г. Москва |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А41-27928/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: Хозяинова Е.Ю., представитель по доверенности от 28.12.2018 (диплом о высшем юридическом образовании N ВСА 0815082 от 23.06.2009);
от Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.09.2019 по делу N А41-27928/19 по заявлению Администрации Воскресенского муниципального района Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030305:520, площадью 400 кв.м., вид разрешенного использования: для огородничества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Воскресенского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявление об обязании Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030305:520, площадью 400 кв.м., вид разрешенного использования: для огородничества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Воскресенского муниципального района подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030305:520 поставлен на кадастровый учет 19.05.2009, земельный участок является учтенным.
16 июня 2009 г. указанный земельный участок на основании договора N 1134 от передан в аренду гражданину Рыбину А.Ю. для ведения огородничества, сроком на 10 лет.
03 сентября 2009 года произведена государственная регистрация договора аренды.
Дополнительным соглашением от 03.11.2016 стороны расторгли договор аренды.
Администрация обратилась в Управление с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030305:520 на основании 24, 25, 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решением от 29.01.2019 Управление отказало в учете изменений объекта недвижимости в связи с отсутствием оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, предусмотренных законом.
В связи с чем Администрация Воскресенского муниципального района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).
Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона "О кадастровой деятельности").
В соответствии с действовавшей до 01.01.2017 частью 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Поскольку в отношении спорного земельного участка производилась государственная регистрация права аренды, нормы части 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не подлежат применению.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, ранее действовавшими положениями Федерального закона N 221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01 января 2017 года законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Наличие указанных оснований арбитражным апелляционным судом из материалов дела не установлено.
Пунктом 3 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
Исследовав материалы дела, принимая во внимание, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после 01.03.2008, имеют статус "учтенный", установленных в законе оснований для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета в рассматриваемом случае не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, следует, что если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Доказательств преобразования спорного земельного участка, наличия оснований для исключения о нем сведений в ЕГРН прямо предусмотренных законом, в материалы дела не имеется.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Администрации Воскресенского муниципального района об обязании Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030305:520, площадью 400 кв.м., вид разрешенного использования: для огородничества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2019 года по делу N А41-27928/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27928/2019
Истец: МУ АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МО
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Московской области