город Омск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А75-9588/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14522/2019) Администрации города Нижневартовска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.09.2019 по делу N А75-9588/2019 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синтегма" (ОГРН 1078603000189, ИНН 8603140274) к Администрации города Нижневартовска, при участии в деле заинтересованного лица - Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Ниженвартовска, о признании незаконным уведомления от 22.01.2019 N 2-исх-55 об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обязании заключить договор купли-продажи,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Синтегма" - Подмарьковой А.Д. по доверенности от 28.04.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Синтегма" (далее - заявитель, ООО "Синтегма", Общство) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения, изложенного в уведомлении от 22.01.2019 N 2-Исх-55, и об обязании устранить допущенные нарушения.
Определением арбитражного суда от 20.06.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.09.2019 заявленные ООО "Синтегма" требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на правомерности оспариваемого отказа в предоставлении в собственность заявителю испрашиваемого земельного участка, указал на то, что имеющийся на земельном участке объект недвижимости - контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) не указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), выданной в отношении испрашиваемого земельного участка, в качестве вида разрешенного использования, следовательно, фактическое использовании земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.
ООО "Синтегма" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация, Департамент, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных участвующих в деле лиц в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Синтегма" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 23.03.2015 N 108-АЗ, заключенного с администрацией Нижневартовского района, ООО "Синтегма" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 86:11:0301017:81, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, дом 32, строение 1-6, панель N 17, в целях использования под существующую производственную базу: нежилые здания - метрологический цех N 2, административно-бытовой корпус, склад - арочник, диспетчерская, гараж, производственный корпус N 3, овощехранилище.
На земельном участке с кадастровым номером 86:11:0301017:81 расположены принадлежащие ООО "Синтегма" на праве собственности объекты недвижимого имущества, входящие в состав производственной базы:
- с кадастровым номером 86:11:0000000:69775, назначение: нежилое здание, площадь 2 399 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 32, строен. 1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 86-АВ N 075404 от 21.09.2015);
- с кадастровым номером 86:11:0301001:166, назначение: нежилое здание, площадь 1 921,1 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 32 (свидетельство о государственной регистрации права серия 86-АВ N 075402 от 21.09.2015);
- с кадастровым номером 86:11:0000000:69774, назначение: нежилое, площадь 444,5 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, Западный промышленный узел, Панель 17, ул. Индустриальная, д. 32, строение 3, (свидетельство о государственной регистрации права серия 86-АБ N 418414 от 12.05.2012);
- с кадастровым номером 86:11:0000000:1709, назначение: нежилое, площадь 49,4 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Нижневартовск, ул. Западный промышленный узел, д 32, строен 6, на основании (свидетельство о государственной регистрации права серия 86-АБ N 414970 от 12.05.2012);
- с кадастровым номером 86:11:0301001:404, назначение: нежилое здание, площадь 353 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 32 (свидетельство о государственной регистрации права серия 86-АВ N 075403 от 21.09.2015);
- с кадастровым номером 86:11:0301017:430, назначение: нежилое, площадь 711,2 кв.м., расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Нижневартовск, ул. Индустриальная, д 32, строение 2 (свидетельство о государственной регистрации права серия 86-АБ N 418415 от 12.05.2012);
- с кадастровым номером 86:11:000000:69776, назначение: нежилое здание, площадь 647,9 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, г Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 32, строение 5 (свидетельство о государственной регистрации права серия 86-АВ N 075405 от 21.09.2015);
- с кадастровым номером 86:11:0301001:735, назначение: нежилое здание, площадь 36,9 кв.м., расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Нижневартовск, ул. Индустриальная, д 32, строение 7 (свидетельство о государственной регистрации от 13.01.2016).
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 86:11:0301017:81 в собственность без проведения торгов.
Уведомлением от 22.01.2019 N 2-исх-55 Администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги, сославшись на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, поскольку на земельном участке имеется объект капитального строительства (КПП) с кадастровым номером 86:11:0301001:735, назначение: нежилое здание, площадь 36,9 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 32, строение 7, не указанный в виде разрешенного использования земельного участка. Уведомление об отказе получено заявителем 08.02.2019.
Полагая, что отказ Администрации в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, изложенный в уведомлении от 22.01.2019 N 2-исх-55, явятся незаконным и нарушает права и интересы заявителя, ООО "Синтегма" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу о том, что фактическое использование земельного участка соответствует целям его предоставления и виду разрешенного использования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Детальный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе, подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (статья 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (статьи 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
При этом согласно части 4 статьи 37 Гр ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями такого имущества, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, обязательно учитывающим, какие объекты находятся на земельном участке в случае их размещения на нем.
Администрация в оспариваемом отказе, ссылаясь на пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ, указала на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, поскольку на земельном участке имеется объект капитального строительства (КПП) с кадастровым номером 86:11:0301001:735, назначение: нежилое здание, площадь 36,9 кв. м расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 32, строение 7, не указанный в виде разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 86:11:0301017:81 имеет вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 86:11:0301017:81 предоставлен Обществу в аренду сроком с 27.02.2015 по 26.02.2064 по договору аренды земельного участка от 23.03.2015 N 108-АЗ в целях использования под существующую производственную базу: нежилые здания - метрологический цех N 2, административно-бытовой корпус, склад - арочник, диспетчерская, гараж, производственный корпус N 3, овощехранилище.
Материалами дела подтверждается, что на указанном земельном участке расположены принадлежащие ООО "Синтегма" на праве собственности объекты недвижимого имущества, в том числе спорный КПП, входящие в состав производственной базы.
Согласно кадастровому паспорту от 22.12.2015 N 86/201/15-374487 на ККП с кадастровым номером 86:11:0301001:735, данный объект построен в 2002 году и 06.07.2012 поставлен на кадастровый учет
Кроме того, в отношении указанного объекта 13.01.2016 зарегистрировано право собственности заявителя на основании договора аренды земельного участка от 23.03.2015 N 108-АЗ (т. 1 л.д. 40), т.е. на момент предоставления земельного участка в аренду КПП уже находился на земельном участке и орган местного самоуправления не мог не знать о его существовании.
Спорный земельный участок предоставлен в аренду с уже имеющимся на нем КПП, не смотря на отсутствие в договоре упоминания о данном объекте.
Таким образом, размещение КПП на указанном земельном участке осуществлено в соответствии с видом разрешенного использования и целями предоставления земельного участка. Отсутствие прямого указания в ЕГРН на КПП не свидетельствует об обратном, учитывая, что КПП является обслуживающим объектом производственных и административных объектов на спорном земельном участке и земельный участок предоставлялся для использования существующей на нем производственной базы, состоящих из объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.09.2019 по делу N А75-9588/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9588/2019
Истец: ООО "СИНТЕГМА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Ниженвартовска
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6029/20
23.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14522/19
25.10.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14522/19
17.09.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9588/19