город Томск |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А27-20662/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-12277/2019) на решение от 20.11.2019 (резолютивная часть от 30.10.2019) Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) по делу N А27-20662/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19 корпус А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонному) (650991, город Кемерово, проспект Советский, дом 74 А, ИНН 4205168040, ОГРН 1084205020965) о признании недействительным решения от 04.06.2019 N 52S19190008615 (с учетом уточнения требования), без вызова представителей участвующих в деле лиц.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (сменило наименование на Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с реорганизацией путем присоединения к нему Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай) (далее - Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонному) (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 04.06.2019 N 52S19190008615 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - решение от 04.06.2019 N 52S19190008615).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено арбитражным судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 30.10.2019 Арбитражного суда Кемеровской области принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное требование удовлетворено: признано недействительным решение Пенсионного фонда от 04.06.2019 N 52S19190008615.
Определением суда от 13.11.2019 возвращено Пенсионному фонду заявление о составлении мотивированного решения по делу в связи с пропуском процессуального срока, установленного частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отсутствием ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу соответствующего заявления.
Мотивированное решение изготовлено арбитражным судом первой инстанции 20.11.2019 в связи с поступлением апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на правомерность привлечения Росприроднадзора к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в связи с тем, что представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2018 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены на 1 застрахованное лицо впервые и с нарушением срока.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Росприроднадзор в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв с доказательствами направления Пенсионному фонду (список N 131 внутренних почтовых отправлений от 02.12.2019, кассовый чек от 02.12.2019) приобщены апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 10.10.2018 Росприроднадзором по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2018 года на 83 застрахованных лица, что следует из подтверждения получения сведений о застрахованных лицах от 10.10.2018, протокола контроля сведений о застрахованных лицах от 12.10.2018.
По результатам проведенной проверки, в том числе сверки формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год и форм СЗВ-М за 2018 год Пенсионным фондом были выявлены расхождения в отчетах, в связи с чем 26.02.2019 Пенсионным фондом в адрес Росприроднадзора по телекоммуникационным каналам передано уведомление об устранении ошибок и несоответствий в сведениях со сроком исполнения в течение пяти рабочих дней.
Сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за сентябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2018 года, представлены Росприроднадзором 01.03.2019, что следует из подтверждения получения сведений о застрахованных лицах от 01.03.2019, протокола контроля сведений о застрахованных лицах от 03.03.2019.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.04.2019 N 052S18190007440.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 04.06.2019 N 052S19190008615 о привлечении Росприроднадзора к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 500 рублей финансовых санкций.
Несогласие Росприроднадзора с решением Пенсионного фонда послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Пенсионного фонда правовых оснований для применения санкций, установленных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку исходные сведения о застрахованных лицах были направлены страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона 27-ФЗ срок, а ошибки в изначально представленных сведениях устранены путем направления уточненных сведений за спорный отчетный период (сентябрь 2018 года) в соответствии с действующим законодательством и в пределах пятидневного срока.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Росприроднадзор является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Росприроднадзора к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за сентябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - сентябрь 2018 года - не позднее 15 октября 2018 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Росприроднадзор первоначально представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2018 года в установленный законом срок.
Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что форма СЗВ-М тип "дополняющая" за сентябрь 2018 года представлена Росприроднадзором в течение пяти рабочих дней после получения уведомления Пенсионного фонда от 26.02.2019 о выявленных ошибках.
Доказательства того, что скорректированные Росприроднадзором сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за сентябрь 2018 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях от 26.02.2019, Росприроднадзор реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (сентябрь 2018 года), откорректировав их путем представления в пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющей формы") за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности; формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для привлечения Росприроднадзора к ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции соответствуют подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2018 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, так как сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, Росприроднадзором внесены исправления в представленные сведения в установленный для этого срок, ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 20.11.2019 (резолютивная часть от 30.10.2019) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20662/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20662/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, Южно-Сибирское межрегиональное управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное