г. Челябинск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А34-7763/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.10.2019 по делу N А34-7763/2019.
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ПАО "КГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - административный орган, инспекция) от 22.05.2019 N 00054 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Определением суда от 14.06.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 25.07.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2019 (резолютивная часть объявлена 24.10.2019) в удовлетворении заявленных требований оказано.
ПАО "КГК" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на недоказанность наличия события и состава правонарушения. Полагает, что доказательства по делу об административном правонарушении собраны с нарушением нормативных требований, поскольку получены в рамках проверки, проведенной на основании приказа, подписанного неуполномоченным лицом - начальником отдела. Также указывает на то, что результаты замера температуры воды отражены в акте, из которого нельзя установить адрес объекта и место проведения замера. Обращает внимание на несоответствие даты замера температуры воды (23.04.2019) указанной административным органом дате совершения правонарушения (26.04.2019), а также на неполноту описания правонарушения в протоколе об административном правонарушении ив оспоренном постановлении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО "КГК" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1064501172416 и осуществляет деятельность по производству и распределению горячей воды в том числе в отношении жилого многоквартирного дома N 110 по ул. М. Горького в г. Кургане.
На основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 22.04.2019 N 01730, вынесенного начальником отдела государственных жилищных инспекторов - старшим государственным жилищным инспектором Курганской области Батиной Е.А. в связи с поступившим обращением гражданина, инспекцией проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении ПАО "КГК", объектом проверки являлся жилой дом N 110 по ул. М. Горького в г. Кургане (л.д.74).
По результатам контрольных мероприятий составлены: акт замера температуры горячей воды в указанном доме от 23.04.2019 (л.д.72); акт проверки от 26.04.2019 N 01730 (л.д.70-71). Актом проверки зафиксировано нарушение обществом положений пункта 5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: температура горячей воды на границе эксплуатационной ответственности составила +42°С, что не соответствует нормативной температуре (+60°С).
Факсограммой от 25.04.2019 N 793 ПАО "КГК" извещено о необходимости явки его представителя в административный орган 26.04.2019 для вручения акта проверки и участия в составлении протокола об административном правонарушении (л.д.75).
По факту выявленного нарушения в отношении заявителя, без участия его представителя 26.04.2019 составлен протокол N 00268 об административном правонарушении, по признакам правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ (л.д.68-69).
Копии протокола и акта проверки направлены в адрес общества сопроводительным письмом от 29.04.2019 и получены адресатом 06.05.2019 (л.д.76-77).
Определением от 08.05.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 22.05.2019 (л.д.67). Копия определения направлена заявителю 13.05.2019.
Постановлением от 22.05.2019 N 00054, вынесенным в отсутствие представителя общества, заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей (л.д.64-66).
Не согласившись с этим постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ПАО "КГК" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "б" пункта 4).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 104 Правил N 354 установлено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Приложением N 1 к Правилам N 354 являются Требования к качеству коммунальных услуг, пунктом 5 которых устанавливается обязанность обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°С; за каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C (п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 21 Правил N 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Из материалов дела следует и заявителем по существу не оспаривается, что ПАО "КГК" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 101 по ул. М. Горького в г. Кургане коммунальный ресурс - горячую воду.
По итогам проведенного в рамках внеплановой проверки замера температуры горячей воды на вводе в указанный многоквартирный дом (на границе эксплуатационной ответственности заявителя) 23.04.2019 в 15.00 часов должностным лицом инспекции установлено, что температура воды составила +42°С, что не соответствует минимальной нормативной температуре (+60°С). Как следует из акта замера температуры горячей воды, замеры проведены специальным прибором - термометром стеклянным керосиновым типа СП-2, заводской номер 93, межповерочный интервал 2 года, дата поверки - январь 2018 года.
Оспаривая факт нарушения заявитель ссылается на незаконность проведения внеплановой проверки (поскольку приказ о проведении проверки принят, по его мнению, неуполномоченным лицом) и неполноту содержания акта замера температуры горячей воды (поскольку из него не видно место забора воды).
Однако, подписавшая приказ от 22.04.2019 N 01730 о проведении внеплановой проверки начальник отдела государственных жилищных инспекторов - старший государственный жилищный инспектор Курганской области Батина Е.А. действовала в соответствии с приказом начальника инспекции от 16.04.2019 N 41 о временном возложении на нее обязанностей заместителя начальника инспекции (л.д.143). Подписание приказа этим лицом соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Иных существенных нарушений процедуры проверки инспекцией не допущено.
Акт замера температуры воды и акт проверки содержат достаточные сведения для определения места проведения замера воды (в акте замера температуры воды указан адрес его составления - г. Курган, ул. М. Горького. Д.110; акт проверки также содержит указание места замера температуры воды - г. Курган, ул. М. Горького, д.110). Кроме того, будучи допрошенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции 24.10.2019 в качестве свидетеля, проводивший проверку и замер температуры воды инспектор Дорошин В.В. показал, что имеющийся в материалах дела акт был составлен в техподполье подъезда N 3 жилого дома N 110 по ул. М. Горького в г. Кургане.
Таким образом, полученные в ходе проведения проверки доказательства следует признать надлежащими.
Событие правонарушение надлежащим образом описано как в акте проверки, так и в протоколе об административном правонарушении и в оспоренном постановлении (отражены достоверные место, дата, время, обстоятельства и результаты замера температуры воды, а также приведена нормативная мотивировка в отношении обязанности заявителя осуществлять предоставление коммунальных услуг надлежащего качества). Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части отклоняются, как противоречащие материалам дела.
Ошибочно отраженная в протоколе об административном правонарушении и в оспоренном постановлении дата совершения административного правонарушения - 26.04.2019 (на что также указывает податель апелляционной жалобы) является технической ошибкой и не может служить самостоятельным основанием для признания оспоренного постановления недействительным.
При таких обстоятельствах следует согласиться с позицией суда первой инстанции о подтверждении материалами дела наличия в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ПАО "Курганская генерирующая компания" объективной возможности обеспечить горячее водоснабжение в соответствии с установленными требованиями, в материалах дела не имеется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ПАО "Курганская генерирующая компания" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Существенных нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Размер примененного инспекцией наказания соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оспоренное постановление является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.10.2019 по делу N А34-7763/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-7763/2019
Истец: ПАО "КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области
Третье лицо: Дорошин Василий Викторович