г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2024 г. |
Дело N А26-6342/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38913/2023) Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно - коммунального хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2023 по делу N А26-6342/2023, принятое
по заявлению Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно - коммунального хозяйства
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия;
Территориальному управлению в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах
3-е лицо: Администрация Кондопожского муниципального района
общество с ограниченной ответственностью Кафе "Руны"
общество с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор"
о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований от 20.04.2023 N 28,
УСТАНОВИЛ:
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно - коммунального хозяйства (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным предостережения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление) о недопустимости нарушения обязательных требований от 20.04.2023 N 28, как не соответствующего положениям Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Кондпожского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью Кафе "Руны" и общество с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор".
Решением суда от 20.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, оценивал по дому N 17 по пр. Калинина в г. Кондопога условия договора управления от 29.12.2011 в то время, когда на момент вынесения оспариваемого предостережения по данному многоквартирному дому был заключен и действовал договор управления от 01.04.2023. Считает, что поскольку контейнерная площадка у дома N 17 по проспекту Калинина в городе Кондопога определена, как муниципальная, значит, автоматически освобождает собственников помещений дома N 17 по пр. Калинина в г. Кондопога по ее обслуживанию.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.03.2023 в Территориальный отдел в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия поступила жалоба от жильцов домов N 15 и N 17 по проспекту Калинина в городе Кондопога по вопросу антисанитарного состояния площадки для контейнеров, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно договорам управления от 15.10.2015 и от 29.12.2011, соответственно, управляющей организацией в отношении домов N 15 и N 17 по проспекту Калинина в городе Кондопога является Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно - коммунального хозяйства.
Управлением 20.04.2023 составлено мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
20.04.2023 в адрес Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно - коммунального хозяйства выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 28, которым Предприятию предписано принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований санитарного законодательства при организации и содержании контейнерной площадки, сборе твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке у дома N 17 по проспекту Калинина в городе Кондопога, организации дезинсекционных и дератизационных работ.
Предприятием 26.04.2023 направлены возражения на предостережение.
Письмом от 26.05.2023 N 10-10-03/161-110-2023 предостережение от 20.04.2023 года признано законным.
Предприятие полагая, что ненормативный правовой акт Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно Правилам N 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее также реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 11), в который периодически вносятся изменения, так согласно п. 15 Правил N 1039 в соответствии с п. 5 ст. 13.4 Закона об отходах производства и потребления реестр включает в себя следующие разделы:
-данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
-данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
-данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Пунктом 17 Правил N 1039 предусмотрено, что раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Информация о размещенньк и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, представляемой региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.
Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.
Указанные положения Правил N 1039 возлагают на регионального оператора обязанность участвовать в формировании реестра путем представления информации о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема, а также предложений о планируемых к размещению контейнерах.
В приложении N 1 Постановления Администрации Кондопожского муниципального района N 746 от 23 июля 2021 года в разделе "собственник места контейнерной площадки накопления ТКО" внесен был без уточнения данных о собственнике, поэтому в связи с уточнением всех данных, исходя из вышеуказанного раздела Правил N 1039 Администрацией Кондопожского муниципального района 29 мая 2023 года N 622 утвержден был реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Кондопожского городского поселения.
Согласно реестра, в перечень мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов контейнерная площадка, расположенная на земельном участке, входит и входила в общее домовое имущество МКД N 17 по пр. Калинина в г. Кондопога.
В реестре муниципальной собственности рассматриваемая контейнерная площадка по вышеуказанному адресу не числится и никогда не числилась, так как находятся на территории земельного участка в границах МКД.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок') накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на Предприятии, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
Из материалов дела следует, что при содержании общего имущества спорных многоквартирных домов Предприятием допущены нарушения, так как на придомовой территории не организовано место сбора бытовых отходов, что следует из представленных в материалы дела фотографий и заявителем не оспаривается.
Суд первой инстанции правильно указал, что контейнерная площадка расположена за пределами границ многоквартирного дома, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых коммунальных отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает Предприятие от обязанности по ее содержанию.
Материалами дела подтверждается, что контейнерная площадка у дома N 17 по проспекту Калинина в городе Кондопога включена в Реестр контейнерных площадок с целью определения мест вывоза твердых коммунальных отходов региональным оператором, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица.
Между тем, из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что по указанному адресу находятся только контейнеры.
Вместе с тем, Предприятие, осуществляя функции управления в отношении спорных многоквартирных домов, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 Жилипщого кодекса Российской Федерации, положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и вьшолнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названным домом.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию площадки накопления твердых коммунальных отходов лежит на Предприятии.
Организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов является обязанностью управляющей организации в силу закона и ее исполнение не связано с принятием решения собственниками помещений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предостережение не нарушает права и законные интересы Предприятия.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным оспариваемого предостережения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2023 по делу N А26-6342/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Кондопожскому муниципальному многоотраслевому предприятию жилищно - коммунального хозяйства из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины по платежному поручению N 5143 от 01.11.2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6342/2023
Истец: Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно - коммунального хозяйства
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Третье лицо: Администрация Кондопожского Муниципального района, ООО "Карельский экологический оператор", ООО Кафе "Руны", к/у Рулева А.И.
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2276/2024
04.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38913/2023
25.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38913/2023
20.10.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-6342/2023