, административным органом не запрашивались и не истребовались. Кроме того, суд первой инстанции не применил ч. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в течение 2017 года ООО "Планета" направляло в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) заявки о фиксации информации об отгрузке алкогольной продукции. При этом в ЕГАИС зафиксировано 472 случая несвоевременной фиксации товарно-транспортных накладных на отгрузку алкогольной продукции. Сведения о выявленных нарушениях, с указанием конкретных товарно-транспортных накладных, были направлены в личный кабинет организации на портале https://service.fsrar.ru.
МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО в связи с выявлением случаев несвоевременной фиксации в ЕГАИС товарно-транспортных накладных на отгрузку алкогольной продукции направляло в адрес ООО "Планета" предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 31.01.2018 N 45, в котором организации предлагалось принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N149 в части недопущения несвоевременного представления в ЕГАИС информации.
В служебной записке от 07.12.2018 N сз4-2228/09-08 представлена информация о том, что в результате анализа сведений ЕГАИС за период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года вновь выявлены факты нарушения ООО "Планета" (ИНН 6325063710) сроков фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции.
Должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО в отношении ООО "Планета" вынесено определение от 10.01.2019 N 06-12/10/2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования по ст. 14.19 КоАП РФ, об истребовании документов и сведений.
В результате анализа представленной информации, зафиксированной ООО "Планета" в системе ЕГАИС за период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года, установлены факты представления сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС с нарушением сроков, установленных действующим законодательством.
В соответствии пунктом 5.1.1 приложения N 5 "Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ N 149) заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации поставщика продукции.
В полях "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, поля заполняются оператором организации - поставщика продукции.
В поле "5. Дата отпуска груза" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, поле заполняется оператором организации - поставщика продукции. Таким образом, организации обязаны фиксировать сведения о поставках алкогольной продукции в системе ЕГАИС, отражая "номер и серию" сопроводительных накладных, сопровождающих оборот алкогольной продукции, и "дату" фактической отгрузки алкогольной продукции до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика.
Факты представления сведений об отгрузке алкогольной продукции ООО "Планета" в ЕГАИС с нарушением сроков, установленных Приказом N 149, отражены в таблице:
Идентификатор накладной |
Номер накладной |
Дата накладной |
Дата фиксации накладной |
Дата отгрузки |
Нарушение сроков фиксации |
КПП 632501001 |
|
|
|
|
|
TTN-0198656816 |
3296 |
07.05.2018 |
10.05.2018 |
07.05.2018 |
3 |
TTN-0198716755 |
3298 |
07.05.2018 |
10.05.2018 |
07.05.2018 |
3 |
TTN-0198716763 |
3260 |
07.05.2018 |
10.05.2018 |
07.05.2018 |
3 |
TTN-0198716771 |
3261 |
07.05.2018 |
10.05.2018 |
07.05.2018 |
3 |
TTN-0198716836 |
3297 |
07.05.2018 |
10.05.2018 |
07.05.2018 |
3 |
TTN-0199125291 |
3396 |
08.05.2018 |
11.05.2018 |
08.05.2018 |
3 |
TTN-0199125314 |
3369 |
08.05.2018 |
11.05.2018 |
08.05.2018 |
3 |
TTN-0200765329 |
3575 |
15.05.2018 |
18.05.2018 |
15.05.2018 |
3 |
TTN-0200765365 |
3579 |
15.05.2018 |
18.05.2018 |
15.05.2018 |
3 |
TTN-0200766293 |
3616 |
15.05.2018 |
18.05.2018 |
15.05.2018 |
3 |
ТТN-0202902839 |
3984 |
25.05.2018 |
28.05.2018 |
25.05.2018 |
3 |
TTN-0203990963 |
4028 |
28.05.2018 |
31.05.2018 |
28.05.2018 |
3 |
TTN-0209155866 |
4645 |
18.06.2018 |
21.06.2018 |
18.06.2018 |
3 |
TTN-0213167056 |
5253 |
03.07.2018 |
06.07.2018 |
03.07.2018 |
3 |
TTN-0213167082 |
5254 |
03.07.2018 |
06.07.2018 |
03.07.2018 |
3 |
TTN-0213167084 |
5252 |
03.07.2018 |
06.07.2018 |
03.07.2018 |
3 |
TTN-0213167769 |
5260 |
03.07.2018 |
06.07.2018 |
03.07.2018 |
3 |
TTN-0214735248 |
5404 |
09.07.2018 |
12.07.2018 |
09.07.2018 |
3 |
TTN-021473 5249 |
5401 |
09.07.2018 |
12.07.2018 |
09.07.2018 |
3 |
TTN-0221779522 |
6190 |
06.08.2018 |
09.08.2018 |
06.08.2018 |
3 |
TTN-0239374226 |
8108 |
19.10.2018 |
22.10.2018 |
19.10.2018 |
3 |
TTN-0243912572 |
8503 |
06.11.2018 |
09.11.2018 |
06.11.2018 |
3 |
TTN-0243914070 |
8504 |
06.11.2018 |
09.11.2018 |
06.11.2018 |
3 |
Согласно товарно-транспортным накладным и заявкам о фиксации в ЕГАИС сведений о поставке (отгрузке) алкогольной продукции все вышеперечисленные поставки алкогольной продукции (таблица) фиксировались организацией в ЕГАИС после фактического выезда транспортного средства с продукцией с территории ООО "Планета".
В адрес МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО от ООО "Планета" поступило письмо от 19.04.2019 N 3985 с приложением объяснительной записки оператора ПК ООО "Планета" Кузнецовой К.В., из которой следует, что нарушения сроков фиксации вышеуказанных накладных могли быть связаны с техническими сбоями в сети "Интернет".
Таким образом, в действиях ООО "Планета" административный орган усмотрел событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
По выявленным нарушениям административным органом 23.04.2019 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО было вынесено постановление N 06-12/10/2019 от 06.06.2019 (л.д. 19-23) о привлечении ООО "Планета" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ оборотом алкогольной продукции является закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 Закона N 171-ФЗ.
В силу п. 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила), организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подп. 1 - 3 п. 6 Правил, а именно:
наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика -для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);
наименование и вид продукции, указанный в ст. 2 Закона N 171-ФЗ;
код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 15 Правил организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в п. 7 Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 п. 6 Правил, а именно:
18) сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);
20) номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации);
25) сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
26) сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
30) сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
В соответствии с п. 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "Планета" нарушены п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, п. 15 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459, п. 5.1.1 Приложения N 5 к приказу от 21.05.2014 N 149 Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в части нарушения сроков фиксации информации в ЕГАИС об отгрузках алкогольной продукции.
Контролирующим органом доказано, что ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона ООО "Планета", располагая необходимой информацией и реальной возможностью, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО "Планета" могло установить соответствующий контроль за выполнением требований действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на профессиональных участников указанного рынка, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В данном случае ООО "Планета" не представлены реальные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Совершенное ООО "Планета" административное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факты нарушений подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении.
На основании изложенного ООО "Планета" в период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года по месту осуществления деятельности: 446031, Самарская область, г. Сызрань, пр. 50 лет Октября, д.73, оф. 25, осуществляло учет алкогольной продукции с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо не фиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, факт совершения заявителем вышеуказанного нарушения подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции верно отметил, что доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения установленных требований заявителем суду не представлено. Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения установленных правил и норм.
В решении суд первой инстанции правильно указал на то, что правонарушение совершено юридическим лицом виновно, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению Обществом законодательства, не имеется, его вина в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена.
Приняв во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным суд первой инстанции не установил.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Положения ст. 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение ст. 2.9 КоАП РФ к каким-либо составам правонарушений Кодекс не содержит.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности вмененного Обществу административного правонарушения.
Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и правил.
Оснований для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции также не усматривает, поскольку в данном случае совершенное лицом, привлекаемым к административной ответственности, правонарушение представляет повышенную угрозу безопасности здоровью человека, нарушая установленный государством порядок в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, что исключает возможность замены наказания в виде штрафа.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден, процессуальные права Общества, предусмотренные, в частности, ст.ст. 25.1, 26.3 КоАП РФ, ущемлены не были.
По состоянию на день вынесения оспариваемого постановления предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Административный штраф наложен на Общество в пределах санкции ст. 14.19 КоАП РФ, с учетом характера совершенного им административного правонарушения и обстоятельств, приведенных в ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Наложение административного штрафа в размере 150 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения и обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В рассматриваемом случае также не имеется оснований для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, а также положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Таким образом, совершенное юридическим лицом административное правонарушение сопряжено с возможностью возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает возможность замены административного штрафа на предупреждение.
При назначении административного наказания Обществу МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО учитывались характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Штраф определен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 14.19 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Довод заявителя, изложенный им также и в апелляционной жалобе, о том, что он повторно привлечен за нарушение сроков представления информации об отгрузке по товарным накладным в период с 07.05.2018 по 09.07.2018, поскольку по итогам рассмотрения материалов иного административного дела N 06-12/191/2017 административным органом вынесено предупреждение, суд первой инстанции правильно посчитал необоснованным, поскольку в соответствии с оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение сроков представления информации об отгрузке по иным товарным накладным.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, наличие у заявителя договорных правоотношений с третьим лицом по сопровождению программных продуктов и перебои в работе интернета не освобождают его от административной ответственности за нарушение сроков представления информации об отгрузке алкогольной продукции.
Довод заявителя о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности в виде неознакомления заявителя с протоколом об административном правонарушении, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель был извещен надлежащим образом и у него имелась возможность присутствовать при его составлении и предоставить свои возражения.
Довод заявителя о том, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в размере 150 000 руб. не изучены смягчающие обстоятельства в виде тяжелого материального положения лица, привлекаемого к административной ответственности, противоречит материалам дела, правомерно отклонен судом первой инстанции.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ судом первой инстанции учтен характер совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не усматривается, судом первой инстанции также принято во внимание, что Общество в соответствии с постановлением административного органа от 10.08.2018 ранее уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение (л.д. 36-41), в связи с чем наказание обоснованно определено судом первой инстанции в пределах санкции ст. 14.19 КоАП РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2019 по делу N А55-20867/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20867/2019
Истец: ООО "Планета", Представитель Леконцева Екатерина Дмитриевна
Ответчик: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: ООО "АйТи Консалтинг"