город Томск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А27-29148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Павловой Ю.И., |
при ведении протокола судебного секретарем Полевый И.Б., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (N 07АП-5847/2019 (2)) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 сентября 2019 года по делу N А27-29148/2018 (судья Засухин О.М.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654079, Кемеровская область, город Новокузнецк, проезд Коммунаров, 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к обществу с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (620000, Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Щербакова, 4, ОГРН 1036605217252, ИНН 6674121179) о взыскании 1 383 743,98 рублей.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Андриянов П.В. по доверенности от 15.10.2019, Шадрина Е.Д. по доверенности от 09.09.2019;
от ответчика - Грязнов А.Н. по доверенности от 10.07.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - ООО "Элемент-Трейд") о взыскании 1 310 579,43 рублей задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2018 по 31.10.2018, 73 164,55 рублей неустойки, а также 26 837 рублей расходов по государственной пошлине.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 1 134 006,46 рублей задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2018 по 31.10.2018, 93 969,91 рублей пени (л.д. 60-61, т. 3).
Исковые требования обоснованы статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 2256 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, что привело к образованию задолженности в заявленном размере и начислению пени.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены. С ООО "Элемент-Трейд" в пользу ООО "ЭкоТек" взыскано 1 134 006,76 рублей долга, 93 969,91 рублей неустойки, 25 280 рублей расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с данным решением, ООО "Элемент-Трейд" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель привел следующие доводы: суд первой инстанции допустил нарушение норм материального права, а именно статей 432, 433, 438, 443 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 5 статьи 5, статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации; в нарушение пункта 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации суд руководствовался положениями подзаконного нормативно-правового акта, противоречащего указанным нормам; расчет суммы долга истца противоречит редакции договора, заключенной в силу пункта 8(12) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156; суд нарушил нормы процессуального права, а именно статьи 10, 68, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не оценил все представленные доказательства во взаимосвязи; не учел, что истец физически не мог оказать услуги в виду их оказания третьим лицом; по объектам: Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Союзная, 30 и ул. Мурманская, 35, а также Кемеровская область, город Новокузнецк, ул. Франкфурта, ул. Новоселов, мкр. Абашево, Кедровый переулок, 3, ответчик деятельности не ведет; дело рассмотрено с нарушением правил о подсудности.
ООО "ЭкоТек" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, отмечая, что истец осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор, оказывает услуги вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения и не вправе отказываться от оказания таких услуг даже в отсутствие контракта, следовательно, вправе требовать оплаты оказанных услуг; факт оказания услуг подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС, выпиской из маршрутных журналов мусоровоза.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.
Представители истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, поддержали доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01.07.2018.
В соответствии с пунктами 1.3 - 1.4 соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017 - 2026 годы", утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением. Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367, к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относятся: Новокузнецкий городской округ, Прокопьевский городской округ, Осинниковский городской округ, Калтанский городской округ, Киселевский городской округ, Мысковский городской округ, Краснобродский городской округ, Междуреченский городской округ, Прокопьевский муниципальный район, Новокузнецкий муниципальный район, Таштагольский муниципальный район.
Как указал истец, осуществляя деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО, он фактически обеспечил уборку и транспортирование ТКО в период с 01.07.2018 по 31.10.2018 из контейнеров, расположенных наиболее близко к месту нахождения объектов ответчика, и направил в его адрес акты оказанных услуг за период с 01.07.2018 по 31.10.2018.
Поскольку ООО "Элемент-Трейд" оказанные услуги не оплатило, ООО "ЭкоТек" направило в адрес ответчика претензию от 12.11.2018 N 5145 с требованием о погашении суммы задолженности в течение 10 дней с момента ее получения.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения ООО "ЭкоТек" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания услуг, непредставления доказательств оплаты оказанных услуг, правомерности начисления неустойки.
Удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял по существу верный судебный акт.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с 4 твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями Постановления N 1156, установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ от 29.12.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 6 Постановления N 1156 (в редакции, действовавшей до 02.10.2018) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора.
Согласно пункту 7 Постановления N 1156 (в редакции, действовавшей до 02.10.2018) в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Таким образом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах, пунктами 5 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 как в редакции, действовавшей с 25.11.2016 по 01.10.2018, так и в последующих редакциях.
Из материалов дела следует, что после наделения статусом регионального оператора ООО "ЭкоТек" направило в адрес ответчика проект договора от 03.05.2018 N 3908-2018/ТКО, по которому ответчиком направлен протокол разногласий от 29.05.2019 (т.4 л.16 - 19. Разногласия стороны не разрешили, протокол согласования разногласий от 17.07.2019 свидетельствует о возражениях по предложенным условиям (т.4 л.62).
В этой связи до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, договор с согласованными сторонами условиями заключен сторонами посредством обмена указанными документами не был, что не свидетельствует об отсутствии договорных отношений, поскольку в данном случае региональный оператор оказывает услуги в соответствии с условиями соглашения.
ООО "ЭкоТек" 05.09.2018 направило в адрес ответчика заказным письмом (идентификационный номер 65400025149222) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 3908-2018/ТКО от 16.08.2018, что подтверждается квитанцией ФГУП "Почта России" от 05.09.2018.
Согласно сведений ФГУП "Почта России", размещенных на официальном сайте в сети "Интернет" в разделе "отслеживание почтовых отправлений", данный договор получен ответчиком 19.09.2018, в письме УФПС Свердловской области от 30.05.2019 (т.3 л.144) указано, что письмо 65400025149222 вручено 11.09.2019 представителю ООО "Элемент-Трейд" по доверенности.
После направления указанного письма в Постановление N 1156 были внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 N 1094. С учетом внесенных изменений Постановление N 1156 в редакции от 15.09.2018 действовало с 02.10.2018.
В соответствии с пунктом 8 (11) Постановления N 1156 (в редакции от 15.09.2018) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В пункте 8 (12) Постановления N 1156 (в редакции от 15.09.2018) указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 8 (17) раздела I (1) Постановления N 1156 (в редакции от 15.09.2018) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 3908-2018/ТКО от 16.08.2018 является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ.
На официальном сайте ООО "ЭкоТек" в сети "Интернет" (http://kuzro.ru) размещено предложение потребителям заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Кемеровской области (представлена распечатка с сайта). Как указано в письменных объяснениях истца (т.2 л.22), предложение заключить договор и утвержденный типовой договор размещены на сайте регионального оператора 01.11.2018. Ответчиком факт размещения указанных данных на сайте не оспорен, доказательств, опровергающих указанные данные истца не представлено.
Поскольку ответчик не исполнил императивные требования Постановления N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора с согласованием существенных его условий.
При этом, вопреки мнению ответчика, в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Как следует из материалов дела, истец осуществляет деятельность по адресам:
- Кемеровская область, город Прокопьевск: проспект Шахтеров, 1, 7, пом. 1, улица Оренбургская, 6; проспект Ленина, 5, пом. 1п.; улица Крупской Надежды, 12; улица Коксовая, 43; ул. Институская, 84А; улица Есенина, 88; улица Есенина, 22а; улица Гайдара, 14А, 10-й микрорайон, 4а;
- Кемеровская область, город Осинники: улица Победы, 35; улица Победы, 15; улица 50 лет Октября, 9а;
- Кемеровская область, город Новокузнецк: проспект Шахтеров, 26, пом. 284; улица Циолковского, 11; улица Тореза, 95; улица Тореза, 53, пом. 2-6; проспект Советский Армии, 33; проспект Пионерский, 23, корп. 1, пом. 2; проспект Октябрьский, 3; ул. Новобайдаевская, 5А; улица Мичурина, 13, пом. 60; улица Ленина, 72; улица Косыгина, 79, пом. 235; улица Климасенко, 5к1 пом. 70; улица Кирова, 101А; проспект Запсибовцев, 19а; проспект Дружбы, 52; поселок Притомский, улица Дорстроевская, 5а; проспект Архитекторов, 19А; улица 40 лет ВЛКСМ, 116Ж;
- Кемеровская область, город Мыски: проезд Шахтерский, 1А; улица Ленина, 19;
- Кемеровская область, город Междуреченск: улица Пушкина, 23; проспект Шахтеров, 57; проспект Шахтеров, 1; проспект Строителей, 71А; улица Комарова, 3, пом. 1а; проспект 50 лет Комсомола, 45;
Кемеровская область, город Киселевск: улица Мира, 28; улица Весенняя, 19А; улица 50 лет Октября, 27 пом. 1; улица 1 Мая, 9/2;
- Кемеровская область, пгт. Краснобродсктй, 6 улица Западная, 1;
- Кемеровская область, город Калтан: улица Комсомольская, 26; проспект Мира, 17.
ООО "ЭкоТек" с 01.07.2018 оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на территории зоны "Юг" Кемеровской области, в связи с чем в адрес ООО "Элемент-Трейд" направляет платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом факт осуществления ООО "ЭкоТек" вывоза ТКО в спорный период нашел свое подтверждение в материалах дела, вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
Доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, ни в суд первой, ни апелляционной инстанций не представлено.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 для ООО "ЭкоТек" были утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Единый тариф для прочих потребителей с 01.07.2018 составил 416,68 руб./м3 без учета НДС (для населения с НДС 491,68 руб./ м3).
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
Ответчик по виду экономической деятельности относится к категории отходообразователей - 2.1. предприятия торговли
Согласно постановлению РЭК КО N 58 норматив накопления ТКО для ответчика составляет - 0,319 м3 /1 м2 общей площади в год.
Размер задолженности за услуги по обращению с ТКО за июль - октябрь 2018 года составил 1 134 006,76 рублей.
Довод ответчика о том, что размер задолженности определен истцом исходя из количества и объема для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах их накопления, а не нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, как предусмотрено типовым договором, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий представленному в материалы расчету задолженности, из которого следует, что объем задолженности определен исходя из норматива накопления на 1 кв.м. площади, утвержденного тарифа и общего размера используемой ответчиком площади.
Ссылка ответчика на отсутствие деятельности по адресам: Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Союзная, 30 и ул. Мурманская, 35, а также Кемеровская область, город Новокузнецк, ул. Франкфурта, ул. Новоселов, мкр. Абашево, Кедровый переулок, 3, не может быть принята во внимание, поскольку при определении размера задолженности данные объекты истцом во внимание не принимались, а ошибочное их указание судом первой инстанции в судебном акте не повлекло по существу принятия неверного судебного акта в части установления общей суммы долга.
Доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Заключение ответчиком договора с ИП Горшевым и его исполнение, само по себе не снимает с ответчика обязанности по обращению с ТКО с использованием услуг именно истца.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями заключенного договора энергоснабжения и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия также учитывает положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из части 1 статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Исходя из изложенного выше, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для освобождения ООО "Элемент-Трейд" от обязанности оплаты услуг по вывозу ТКО, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также неиспользования установленных контейнеров.
На основании статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (пеней, штрафом), предусмотренной законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Пунктом 24 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг ООО "ЭкоТек" начислило пени за период с 30.11.2018 по 17.04.2019 в сумме 93 969,91 рублей.
Расчёт неустойки судом проверен и признан арифметически верным, доказательств того, что договор должен был заключен после 30.11.2019, не представлено, необоснованность произведенного истцом и доведенного до сведения ответчика расчета неустойки не подтверждена.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие доказательств уплаты задолженности и неустойки, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ООО "ЭкоТек"о взыскании 1 134 006,46 рублей задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2018 по 31.10.2018, 93 969,91 рублей пеней за период с 30.11.2018 по 17.04.2019.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом правил подсудности подлежит отклонению исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено общее правило о рассмотрении спора - иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по адресу или месту жительства ответчика.
При этом согласно части 4 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
Из смысла и толкования указанной правовой нормы следует, что иск по спору, вытекающему из договора, может быть предъявлен также по месту исполнения такого договора, которое может не совпадать с местом нахождения ответчика.
Иск подан на основании пункта 4 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по месту сбора и накопления ТКО и КГО (места нахождения мусорных контейнеров) - Кемеровская область.
Принимая во внимание, что в типовой договор включено общее правило об определении подсудности рассматриваемого спора, конкретный суд, на рассмотрение которого подлежат передаче споры, вытекающие из договора, не согласован сторонами, истец воспользовался своим правом на предъявлении иска по месту исполнения договора, принимая во внимание, что право выбора арбитражного суда в силу части 7 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено истцу.
Указание уда первой инстанции на то, что подсудность определена постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019, не является обоснованным, поскольку в названном постановлении указано лишь на преждевременность выводов первой инстанции об отсутствии договора между сторонами.
Однако, при изложенных выше обстоятельствах, касающихся исполнения договора, рассмотрение дела Арбитражным судом Кемеровской области действующему законодательству не противоречит.
Аналогичная позиция изложена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 158 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц", постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.09.2016 по делу N А03-16364/2015.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции принято верное решение по существу спора.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу частей 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика - ООО "Элемент-Трейд".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 сентября 2019 года по делу N А27-29148/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-29148/2018
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: ООО "Элемент-Трейд"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-929/20
23.12.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5847/19
24.09.2019 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-29148/18
19.06.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5847/19
29.05.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-29148/18