г. Тула |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А23-7528/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н. (абзац 2 части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В. в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Ресурс" (Калужская область, Думиничский районн, с. Маклаки, ОГРН 1074027002730, ИНН 4027078428) в лице управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "КЦЗ" и административного органа - управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004412836, ИНН 4027065926), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Ресурс" в лице управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "КЦЗ" на определение Арбитражного суда Калужской области от 30.09.2019 по делу N А23-7528/2019 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Ресурс" в лице управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "КЦЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.09.2019 N 03-444/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 30.09.2019 в принятии заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование своих доводов указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии его заявления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в принятии заявления к производству, суд первой инстанции, применив положения частей 2, 3 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к выводу, что настоящий спор не является экономическим, не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем неподведомственен арбитражному суду.
Между тем с таким мнением суда нельзя согласиться в силу следующего.
Согласно требованиям части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших (часть 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из совокупности приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Соблюдение данного критерия должно учитываться в каждом конкретном случае, в том числе исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, приведенных в оспариваемом постановлении административного органа.
Данная позиция нашла свое отражение в многочисленных судебных актах Верховного Суда Российской Федерации, а также пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 (редакция от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В целях исключения противоречий при определении компетенции судов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, разъяснено, что в тех случаях, когда объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Как усматривается из материалов дела, административным органом общество привлечено к административной ответственности за пользование недрами с нарушениями условий лицензии.
Согласно положениям статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно материалам дела общество является коммерческой организацией, создано для добычи известняка, гипсового камня и глины с целью дальнейшей поставки на заводы для производства цемента. Основным видом деятельности общества является добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня. Для достижения этих целей обществом приобретены земельные участки, на которых расположен карьер, а также оформлена лицензия на разработку месторождения сырья и пользования недрами от 29.04.2010 серии КДЖ N 00087.
При таких обстоятельствах следует признать, что вменяемое административное правонарушение связано с использованием обществом недр для осуществления экономической деятельности (такой вывод содержится и в постановлении административного органа (нарушение установлено в процессе осуществления хозяйственной деятельности юридического лица)), а, следовательно, настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N 308-АД18-11987 и постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2019 по делу N А83-313/3019 и от 30.08.2018 N А23-3773/2018.
При таких обстоятельствах определение суда подлежит отмене, а заявление общества - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству.
Руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 272, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калужской области от 30.09.2019 по делу N А23-7528/2019 отменить.
Направить вопрос на рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7528/2019
Истец: ООО Мастер - ресурс, ООО Мастер - ресурс в лице управляющей компании "КЦЗ"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области
Третье лицо: ООО к/у "Калужский цементный завод" Гриченко Э.К.