г. Самара |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А65-13425/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2019 года по делу N А65-13425/2019 (судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Аскерова Сиявуш Ага оглы (ОГРН 307165011000090, ИНН 025509839048), город Набережные Челны Республики Татарстан,
к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166), город Набережные Челны Республики Татарстан,
о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Аскеров Сиявуш Ага оглы (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - ответчик, исполком), с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 16 апреля 2019 года N 04/395, о рассмотрении на комиссии вопроса о включении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны объект торговли (торговый павильон), общей площадью 52 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 16:52:050306:122 по адресу: г. Набережные Челны, пр. Мира со стороны 18 комплекса, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 16.10.2019 г. заявление предпринимателя удовлетворено.
Суд признал незаконным решение исполкома, изложенное в письме от 16.04.2019 г. N 04/395 в части отказа в рассмотрении по существу заявления предпринимателя вх. от 09.04.2019 о включении торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Набережные Челны, и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 09.04.2019 г. в части включения торгового объекта, расположенного по проспекту Мира, остановка "Театр Кукол" со стороны 18 комплекса, в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Набережные Челны, а также взыскал с исполкома в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исполком, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.04.2001 г. на основании постановлений мэра города от 25.05.1999 г. N 615/2 и от 30.03.2001 г. N 756 между Администрацией города Набережные Челны (арендодатель) и ИП Шадриной Э.Р. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1779 общей площадью 246 кв.м., в том числе 52 кв.м. под торговый минимаркет, и 194 кв.м. под остановочный павильон и благоустройство, расположенный по адресу: РТ, г. Набережные Челны, проспект Мира, остановка "Театр кукол" со стороны 18 комплекса, сроком на 8 лет.
На основании постановления Исполнительного комитета города Набережные Челны от 28.04.2007 г. N 1570 указанный земельный участок (общей площадью 246 кв.м., в том числе 52 кв.м. под торговый минимаркет, и 194 кв.м. под остановочный павильон и благоустройств, расположенный по адресу: РТ, г. Набережные Челны, проспект Мира, остановка "Театр кукол" со стороны 18 комплекса) был предоставлен ИП Шадриной Э.Р. в аренду сроком на 10 лет - до 28.04.2017 г.
Договор зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 24.08.2007 г., о чем внесена соответствующая запись N 16-16-30/041/2007-595.
14.09.2007 г. на основании договора передачи прав и обязанностей по договору право аренды на земельный участок общей площадью 246 кв.м., расположенный по адресу: РТ, г. Набережные Челны, проспект Мира, остановка "Театр кукол" со стороны 18 комплекса, перешло заявителю по настоящему делу ИП Аскерову С.А.
Договор также зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 22.10.2007 г., о чем внесена запись N 16-16-30/072/2007-292.
Кроме того, по договору купли-продажи торгового павильона от 02.03.2007 г. заявителем был приобретен торговый павильон общей площадью 54,2 кв.м., состоящий из сборно-разборной конструкции, расположенный по адресу: РТ, г. Набережные Челны, проспект Мира, остановка "Театр кукол" со стороны 18 комплекса.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 25.10.2016 г. N 5610 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны" указанный торговый павильон заявителя был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 15.09.2017 г. N 5527 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны, утвержденную постановлением Исполнительного комитета от 25.10.2016 г. N 5610 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны" в действующую на территории г. Набережные Челны схему размещения НТО были внесены изменения.
26.02.2019 г. заявителем по почте было получено направленное исполкомом предписание N 3 от 22.02.2019 г. "О демонтаже незаконно установленного объекта, не являющегося объектом капитального строительства", которым предпринимателю было предписано в 14 дневный срок с момента его получения в добровольном порядке своими силами и за свой счет демонтировать и вывезти к месту хранения торговый павильон общей площадью 52 кв.м., расположенный по адресу: РТ, г. Набережные Челны, проспект Мира, остановка "Театр кукол" со стороны 18 комплекса.
На указанное предписание заявителем были направлены соответствующие возражения, а в последствии 05.04.2019 г. (вх. от 09.04.2019 г.) предприниматель обратился к ответчику с заявлением сообщить включен ли принадлежащий ему торговый павильон, расположенный по проспекту Мира, остановка "Театр кукол" со стороны 18 комплекса г. Набережные Челны, в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов г. Набережные Челны, одновременно обратившись с просьбой о его включении в данную схему, в случае невключения такового.
В ответ на указанное обращение исполком письмом от 16.04.2019 г. за N 04/395 сообщил предпринимателю, что вопрос размещения объекта на испрашиваемой территории будет рассмотрен на заседании комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны после рассмотрения искового заявления в суде.
Предприниматель, не согласившись с указанным решением исполкома, изложенным в письме от 16.04.2019 г. N 04/395, а также с предписанием, посчитав их незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные предпринимателем требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 198 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 и ст. 39.36 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при размещении нестационарных торговых объектов, а также размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ") (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом 28.12.2009 г. N 381-ФЗ.
Частью 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
В ч. 7 ст. 10 Закона N 381-ФЗ указано, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.
Размещение нестационарных торговых объектов должно производиться в соответствии с Законом N 381-ФЗ и Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности в схему размещения нестационарных торговых объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 г. N 772.
Таким образом, для возможности законного осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.
В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Набережные Челны" Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны является представительным органом местного самоуправления в городе Набережные Челны Республики Татарстан.
Размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Набережные Челны, утв. постановлением Исполнительного комитета от 25.10.2016 г. N 5610, в соответствии с Порядком, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 г. N 553 и постановлением Исполнительного комитета от 11.11.2016 г. N 5925 "Об утверждении положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны".
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 07.03.2018 г. N 1185 создана комиссия по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны (далее - Комиссия).
Для реализации возложенных на Комиссию задач, она рассматривает предложения и обращения индивидуальных предпринимателей, юридических лиц по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Набережные Челны (далее - Схема) новых мест НТО с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; осуществляет подготовку заключения о возможности и целесообразности включения новых нестационарных торговых объектов в утвержденную Схему или исключению из нее уже существующих НТО (п. 6 Положения о Комиссии).
При этом п. 9 Положения о Комиссии предусмотрено, что заявление от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Комиссия рассматривает в течение 30 дней со дня поступления и о принятом решении направляет заявителю уведомление в течение 5 рабочих дней.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, с соответствующим заявлением, в котором предприниматель просил сообщить ему о том, включен ли в действующую схему размещения НТО на территории г. Набережные Челны его торговый объект, одновременно заявив о рассмотрении вопроса о его включении в данную схему, в случае отсутствия торгового павильона в действующей схеме, ИП Аскеров С.А. обратился 09.04.2019 г.
Исполком в своем ответе от 16.04.2019 г. на указанное заявление сообщил, что торговый павильон, расположенный по проспекту Мира, остановка "Театр кукол" со стороны 18 комплекса г. Набережные Челны, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Набережные Челны не включен, и указал на возможность рассмотрения заявления предпринимателя по вопросу включения торгового объекта в схему на заседании комиссии после рассмотрения искового заявления в суде.
Таким образом, ответчик фактически отказал заявителю в рассмотрении вопроса о включении НТО в действующую схему размещения указанных объектов на территории города Набережные Челны, указав на наступление определенных обстоятельств для рассмотрения по существу его заявления, а именно после рассмотрения искового заявления в суде.
При этом из указанного ответа невозможно установить, о каком исковом заявлении идет речь: либо исполком понуждает заявителя обратиться в суд с соответствующим заявлением, либо в производстве суда уже имеется какой-то спор между предпринимателем и органом муниципальной власти.
При этом, судом принято во внимание, что на момент принятия оспариваемого решения исполкома, заявитель за судебной защитой не обращался, решений и действий исполкома в суде не спаривал.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств суд правильно посчитал, что исполком своим решением от 16.04.2019 г. N 04/395 фактически отказал предпринимателю в рассмотрении его заявления, поставив вопрос решения по существу в зависимость от наступления определенных обстоятельств, фактически даже не существовавших, что не предусмотрено положениями действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о незаконности принятого исполкомом решения, изложенного в письме от 16.04.2019 г. N 04/395, выразившегося в отказе рассмотреть по существу заявление предпринимателя о включении торгового объекта в схему размещения НТО на территории г. Набережные Челны, а поэтому правомерно признал уточненные требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, исходя из фактических обстоятельств дела совокупности имеющихся доказательств, руководствуясь ч. 5 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции правильно посчитал, что надлежащим способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом случае, будет являться возложение обязанности на исполнительный комитет рассмотреть на заседании комиссии по существу заявление ИП Аскерова С.А. по вопросу включения торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Набережные Челны.
Доводы жалобы о том, что исполнительным комитетом дан ответ от 16.04.2019 г. N 04/395 на заявление Аскерова С.А., согласно которому исполнительный комитет сообщил о рассмотрении заявления Аскерова С.А. после рассмотрения Арбитражным судом РТ его заявления об оспаривании предписания о демонтаже спорного объекта, и указанный ответ был дан в связи с тем, что заявитель ранее обращался в исполнительный комитет с возражением от 04.03.2019 г., где Аскеров С.А. сообщил об оспаривании предписания о демонтаже, проверены апелляционным судом, однако не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 26.02.2019 г. предприниматель получил предписание от 22.02.2019 г. N 3 о демонтаже незаконно установленного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, в котором ему предложено в 14 дневный срок с момента получения по почте, в добровольном порядке своими силами и за свой счет демонтировать и вывезти к месту хранения объект 1-этажный нежилой объект (торговый павильон), расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мира со стороны 18 комплекса, с кадастровым номером 16:52:050306:122 общей площадью 52 кв.м., а также привести место установки объекта в первоначальное состояние.
04.03.2019 г. предпринимателем в исполком было направлено возражение на предписание о демонтаже, в котором предприниматель в том числе уведомил исполком о намерении обратиться в суд за защитой своих прав.
Однако 09.04.2019 г. к возражению предпринимателем направлено дополнительное заявление (вх. Р11224-5 от 09.04.2019 г.) в котором он просил сообщить о включении его торгового объекта в схему размещения НТО на территории города Набережные Челны, а если объект не включен в схему НТО, просил включить его.
Вместе с тем, рассмотрение указанных вопросов неправомерно поставлено исполкомом в зависимость от обращения предпринимателя в суд с заявлением об оспаривании ранее выданного предписания, поскольку, во-первых, предприниматель как субъект хозяйственной деятельности спорным НТО имеет право на получении информации о наличии - либо отсутствии включения его объекта в действующую схему НТО, поскольку в ранее действующей схеме, утвержденной постановлением исполкома от 25.10.2016 г. N 5610 его НТО был включен в схему размещения НТО на территории муниципального образования г. Набережные Челны; во-вторых, даже в случае отсутствия в действующей схем размещения НТО спорного НТО, предприниматель не может быть лишен возможности обратиться в исполком с заявлением о включении его объекта в действующую схему.
Постановка в рассматриваемом случае возможности такого обращения в исполком в зависимость от обращения предпринимателя в суд с требованием о признании незаконным предписания от 22.02.2019 г. N 3, ущемляет права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, лишая его права на получении информации и рассмотрения обращения в установленный законом срок.
Доводы исполкома о том, что предприниматель должен был уведомить исполком о том, что исковые заявления в суд им не поданы и дополнительно заявить о рассмотрении поданного ранее заявления ввиду отсутствия к тому каких-либо препятствий, правильно отклонены судом как несоответствующие и противоречащие нормам действующего законодательства.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2019 года по делу N А65-13425/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13425/2019
Истец: ИП Аскеров Сиявуш Ага оглы, г.Набережные Челны
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны