г. Владивосток |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А59-4740/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-7927/2019
на решение от 30.09.2019
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-4740/2019 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026501018356, ИНН 6509008571)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Эдем" (ОГРН 1156509000603, ИНН 6509023499)
о взыскании 500 рублей финансовой санкции по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
УПФР по Холмскому району Сахалинской области (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с ООО УК "Эдем" (далее - общество, страхователь) финансовой санкции в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", и изменений, внесенных Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации исковое заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства без вызова сторон.
Решением от 20 сентября 2019 года (оформленным в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных требований УПФР по Холмскому району Сахалинской области отказано.
30 сентября 2019 года оформлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке, указав в обоснование жалобы на следующее.
Согласно жалобе, на основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, определенных указанным федеральным законом, а неисполнение этой обязанности к моменту истечения установленного указанным федеральным законом срока является нарушение, оконченным в указанный срок. В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь подлежит привлечению к ответственности в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за каждого застрахованного лица. Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 9 сентября 2015 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1156509000603, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6509023499.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-018096719.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Управлением на основании представленной обществом отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за февраль 2017 года и "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки установлено, что данные сведения в отношении одного застрахованного лица, указанного в отчете по форме СЗВ-СТАЖ, отсутствуют в представленном страхователем и принятом управлением отчете по форме СЗВ-М за февраль 2017 года.
По данному факту управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.03.2019 N 074818190002896 и вынесло решение от 10.04.2019 N 074819190004622, которым привлекло общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей.
Об уплате страхователем финансовой санкции в добровольном порядке управление выставило требование от 06.05.2019 N 074 801190004771, направленное обществу заказным письмом 6 мая 2019 года.
До установленного срока (24.05.2019) страхователь требование не исполнил, в связи с чем, управление 27 июня 2019 года обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание 500 рублей финансовой санкции.
Определением от 08.07.2019 в рамках дела N А59-3946/2019 суд на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа ввиду того, что заявленное требование не отвечает признаку бесспорности.
Поскольку общество не уплатило сумму наложенной финансовой санкции, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в размере 500 рублей в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, в силу следующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ страхователями признаются юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные подпункта 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления ежегодной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 N 3п (действовавшем на дату возникновения спорных правоотношений) утверждена форма СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц".
Для представления ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из кодов: "исхд" (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), "доп" (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и "отмн" (отменяющая форма, указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В свою очередь статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее -Инструкция N 766н), в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
В пункте 39 Инструкции N 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) за февраль 2017 года в отношении 4-х застрахованных лиц общество представило в пенсионный фонд 15 марта 2017 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок.
Согласно протоколу проверки отчетности страхователя от 15.03.2017 указанный документ принят управлением, ошибок не установлено.
15 февраля 2018 года, то есть в установленный законом срок, обществом направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "ИСХ") за 2017 год в отношении пяти застрахованных лиц. Поступившая форма СЗВ-СТАЖ за указанный период проверена управлением, сведения приняты без замечаний.
В ходе проведения проверки представленных форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ управлением выявлено, что сведения об одном застрахованном лице (Суровегина И.С.), указанном в отчете по форме СЗВ-СТАЖ, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, о чем составлена сверка представленных форм, а в последующем и акт о выявлении правонарушения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ошибки в отчете по форме СЗВ-М за февраль 2017 года по отношению к имеющимся в территориальном органе Пенсионного фонда индивидуальным сведениям (в принятой от страхователя форме СЗВ-СТАЖ) выявлены управлением, следовательно, в силу вышеназванных нормативных требований страхователю должно быть вручено/направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок.
Вместе с тем такое уведомление об устранении выявленных управлением ошибок/несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, в суд не представлено и о его фактическом наличии из материалов дела не усматривается.
Пунктом 37 Инструкции N 766н закреплена обязанность управления при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, вручить страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку.
При этом инструкция разработана в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, предоставляющими заявителю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.
Иное толкование содержащихся в инструкции положений будет прямо противоречить нормам Закона N 27-ФЗ, в соответствии с которым она была принята и во взаимосвязи с положениями которого она применяется.
В рассматриваемом случае положения пунктов 37 и 39 Инструкции N 766н должны применяться во взаимосвязи с положениями, установленными статьей 15 Закона N 27-ФЗ, то есть орган пенсионного фонда при выявлении ошибок и (или) несоответствий составляет уведомление и направляет его страхователю. Добросовестный страхователь, в свою очередь, получив уведомление об устранении имеющихся в представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления представляет территориальному органу Пенсионного фонда дополняющие (уточняющие) сведения по соответствующей форме, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ. В случае игнорирования страхователем полученного от территориального органа Пенсионного фонда уведомления и неустранения выявленных несоответствий в пределах указанного пятидневного срока к нему подлежит применению ответственность по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Вместе с тем, не составив уведомление и не направив его в адрес страхователя, управление фактически лишило общество права, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н, на самостоятельное устранение в установленный срок имеющихся в представленных индивидуальных сведениях ошибок/несоответствий с целью исключения применения к нему финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решение управления, послужившее основанием для обращения за взысканием финансовой санкции в судебном порядке, не соответствует положениям Закона N 27-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, поскольку, необоснованно лишив страхователя права, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н, возлагает на него обязанность по уплате штрафа, а представленными в материалы дела документами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности
Коллегией судей установлено, что обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. Новых доказательств, влияющих на разрешение спора, суду не представлено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30.09.2019 по делу N А59-4740/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4740/2019
Истец: ГУ УПФ РФ по Холмскому району Сахалинской области
Ответчик: ООО УК "Эдем"