20 декабря 2019 г. |
Дело N А84-1194/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 20 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Чертковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой А.С.
при участии в заседании от:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя - Ющенко Н.В., представителя по доверенности от 22.04.2019 N 17;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 июня 2019 года по делу N А84-1194/2019 (судья Погребняк А.С.),
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (299053, г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, д. 1/2, оф. 310-318, 319 А, 321-324; 299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2; ОГРН 1149204005125, ИНН 9204002683)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного" (299045, г. Севастополь, ул. Ерошенко, д. 13; ОГРН 1149204050192, ИНН 9201016688),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента здравоохранения города Севастополя (299008, г. Севастополь, ул. Карантинная, д. 45; ОГРН 1149204005136, ИНН 9204002690), Департамента финансов города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2; 299011, г. Севастополь, ул. Генерала Петрова, д. 15; ОГРН 1149204005390, ИНН 9204002845),
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного" (далее - Диспансер, ответчик), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента здравоохранения города Севастополя и Департамента финансов города Севастополя, о взыскании 3792644,62 рублей. Исковые требования мотивированы нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования в сумме 3475397,69 рублей, на которые истцом начислен штраф в размере 317246,93 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 04 июня 2019 года по делу N А84-1194/2019 (судья Погребняк А.С.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Диспансер обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Основанием для отмены обжалуемого судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), содержит расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости. Кроме того, учетной политикой Диспансера на 2018 год не предусмотрен раздельный учет в части разделения расходования средств по ВМП и специализированной медицинской помощи. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что согласно пункту 3.6 Тарифного соглашения на 2018 год структура тарифов на оплату медицинской помощи устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС и включает в себя расходы на заработную плату. Диспансер обращает внимание, что передача препаратов на сумму 1649598,85 рублей произведена по согласованию с Департаментом здравоохранения города Севастополя на основании договора благотворительного пожертвования от 01.10.2018 N 169. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 апелляционная жалоба Диспансера принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 произведена замена судьи Зарубина А.В. на судью Черткову И.В.
Представитель ответчика ранее доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, настаивал на отказе в ее удовлетворении.
В судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили.
Третьи лица явку уполномоченных представителей в судебное заседание 19.12.2019 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте апелляционного арбитражного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании приказа от 09.01.2019 N 1, от 28.01.2019 N 19 и от 11.02.2019 N 29, а также в соответствии с программой плановой комплексной проверки использования Диспансером средств ОМС, Фондом проведена плановая комплексная проверка за период 2015-2018 годы, результаты которой отражены в акте плановой комплексной проверки от 21.02.2019 N 3 (далее - Акт N 3).
В соответствии с пунктом 23.3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Фонда от 16.04.2012 N 73, принято решение о возврате средств в размере 3475397,69 рублей в бюджет Фонда в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования, в том числе:
нецелевое использование средств ОМС в 2016 году:
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 104 000,00 рублей (приобретение кондиционера);
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 159028,25 рублей (расходы на капитальный ремонт);
нецелевое использование средств ОМС в 2018 году:
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 258900,00 рублей (приобретение Автоматической системы для биопсии и сейфа-холодильника);
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 16940,64 рублей (заработная плата главного врача);
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 84200,00 рублей (стимулирующие выплаты заместителю главного врача);
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 1197683,95 рублей (стимулирующие выплаты сотрудникам);
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 5 046,00 рублей (стимулирующие выплаты медрегистратору).
- оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС в размере 1649598,85 рублей (передача лекарственных препаратов на сторону).
Кроме того, Диспансеру предложено уплатить штраф в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхования в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 347539,76 рублей.
В Акте N 3 также отражено, что в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено неэффективное расходование средств ОМС в размере 3345729,52 рублей, в т.ч.:
- выплата ежемесячной премии за август 2018 года заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Пименовой М.Б., без оценки эффективности деятельности данного сотрудника, что привело к неэффективному использованию средств ОМС в размере 13217,00 рублей;
- при отсутствии документов у среднего медицинского персонала, дающих право работать на занимаемой должности, начислена заработная плата, как среднему медицинскому персоналу, что привело к неэффективному расходованию средств ОМС в размере 1666256,26 рублей;
- списание лекарственных средств и изделий медицинского назначения вследствие окончания сроков годности, что привело к неэффективному использованию средств ОМС в размере 1939101,72 рублей.
Диспансер направил в адрес Фонда возражения по Акту N 3 (письмо от 28.02.2019 N 278/19; входящий от 28.02.2019 N 232к), согласно которым финансирование высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, содержит расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости, и учетной политикой Диспансера на 2018 год не предусмотрен раздельный учет в части разделения расходования средств по высокотехнологичной медицинской помощи и специализированной медицинской помощи. Кроме того, ответчик пояснил, что расходы, не включенные в тарифы на оплату медицинской помощи территориальной программы ОМС, в размере 22070,27 рублей, в том числе налог, (расходы на заработную плату главного врача на время освобождения от выполнения трудовых функций для осуществления депутатской деятельности на период с 09 по 14 ноября 2018 года) возмещены Законодательным собранием Свердловской области. Выплаты стимулирующего характера Пименовой М.Б. в виде премии произведены ответчиком за выполнение работ согласно Дополнительному соглашению от 10.08.2018 N 1 к трудовому договору от 06.08.2018 N 513 и согласно приказу от 24.08.2018 N 389, а расходы, понесенные на выплату премии медрегистратору Диспансера, произведены в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации и являются частью заработной платы. Стимулирующие выплаты сотрудникам произведены в пределах экономии фонда оплаты труда по статье 211 "Заработная плата". Передача лекарственных средств на сторону в сумме 1649598,85 рублей произведена Диспансером с согласия Департамента здравоохранения города Севастополя.
В ответ на вышеуказанное возражение Фонд (письмо от 04.03.2019 N 399/07) указал основания, по которым не признал возражения, а также указал на необходимость осуществления возврата средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет Фонда и уплаты штрафа, указанных в Требовании Акта N 3.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 326 Фонд предъявил Требование Диспансеру о возврате средств в размере 3475397,69 рублей в бюджет Фонда в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования, которое Диспансером не исполнено.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения истца с требованием о взыскании с ответчика суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 3475397,69 рублей и штрафа в размере 317246,93 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 04 июня 2019 года исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между истцом и ответчиком заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в рамках которого Диспансер получал от истца денежные средства на исполнение своих обязательств по оказанию медицинских услуг и медицинской помощи застрахованному населению города Севастополя.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения "О контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Спорными эпизодами, которые истец считает нецелевым использованием денежных средств, являются следующие:
1. Приобретение основных средств:
- кондиционер стоимостью 104000,0 руб.
- авт. система для биопсии стоимостью 143900,0 руб.
- сейф-холодильник стоимостью 115000,0 руб.
2. Расходы на капитальный ремонт в размере 159028,25 руб.
3. Расходы на зарплату:
- зарплата главного врача в размере 16940,64 руб.
- стимулирующие заместителю главного врача в размере 84200,0 руб.
- стимулирующие сотрудникам ответчика в размере 1197683,95 руб.
- стимулирующие медрегистратору в размере 5046,0 руб.
4. Передача лекарственных средств иному лечебному учреждению на сумму 1649598,85 руб.
Рассмотрев указанные выше эпизоды, судебная коллегия указывает следующее.
Относительно расходования денежных средств на приобретение оборудования, ответчик признал нецелевое использование денежных средств в размере 143900,0 руб. на приобретение автоматической системы для биопсии, приобретение кондиционера стоимостью 104000,0 руб. и сейфа-холодильника стоимостью 115000,0 руб. за счет средств по обязательному медицинскому страхованию считает правомерным.
Выводы суда в части взыскания стоимости приобретенных основных средств в размере 362900,0 руб. признаются судом апелляционной инстанции обоснованными ввиду следующего.
П. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ устанавливает ответственность за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, которая применена Фондом в настоящем деле.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в 2013 году поликлиникой было закуплено оборудование стоимостью свыше 100 тысяч руб. за единицу: были заключены государственные контракты от 10.12.2018 N 251 на поставку сейфа-холодильника стоимостью 115000,0 руб. и от 29.08.2016 N 094 на приобретение кондиционеров, стоимость одного из которых составляла 104000,0 руб.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, п. 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.02.2011 N 158н (далее Правила обязательного медицинского страхования), п. 3.6 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования города Севастополя, заключенного 15.12.2017 и п. 3.6 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования города Севастополя, заключенного 01.02.2016, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Довод ответчика о том, что нормами действующего законодательства, а именно Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, расходы на приобретение основных средств не содержат ограничения их стоимости, не принимается судом. Данная Программа формируется с учетом порядка оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи и рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2017 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Заключенное 19.12.2018 Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования города Севастополя, разработанное в соответствии с указанными выше нормами действующего законодательства Российской Федерации и Программы, содержит ограничение размера основных средств, приобретаемых за счет средств обязательного медицинского образования и является специальным нормативным актом.
Поскольку и Закон N 326-ФЗ (п. 7 ст. 35), и Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н (пункт 157), и Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования города Севастополя, подписанное 01.02.2016 (пункт 3.6), содержат ограничение стоимости приобретаемых основных средств суммой 100000,0 руб., довод ответчика об отсутствии оснований для признании нецелевым использованием денежных средств, потраченных в 2016 году на приобретение оборудования стоимостью свыше 100000,0 руб., является безосновательным.
Довод Диспансера о приобретении спорных основных средств для оказания высокотехнологической помощи не принимается судебной коллегией, поскольку не подтверждается материалами дела: размещение кондиционера в операционном блоке и использование сейфа-холодильника для хранения наркотических средств и психотропных веществ не являются доказательствами использования данного оборудования при оказании высокотехнологической помощи.
Таким образом, Диспансер не имел правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100000,0 рублей за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
Относительно расходов на капитальный ремонт в размере 159028,25 руб., ответчик признал обоснованными доводы истца по делу и признал нецелевое использование денежных средств в указанном размере.
Поскольку затраты на капитальный ремонт в изложенных выше нормах действующего законодательства не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда (п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ), судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции в части возврата данных денежных средств обоснованными.
Таким образом, подлежат возврату Фонду денежные средства в размере 521928,25 руб. за приобретение оборудования стоимостью свыше 100000,0 руб. и расходы на капитальный ремонт.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Штраф на признанную судом сумму 521928,25 руб. составляет 52192,83 руб.
Суд учитывает, что штрафные санкции в размере 14390,0 руб. и 15902,83 руб. оплачены ответчиком (платежное поручение от 11.03.2019 N 75356 на сумму 30292,83 руб.)
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о правомерном удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций в размере 21900,0 руб.
В части взыскания денежных средств на оплату труда (заработная плата главного врача) в размере 16940,64 рублей, расходование которых истец считает нецелевым использованием средств ОМС, судебная коллегия пришла к выводу, что требования в части возврата денежных средств в размере 16940,64 руб. удовлетворению не подлежат, а штраф в размере 1694,06 руб. подлежит взысканию с ответчика по следующим основаниям.
Проверкой установлено, что в ноябре 2018 года на основании приказа Департамента здравоохранения города Севастополя от 08.11.2018 N 92-л/у главный врач Голованов М.Ю. освобождался от выполнения трудовых функций для осуществления депутатской деятельности на период с 03 по 05 декабря 2018 года. Средняя заработная плата за период освобождения от выполнения трудовых функций для осуществления депутатской деятельности выплачивалась за счет средств ОМС.
В нарушение статьи 35 Закона N 326-ФЗ, раздела 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2018 N 19-ПП, в Диспансере в период ноября 2018 года производилась выплата заработной платы главному врачу Голованову М.Ю. за ведение деятельности, не связанной с реализацией территориальной программы ОМС, что привело к нецелевому использованию средств обязательного медицинского страхования в размере 16940,64 рублей (22070,27 рублей с учетом расходов, связанных с гарантиями в сфере оплаты труда).
Однако, как установлено судом, Законодательным собранием Свердловской области ответчику возмещены денежные средства (заработная плата и расходы, связанные с гарантиями в сфере оплаты труда), оплаченные ответчиком Голованову М.Ю. за период осуществления им депутатской деятельности (т.2 л.д.53-54).
Фактическое восстановление Диспансером на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств исключает возможность взыскания средств с ответчика, поскольку удовлетворение требований в данной части повлечет получение фондом спорных денежных средств в двойном размере, что не предусмотрено действующим законодательством.
Однако, на момент проведения проверки нецелевое использование денежных средств имело место и было устранено только в марте 2019 года. Ответственность медицинской организации наступает за сам факт использования средств ОМС не по целевому назначению. В связи, с чем судом первой инстанции правомерно удовлетворены требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 10% от спорной суммы в размере 1694,06 руб.
Соответствующая позиция нашла свое отражение в судебной практике: дела N А27-6240/2018, N А55-10292/2015 (Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659).
Рассмотрев требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС в 2018 году на оплату расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, в размере 84200,00 рублей" (стимулирующие выплаты заместителю главного врача), в размере 1197683,95 рублей (стимулирующие выплаты сотрудникам) и в размере 5046,00 рублей" (стимулирующие выплаты медрегистратору), судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии основания для удовлетворения данных требований.
В соответствии со статьей 129 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Включение в тариф на оплату медицинской помощи расходов на заработную плату отражено в части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, п. 157 Правил обязательного медицинского страхования, п. 3.6 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования города Севастополя, заключенного 15.12.2017.
Согласно части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" система оплаты труда работников государственных учреждений является отраслевой и включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Севастополя, нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей государственных учреждений.
Постановлением от 06.04.2017 N 282-ПП "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера и Порядка установления выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях города Севастополя" утвержден перечень видов выплат стимулирующего характера, в т.ч.:
1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.
2. Выплаты за качество выполняемых работ.
3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
4. Премиальные выплаты по итогам работы.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя", постановлениями Правительства Севастополя от 27.04.2017 N 349-ПП "Об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов) работникам государственных учреждений в сфере здравоохранения города Севастополя и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 14.04.2015 N 280-ПП", от 06.04.2017 N 282-ПП "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера и Порядка установления выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях города Севастополя" и от 06.04.2017 N 283-ПП "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера и Порядка установления выплат компенсационного характера в государственных учреждениях города Севастополя" Департаментом здравоохранения города Севастополя (приказ от 25.05.2017 N 544) утверждено Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения города Севастополя (далее - Типовое положение).
Согласно пункту 7 раздела IV Типового положения к стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на мотивацию работника к качественному результату, а также поощрение за выполненную работу:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждения с учетом специфики их деятельности и Методикой определения размера выплат стимулирующего характера на основе критериев оценки деятельности государственных медицинских организаций, подведомственных Департаменту, а также иных государственных организаций, учредителем которых является Департамент, их руководителей и работников, утвержденной приказом Департамента "Об утверждении Перечней показателей эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя, их руководителей и работников" N 1676 от 20.12.2016 ("эффективный контракт" (п. 7.5.2 Типового положения).
В соответствии с пунктом 7.5.3. Типового положения премиальные выплаты производятся в соответствии с положениями локально-нормативных актов Диспансера и могут быть:
- периодического характера - по итогам работы за период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) ("эффективный контракт");
- разовые премии - за выполнение особо важных и срочных работ, при присвоении почетных званий и награждении знаками отличия Российской Федерации, орденами и медалями Российской Федерации, наградами города Севастополя, почетными грамотами, к профессиональным праздникам, к юбилейной дате.
Положение об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного" (далее - Положение об оплате труда работников), разработанное во исполнение приказа Департамента здравоохранения города Севастополя от 25.05.2017 N 544(т.2 л.д.95-115), определяет, что в состав стимулирующих выплат включаются, в том числе и премиальные выплаты по итогам работы (п. 4.7).
Согласно утвержденным ответчиком Положению о премировании работников (т.2 л.д.116-118, 125) и Положению об оплате труда, премии могут быть единовременными и ежемесячными.
Как установлено истцом, ответчиком заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Пименовой М.Б. в августе 2018 года была выплачена премия в размере 84200,00 рублей за интенсивную и эффективную работу со страховыми медицинскими компаниями за период май-июнь 2018 года по оспариванию штрафных санкций. Поскольку указанными выше нормативными и локальными актами не установлена премия за интенсивную и эффективную работу со страховыми компаниями, истец признал данную сумму нецелевым использованием денежных средств и заявил требование о ее взыскании.
Вместе с тем, истцом не принято во внимание Дополнительное соглашение от 10.08.2018 N 1 к трудовому договору от 6.8.2018 N 513, устанавливающее дополнительный объем работ сотрудника и размер премии за ее выполнение. Кроме того, в материалы дела представлен Протокол оценки эффективности работы, выполнения показателей, для расчета премирования сотрудников за август 2018 года (т.1 л.д.67-68).
Поскольку выполненная работа связана с уставной деятельностью Диспансера, с оказанием медицинской помощи лицам по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, премирование соответствует разделу 2 Положения о премировании работников и входит в состав заработной платы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания выплаченной премии нецелевым использованием денежных средств Фонда.
Заявляя требования в размере 1197683,95 рублей" - расходы по выплате премии по итогам работы за месяц в целях материального стимулирования сотрудников - истец указал, что данная сумма стимулирующих выплат произведена без учета показателей эффективности работников, выплата "в целях материальной заинтересованности сотрудников" не соответствует требованиям указанных выше норм и является нецелевым использованием денежных средств. Суд первой инстанции согласился с доводами истца.
Судебная коллегия считает данные выводы суда ошибочными, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что приказы о ежемесячном премировании сотрудников издавались на основании утвержденных главным врачом Диспансера протоколов оценки эффективности работы выполнения показателей для расчета премирования сотрудников (т.2 л.д. 83-94).
Поскольку выполненная сотрудниками работа связана с уставной деятельностью Диспансера, с оказанием медицинской помощи лицам по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, премирование соответствует разделу 2 Положения о премировании работников и входит в состав заработной платы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания выплаченной премии нецелевым использованием денежных средств Фонда.
Рассмотрев требование о взыскании средств ОМС в 2018 году в размере 5046,00 рублей" (стимулирующие выплаты медрегистратору), как израсходованных не по целевому назначению, судебная коллегия признает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно приказу главного врача Голованова М.Ю. от 15.11.2018 N 509, медицинский регистратор Воронина Г.Р. премирована в размере 50% должностного оклада за качественное техничное исполнение в кратчайшие сроки заявок по льготному лекарственному обеспечению, что составляет 5046,0 руб.
Истец, с которым согласился и суд первой инстанции, считает, что согласно разделу 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2018 N 19-ПП, мероприятия по лекарственному обеспечению льготной категории граждан являются расходным обязательством федерального бюджета Российской Федерации и бюджета субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия считает данный вывод ошибочным, поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что выполненная медицинским регистратором работа является разовым отдельным поручением, премирование за исполнение которого соответствует п. 4.7.4.3 Положения об оплате труда, утвержденного ответчиком и разделу 2 Положения о премировании ответчика, которые являются локальными нормативными актами.
Требования ответчика в части нецелевого использование средств обязательного медицинского страхования в 2018 году в размере 1649598,85 рублей, выразившегося в передаче лекарственных препаратов иному медицинскому учреждению, признаются судебной коллегией не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
03 октября 2018 года Диспансером проведена передача лекарственных препаратов с истекающими сроками годности, а именно: доксорубицин 37,5 мл. N 1 в количестве 120 уп., доксорубицин 37,5 мл. No1 в количестве 817 уп., фторурацил 50 мг/мл 5 мл No10 в количестве 23 уп., фторурацил 50 мг/мл 20 мл No10 в количестве 29 уп. иному медицинскому учреждению. Лекарственные препараты были приобретены Диспансером за счет средств ОМС и переданы, согласно договору благотворительного пожертвования, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский онкологический диспансер имени В.М. Ефетова", сумма по договору составила 1649598,85 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 298 ГК РФ, пунктом 4.9 раздела 4 Устава Диспансера, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. В соответствии со статьей 36 Закона N 326-ФЗ - территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи. Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1302-ПП и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2018 N 19-ПП (далее - Территориальная программа), установлен перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи.
Таким образом, в тариф на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за оказанную медицинскую помощь на территории города Севастополя включаются расходы на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые будут использованы медицинской организацией. Приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи в других регионах РФ территориальной программой города Севастополя не предусмотрено.
Лекарственные препараты, указанные выше, приобретены ответчиком за средства обязательного медицинского страхования правомерно, что признается и представителем истца. К выводу о нецелевом использовании денежных средств истец пришел в результате того, что Диспансером лекарственные, препараты согласно договору благотворительного пожертвования, переданы Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский онкологический диспансер имени В.М. Ефетова".
Закон N 326-ФЗ, так же как и отраслевое законодательство об обязательном медицинском страховании, не содержит понятия и расшифровки термина "нецелевое расходование денежных средств", в связи с чем, суд, учитывая близость по существу правоотношений между участниками отдельных видов обязательного социального страхования, в том числе между фондом и медицинской организацией, к бюджетным отношениям между распределителем и получателем бюджетных средств, обоснованно посчитал возможным применить по аналогии закона положения бюджетного законодательства, касающиеся расходования бюджетных средств, а также ответственности за нарушения порядка их расходования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
П. 1 ст. 15.14 КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования подлежат расходованию на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основной целью использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования является оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы, для чего требуется наличие необходимых лекарственных средств.
Судебной коллегией установлено, что приобретение лекарственных средств за счет средств обязательного медицинского страхования является целевым использованием денежных средств, запрет на передачу лекарственных средств территориальной программой обязательного медицинского страхования не установлен, согласие на передачу лекарственных средств в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования не предусмотрено. Передача лекарственных средств осуществлена с целью эффективного использования лекарственных средств, срок годности которых ограничен и истекает, с согласия Департамента здравоохранения города Севастополя (что признается всеми участниками судебного процесса).
При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что утилизация лекарственных средств в результате истечения срока их годности не являлась бы основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств обязательного медицинского страхования.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что действия Диспансера по эффективному использованию лекарственных средств с истекающим сроком годности, не могут быть признаны нецелевым использованием средств.
Ответственность за неэффективное использование денежных средств, результатом чего послужило приобретение лекарственных средств, количество которых превышает необходимое, нормами указанного выше законодательства Российской Федерации в области обязательного медицинского страхования не предусмотрена.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения части требований о возврате денежных средств, начисленный на них штраф также удовлетворению не подлежит
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение подлежит изменению.
Нарушение норм процессуального законодательства, влекущих отмену судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, допущено не было.
На основании норм статей 110, 112 АПК РФ, государственная пошлина подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям и апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 июня 2019 года по делу N А84-1194/2019 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного" (299045, г. Севастополь, ул. Ерошенко, д. 13; ОГРН 1149204050192, ИНН 9201016688) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (299053, г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, д. 1/2, оф. 310-318, 319 А, 321-324; ОГРН 1149204005125, ИНН 9204002683) сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 521928,25 рублей, а также штраф в размере 23594,06 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного" (299045, г. Севастополь, ул. Ерошенко, д. 13; ОГРН 1149204050192, ИНН 9201016688) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в размере 6035,83 рублей."
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (299053, г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, д. 1/2, оф. 310-318, 319 А, 321-324; ОГРН 1149204005125, ИНН 9204002683) в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного" (299045, г. Севастополь, ул. Ерошенко, д. 13; ОГРН 1149204050192, ИНН 9201016688) государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2568,60 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1194/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя
Ответчик: ГБУЗ г. Севастополя "Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ