г. Самара |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А55-24417/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буртасовой О.И.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2019 года, принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение принято от 18 октября 2019 года), по делу N А55-24417/2019 (судья Шаруева Н.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН: 1136300002365, ИНН: 6315990666), г. Самара,
к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области" (ОГРН: 1126316007058, ИНН: 6316177608), г. Самара,
о взыскании 49 635 руб. 35 коп., в том числе 40 914 руб. - задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 29.11.2016 по 31.12.2016 и 01.01.2018 по 22.07.2018, 8 720 руб. 69 коп. - пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт, начисленные за период с 20.01.2017 по 10.07.2019,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области" о взыскании 49 635 руб. 35 коп., в том числе 40 914 руб. - основной долг по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 29.11.2016 по 31.12.2016 и 01.01.2018 по 22.07.2018, 8 720 руб. 69 коп. - пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт, начисленные за период с 20.01.2017 по 10.07.2019.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2019, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части исковые требования удовлетворены. С Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области" в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" взыскано 49 635 руб. 35 коп., в том числе 40 914 руб. - задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 29.11.2016 по 31.12.2016 и 01.01.2018 по 22.07.2018, 8 720 руб. 69 коп. - пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт, начисленные за период с 20.01.2017 по 10.07.2019, а так же расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как необоснованное.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального права.
Указывает, что требование истца в части взыскания пени не подлежало удовлетворению, поскольку в нарушение ч. 3 ст. 171 ЖК РФ, истец не направлял в адрес ответчика платежные документы. Указанные документы поступили только вместе с претензией.
Также ответчик не согласен с взысканием с него в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в связи с тем, что ответчик является федеральным органом исполнительной власти и на основании подпункта 1.1. пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобожден.
После подачи апелляционной жалобы судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение от 18.10.2019.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба принята к рассмотрению судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 года N 104, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 года N 1479.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч.1 ст. 180 ЖК РФ, ч.2 ст.28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно ч.4 ст.181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно ч.1 ч. 3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьями 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника, следовательно, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
В соответствии ч. 1, ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 2, ч. 3 ст. 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее -Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст.171 ЖК РФ, ч.1 ст.9 Закона 60-ГД в ред. закона Самарской области от 07.04.2014 N 32-ГД). Согласно ч.1 ст.9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2016, 2017, 2018 гг. производится на основании Постановлений Правительства Самарской области N 333 от 11.06.2015 г., N 293 от 08.06.2016 г., N 319 от 17.05.2017 г., которыми установлен минимальный размер взноса некапитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2016, 2017, 2018 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 6 этажей включительно - 5,07 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 рубля.
На 2017, 2018 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей. С 01.07.2018 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,67 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,52 рублей.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 39 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР".
Ответчику в данном многоквартирном доме на праве оперативного управления с 29.11.2016 г. по 22.07.2018 г. принадлежит нежилое помещение (836,1 кв.м нежилое помещение: этаж N 1, этаж N 2 (пом.н7)), что подтверждается выпиской из ЕГРН N 99/2019/270710560 от 03.07.2019, а также выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости N 99/2019/270584279 от 03.07.2019.
Для исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как собственника помещения в указанном многоквартирном доме истцом предоставляются платежные документы. Ответчик не исполняет своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; ответчиком не оплачены платежные документы за период с ноября 2016 г. по 22.07.2018 г. на сумму 40 914 руб. 66 коп.
В адрес ответчика истцом направлена претензия с требованием оплатить сумму задолженности, однако данное требование истца ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Доводы ответчика о том, что платежные документы не представлялись истцом ответчику, рассмотрены судом первой инстанции и отклонены по следующим оснвоаниям.
В соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.
Данная обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает в силу закона из ст. 169ЖКРФ и ст. 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. М60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", а не платежных документов, предоставляемых региональным оператором.
Ответчику выставлялись платежные документы, направлялась претензия, следовательно, ответчик, знал о возложенной законом обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, имел реквизиты, на которые следует перечислять взносы на капитальный ремонт, действуя добросовестно и разумно, не лишен был права исполнить обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт, вместе с тем обязанность по уплате взносов не исполнил.
Отсутствие платежного документа на оплату взносов на капитальный ремонт, согласно действующему законодательству, не освобождает ответчика от обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Установив, что наличие и размер задолженности подтверждены документально. тогда как доказательств оплаты долга ответчиком не представлены, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 40 914 руб. 00 коп. суд первой инстанции обоснованно удовлетворил.
В связи с просрочкой оплаты, истцом начислены пени в размере 8 720 руб. 69 коп. за период с 20.01.2017 по 10.07.2019.
Проверив расчет пеней, суд пришел к выводу о том, что арифметически он произведен верно, период просрочки определен с учетом фактических обстоятельств дела.
Поскольку материалами дела подтвержден факт просрочки ответчиком исполнения денежного обязательства, требование истца о взыскании с ответчика 8 720 руб. 69 коп. пеней за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт, начисленные за период с 20.01.2017 по 10.07.2019 подлежит удовлетворению.
Довод ответчика об освобождении его от уплаты государственной пошлины, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 г. N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
По смыслу статьи 333.17 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации данная льгота в виде освобождения государственных органов от уплаты государственной пошлины предоставляется лишь при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой, то есть когда государственная пошлина подлежит перечислению в федеральный бюджет, а не от распределения судебных расходов по результатам рассмотрения спора.
Доводы о том, что дело подлежало рассмотрению не в упрощенном порядке, а по общим правилам искового производства, поскольку требования не носят бесспорного характера и ответчиком не признаются, отклоняются как несостоятельные.
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела не установил наличия предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательности перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в случае заявления об этом лица, участвующего в деле, считающего, что данное дело должно быть рассмотрено в этом порядке, а не в порядке упрощенного производства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2019 года, принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 18 октября 2019 года), по делу N А55-24417/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24417/2019
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области"