г. Владивосток |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А51-12861/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Приморского края", апелляционное производство N 05АП-8685/2019
на решение от 30.10.2019 судьи В.В. Саломай
по делу N А51-12861/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
(ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336)
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Приморского края" (ИНН 2540019578, ОГРН 1022502287345)
о взыскании 38 320, 28 рублей,
при участии:
от истца: В.В. Марченко, по доверенности от 17.07.2019 N 78-19, паспорт;
от ответчика: Е.Н. Чумакова, по доверенности от 25.09.2018 N 85, сроком действия до 01.10.2021, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в суд с заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Приморского края" (далее - Учреждение, отвечтик) о взыскании 38 320,28 рублей убытков в виде компенсации заработной платы Толстошеина Антона Олеговича - работника Приморского предприятия магистральных электрических сетей - филиала публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания", проходившего военные (учебные) сборы в связи с обучением по программе военной подготовки на факультете военного обучении ДВФУ по ВУС 472102 в период с 23.07.2018 по 29.07.2018 в войсковой части 30926 (г. Владивосток), а также 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.10.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Военным комиссариатом Приморского края подана апелляционная жалоба на решение от 30.10.2019, в которой Учреждение просит отменить принятый судебный акт, в иске отказать. В обоснование своей правовой позиции указывает, что поскольку прохождение Толстошеиным Антоном Олеговичем учебных сборов было включено в программу очной формы обучения военной подготовки на военной кафедре при Дальневосточном федеральном университете, а Военный комиссариат Приморского края (Военный комиссариат Ленинского и Фрунзенского районов города Владивосток) гр. Толстошеина А.О. на учебные сборы не направлял, законные основания для взыскания компенсации среднего месячного заработка в пользу ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала - Приморское ПМЭС, отсутствуют.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 жалоба Военного комиссариата Приморского края принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 19.12.2019.
Через канцелярию суда от ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Истец по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела, решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в жалобе. Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возражал, решение Арбитражного суда Приморского края просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 23.07.2018 по 21.08.2018 работник филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Приморское предприятие магистральных электрических сетей (Приморское ПМЭС) Толстошеин Антон Олегович был призван и направлен на военные (учебные) сборы в связи с обучением по программе военной подготовки на факультете военного обучения Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по военной подготовке по военно-учетной специальности 472102, что подтверждается Списком граждан из числа студентов, проходящих военную подготовку по ВУС-472102 на факультете военного обучения, направляемых на учебный сбор с 23.07.2018 по 29.07.2018 в войсковую часть 30926 (г.Владивосток), без номера и даты, Списком граждан из числа студентов, проходящих военную подготовку по ВУС-472102 на факультете военного обучения, направляемых на учебный сбор с 30.07.2018 в войсковую часть 99333 (г.Владивосток). В списках под номером 27 включен Толстошеий А.О. Списки подготовлены начальником отдела ЗГТ ДВФУ, начальником факультета военного обучения при ДВФУ, военным комиссаром Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока и утверждены ректором ДВФУ. Указанные списки имеют отметки командиров указанных войсковых частей о прохождении призванными гражданами учебных сборов. Прохождение Толстошеиным А.О. военных сборов подтверждается также справкой Военного комиссариата Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока от 11.09.2018 N 2/оф/280.
За период прохождения Толстошеиным А.О. военных сборов (с 23.07.2018 по 21.08.2018) Приморское ПМЭС выплатило ему средний заработок в сумме 38 320,28 рублей с учетом соответствующих начислений.
В связи с прохождением Толстошеиным А.О. военных сборов 19.09.2018 Приморское ПМЭС направило в адрес Военного комиссариата Приморского края пакет документов на компенсацию расходов по выплате заработной платы за период прохождения работником военных сборов. Выплата компенсации до настоящего времени не произведена, при этом письмом от 08.10.2018 N 2/7474 Военный комиссариат Ленинского и Фрунзенского районов г.Владивостока указал, что не направлял Толстошеина А.О. на военные сборы, военные сборы он проходил обучаясь на военной кафедре ДВФУ и данный вид сборов не компенсируется.
31.08.2018 в связи с получением образования и присвоением квалификации "магистр" А.О. Толстошеин отчислен из ДВФУ.
11.04.2018 Толстошеин А.О. принят на работу в Приморское ПМЭС на должность электромонтера оперативно-выездной бригады (ОВБ) 5 разряда. Таким образом, обязанность Толстошеина А.О. по прохождению учебных сборов в период с 23.07.2018 по 21.08.2018, возникла в период обучения на военной кафедре ДВФУ, а исполнена воинская обязанности по прохождению учебных сборов, приравненных к военным сборам, в период выполнения им трудовых функций в Приморском ПМЭС.
На основании вышеизложенного истец обратился к ответчику с требованием о компенсации расходов по заработной плате, выплаченной работнику за время прохождения военных сборов, оставление которого без удовлетворения явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ). Порядок компенсации таких расходов установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N704.
Согласно подпункту 2 пункта 2 названных Правил компенсации расходов компенсации подлежат, в том числе, расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка работнику, участвующему в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Компенсация осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности
В отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы на время нахождения на сборах, работодатель несет обязанности по выплате таким гражданам среднего заработка с соответствующими страховыми взносами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку прохождение А.О. Толстошеиным учебных сборов было включено в программу очной формы обучения военной подготовки на военной кафедре при ДВФУ, а военкомат гр. Толстошеина А.О. на учебные сборы не направлял, законные основания для взыскания компенсации среднего месячного заработка в пользу ПАО "ФСК ЕЭС", отсутствуют, отклоняются коллегией ввиду следующего.
На основании пункта 5 статьи 20 Закона N 53-ФЗ к военным сборам приравниваются учебные сборы (стажировки), которые проходят граждане, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" от 06.03.2008 N 152 утверждено Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение от 06.03.2008 N 152).
Согласно пункту 35 Положения от 06.03.2008 N 152 обеспечение учебных сборов производится в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации для военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели указанному Министерству в федеральном бюджете, за исключением выплаты стипендий гражданам, обучающимся по программе военной подготовки, а также оплаты командировочных расходов профессорско-преподавательскому составу военных кафедр при направлении в служебные командировки, связанные с организацией и проведением учебных сборов.
Пунктом 36 указанного Положения предусмотрено, что на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
Согласно подпункту "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
На основании пункта 26 Положения N 333 осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
С учетом изложенного, поскольку факт несения истцом затрат на выплату заработной платы документально подтвержден, обществом работнику выплачена заработная плата за время нахождения на военных сборах в размере 38 320,28 рублей, Учреждение обязано возместить указанные расходы.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апеллянта о неправомерном отнесении на него расходов по уплате государственной пошлины по иску, так как он освобожден от уплаты государственной пошлины, отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
В пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Следовательно, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, урегулированную нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам в соответствии с требованиями АПК РФ, которым освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов не предусмотрено, напротив, частью 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Принимая во внимание, что исковые требования ПАО "ФСК ЕЭС" удовлетворены, суд первой инстанции правомерно взыскал с Военного комиссариата Приморского края в пользу истца 2 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.10.2019 по делу N А51-12861/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12861/2019
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"