г. Владивосток |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А59-6730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-7894/2023
на решение от 08.11.2023
судьи Александровской Е.М.
по делу N А59-6730/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модерн Машинери Фар Ист" (ИНН 4909105495, ОГРН 1104910000293)
к Сахалинской таможне (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951)
о признании недействительным решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС от 14.09.2021 N РКТ-10707000-21/000010;
при участии в заседании:
от ООО "Модерн Машинери Фар Ист": представитель П.В. Селезень, по доверенности от 01.01.2024, сроком действия по 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2004/ЮФ-4076), паспорт;
от Сахалинской таможни: представитель не явился, надлежаще извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Модерн Машинери Фар Ист" (далее - заявитель, общество, декларант, ООО "Модерн Машинери Фар Ист") обратилось в суд с заявлением к Сахалинской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС N РКТ-10707000-21/000010 от 14.09.2021.
Решением суда от 08.11.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Сахалинская таможня обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт отмечает, что по своему функциональному назначению спорный товар не может быть классифицирован как части бурильных или проходческих машин субпозиции 8430 41 или 8430 49, поскольку по смыслу положений товарной позиции 8412 ТН ВЭД ЕАЭС и Решения N 130 представляет собой механический силовой узел самоходной буровой установки, подлежащей классификации в товарной позиции 8412 ТН ВЭД ЕАЭС.
По мнению таможни, отсутствие в гидравлическом перфораторе Montabert НС 109 гидравлического цилиндра линейного действия не свидетельствует о неправильности классификации в субпозиции 8412 21 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку рассматриваемый перфоратор имеет в своем составе Цилиндр, что было установлено Арбитражным судом Сахалинской области и подтверждается сведениями, заявленными в декларации на товары.
Также, принимая во внимание, что перфораторы линейки НС20-НС110 характеризуются общими техническими показателями, параметры показателей необходимы для подбора перфоратора к буровой установке, Сахалинской таможня полагает возможным применение к настоящему спору судебной практики Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А51-7864/2020.
Кроме того, таможня считает, что отказ в удовлетворении ходатайства Сахалинской таможни о привлечении для участия в деле специалиста Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ) г. Владивосток, нарушает права и законные интересы государственного органа.
ООО "Модерн Машинери Фар Ист" в письменном отзыве по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возражало, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит оставить в силе судебный акт первой инстанции.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "Модерн Машинери Фар Ист" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и в соответствии с декларацией на товары ДТ N 10720010/180521/0035429 поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар "запасные части для буровой установки DRIFT RUNNER 1SB: гидравлический перфоратор MONTABERT НС 109, предназначен для установки на буровую машину при проведении горных работ и прокладке тоннелей, бурении скважин, применяется для бурения мягких и твердых горных пород", изготовитель "MONTABERT S.A.S." (Франция), модель "НС 109", количество 1 шт., артикул 101081282, таможенная стоимость 3 572 858,82 руб.
При декларировании товара таможенному органу в указанной ДТ был заявлен классификационный код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС 8431430000 - Части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 - 8430 - машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430 - части бурильных или проходческих машин субпозиции 843041 или 843049.
После выпуска товаров по указанной таможенной декларации таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, результаты которой оформлены актом N от 05.08.2021 N 10707000/210/050821/А000034.
В ходе анализа таможенной декларации таможенный орган пришел к выводу о том, что ввезенный гидравлический перфоратор представляет собой механический силовой узел буровой установки, состоящий из гидравлического двигателя, гидроцилиндра и гидроаккумулятора, предназначен для преобразования силы давления гидравлической жидкости, получаемой от гидравлической системы буровой установки, в ударное и вращательное движение, передаваемое на бурильный инструмент; гидравлический перфоратор предназначен для установки на податчике самоходной буровой установки; производитель Montabert S.A.S.; модель НС 109; артикул 101081282, в связи с чем, данный товар на основании Решения Коллегии ЕЭК от 21.08.2018 N 130 подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8412 21 800 8 ТН ВЭД ЕАЭС (Двигатели и силовые установки прочие: - силовые установки и двигатели гидравлические: - линейного действия (цилиндры): - прочие: - прочие: прочие).
На основании данных результатов камеральной таможенной проверки таможенным органом было принято Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 14.09.2021 N РКТ-10707000-21/000010. Согласно этому решению вышеуказанный товар был классифицирован в подсубпозиции 8412218008 ТН ВЭД ЕАЭС (Двигатели и силовые установки прочие: - силовые установки и двигатели гидравлические: - линейного действия (цилиндры): - прочие: - прочие: прочие). При этом, в качестве сведений, необходимых для такой классификации указано описание: гидравлический перфоратор MONTABERT НС 109, представляющий собой механический силовой узел буровой установки, состоящий из гидравлического двигателя, гидроцилиндра и гидроаккумулятора, предназначен для преобразования силы давления гидравлической жидкости, получаемой от гидравлической системы буровой установки, в ударное и вращательное движение, передаваемое на бурильный инструмент; гидравлический перфоратор предназначен для установки на податчике самоходной буровой установки; производитель Montabert S.A.S.; модель НС 109; артикул 101081282.
14.09.2021 на основании данного решения о классификации товара также было принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10720010/180521/0035429, после выпуска товаров. В соответствии с этим решением ранее заявленное в ДТ описание товара было изменено на описание, указанное в Решении о классификации товара, заявленный при декларировании код ТН ВЭД ЕАЭС товара был изменен на код 8412218008, в отношении товара была начислена ввозная таможенная пошлина по соответствующей этому коду ставке 7% таможенной стоимости, что составило 250 100,12 руб., а также был доначислен НДС в сумме 50 020,03 руб. Таким образом, в результате внесения в ДТ данных изменений и дополнений общая сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении вышеуказанного товара, увеличилась на 300 120,15 руб.
15.09.2021 в связи с внесением в ДТ указанных изменений и дополнений таможней на основании п. 3 ст. 55, п. п. 4, 5 ст. 405 ТК ЕАЭС обществу, а также таможенному представителю ООО "Вил кон" были направлены Уведомления N Ю707000/У2021/0000191 и N 10707000/У2021/0000192 соответственно о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей в общем размере 300 120,15 руб.
30.09.2021 уплата данных таможенных платежей была произведена путем зачета денежных средств из сумм авансовых платежей, внесенных таможенным представителем ООО "Вилкон" на соответствующий счет ФТС России, с последующим возмещением вышеуказанной суммы таможенному представителю из денежных средств Заявителя, перечисляемых им на счет ООО "Вилкон" в соответствии с Договором от 13.05.2010 N 0594/00-10-18 в целях уплаты таможенных платежей в отношении различных товаров Заявителя.
ООО "Модерн Машинери Фар Ист" не согласившись с решением N РКТ-10707000-21/000010 от 14.09.2021, обратилось в Арбитражный суд Приморского края с соответствующим заявлением, которое было удовлетворено в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) при таможенном декларировании. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В силу пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления неверной классификации товаров при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16.07.2012 N 54 (с последующими изменениями) утверждены "Единая ТН ВЭД ЕАЭС" и "Единый таможенный тариф ЕАЭС", которым установлены Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТНВЭД ЕАЭС.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТНВЭД ЕАЭС. Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям.
Основаниями для отнесения товара к определенной товарной позиции являются его состав, область применения, свойства и технологическая функция каждого компонента.
Правовое значение имеет последовательность применения ОПИ ТНВЭД ЕАЭС, что, в частности, подтверждается Положением о порядке применения единой ТНВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение).
Пунктами 6, 7 Положения определена последовательность действий для достижения необходимого уровня классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу правила 1 ОПИ ТНВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в ТНВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(a), 2(6), 3(a), 3(6), 3(в), 4, 6 ОПИ ТНВЭД ЕАЭС.
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС подготовлены Пояснения, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термин, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно правила 1 ОПИ ТНВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Для определения кода ТН ВЭД ЕАЭС товара в первую очередь определяется код четырехзначной товарной позиции.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих или не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно пункту 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatismutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, ОПИ 1 устанавливает главный принцип отнесения товаров в определенную товарную позицию ТН ВЭД (первые 4 знака кода), а именно: определяющим является текст товарной позиции и примечания к разделам или группам.
Соответственно, для решения вопроса о правомерности отнесения товара к одной из сравниваемых товарных подсубпозиций необходимо, в первую очередь, сопоставить признаки товара с содержанием данных товарных позиций.
При классификации товара по ТН ВЭД применяются Пояснения, которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, которые представляют собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причём, это толкование имеет международно-правовое значение.
Данные Пояснения одобрены рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции номенклатуры.
Как установлено судом в товарную субпозицию 8431 43 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, примененную декларантом при декларировании спорного товара, включаются:
"Части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430:
- машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430: части бурильных или проходческих машин субпозиции 8430 41 или 8430 49".
Примечанием 2 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что при условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам:
(а) части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях;
(б) другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно. Однако части, которые равно пригодны для использования главным образом с товарами товарных позиций 8517 и 8525 - 8528, классифицируются в товарной позиции 8517;
(в) все прочие части классифицируются в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно или, помимо этого, в товарной позиции 8487 или 8548.
Из Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза к товарной позиции 8431 (Том IV. Разделы XIV - XVI. Группы 71-84) следует, что в данную товарную позицию входят части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 - 8430 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом, отличительным признаком товарных субпозиций 8430 41 и 8430 49, части которых классифицируются в товарной подсубпозиции 8431 43 000 0 ТН ВЭД, выбранной обществом, является то, что в указанные позиции включаются машины, предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля и т.п.; выемки грунта, бурения и т.п.).
В разделе (III) "Машины и оборудование для выемки, резания и бурения грунта" Пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС отмечено, что эти машины применяются главным образом для работы в шахтах, бурения скважин, проходки туннелей, для открытых способов разработки, бурения мягких пород и т.п.
В пункте (В) указанного раздела Пояснений указано, что к товарным позициям 8430 относятся машины для бурения скважин в горных породах, угле и т.д., а также машины ударно-вращательного бурения, у которых бур может поворачиваться при бурении. Однако в данную товарную позицию не включаются подобные устройства ручные, имеющие пневматический или гидравлический привод или собственный двигатель (товарная позиция 8467).
Следует отметить, что в данную товарную позицию входят только бурильные машины как таковые. Прочее оборудование, обычно применяемое вместе с буровыми установками, не включается в данную товарную позицию, даже если оно представлено вместе с буровой установкой, например, насосы и компрессоры для удаления ила, камней и т.д. из скважины (товарная позиция 8413 или 8414).
Таким образом, по общему правилу части буровых установок, имеющие установленные для них товарные позиции, должны классифицироваться в этих товарных позициях.
Что касается классификационного кода 8412 21 800 8 ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар был классифицирован таможенным органом, то тексту указанной товарной подсубпозиции соответствует товар
"Двигатели и силовые установки прочие:
- силовые установки и двигатели гидравлические:
-- линейного действия (цилиндры):
--- прочие:
---- прочие".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8412 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются реактивные двигатели (кроме турбореактивных), пневматические двигатели и силовые установки, ветровые двигатели (ветродвигатели), пружинные или гиревые двигатели и т.д., а также некоторые гидравлические двигатели и моторы и некоторые силовые установки, работающие на водяном или ином пару.
В пункте (3) раздела (Б) "Силовые установки и двигатели гидравлические" названных Пояснений указано, что в указанную товарную позицию включаются гидроцилиндры, состоящие, например, из латунного или стального цилиндра и поршня, приводимого в действие давлением масла (или другой жидкости), прилагаемым с одной стороны поршня (одностороннего действия) или с двух сторон (двустороннего действия), которые преобразуют энергию давления жидкости в линейное движение. Эти цилиндры применяются в станках, строительных механизмах, механизмах управления и т.д.
Наряду с этим Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 130 "О классификации гидравлического перфоратора в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Решение Коллегии ЕЭК N 130) установлено, что гидравлический перфоратор, представляющий собой механический силовой узел самоходной буровой установки, состоящий из гидравлического двигателя, гидроцилиндра и гидроаккумулятора, предназначенный для преобразования силы давления гидравлической жидкости, получаемой от гидравлической системы буровой установки, в ударное и вращательное движение, передаваемое на бурильный инструмент, в соответствии с Основным правилом интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1, примечанием 2 (а) к разделу XVI единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза классифицируется в товарной позиции 8412 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция N 257).
В силу подпункта 29 пункта 15 названной Инструкции в графе 31 декларации на товары подлежат указанию сведения о декларируемом товаре, необходимые в том числе, для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД.
В первом подразделе графы 33 указывается без пробелов десятизначный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (подпункт 31 пункта 15 Инструкции N 257).
Таким образом, в декларации на товары должны быть приведены индивидуализирующие характеристики ввозимого товара, позволяющие с точностью определить его классификационный код в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующую ему ставку таможенной пошлины.
Согласно сведениям, заявленным обществом при декларировании спорного товара, он представляет собой гидравлический перфоратор - устройство для установки на буровой машине, предназначен для сверления горных пород при проведении горных работ.
Таможенный орган, классифицируя спорный товар в подсубпозиции 8412 21 800 8 ТН ВЭД ЕАЭС, руководствовался Решением Коллегии ЕЭК N 130.
Между тем, утверждение таможни о наличии в конструкции перфоратора Montabert НС 109 всех конструктивных элементов, перечисленных в указанном Решении Коллегии ЕЭК, то есть, одновременно гидравлического двигателя, гидроцилиндра и гидроаккумулятора, является необоснованным и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Так, по ходатайству общества судом назначена судебная техническая экспертиза для целей уяснения технических характеристик ввезенного перфоратора MONTABERT HC109.
Согласно Заключению эксперта от 23.06.2023 N 2180/23-СЭ Филиппова Е.В. ООО "Центр независимой экспертизы "Аспект" перфоратор MONTABERT HC109 является механическим (гидравлическим) силовым узлом самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB, без наличия которого установка не может выполнять свою основную рабочую функцию (бурение). Использовать перфоратор MONTABERT НС109 без самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1 SB (отдельно от буровой установки) не представляется возможным.
В составе перфоратора MONTABERT НС109 имеется гидравлический двигатель вращательного действия (вращатель), гидравлический цилиндр (гидравлический двигатель линейного действия) в составе данного перфоратора отсутствует.
Необходимым (обязательным) конструктивным элементом (главным функциональным узлом) для буровой установки DRIFT RUNNER 1SB перфоратор обеспечивает возможность выполнения данной установкой её основной главной рабочей функции - проведение горных работ, прокладка тоннелей, бурение скважин; перфоратор предназначен для бурения мягких и твердых горных пород.
Таким образом, перфоратор MONTABERT НС109 является механическим (гидравлическим) узлом для выполнения основной функции буровой установки DRIFT RUNNER 1SB.
Эксперт отмечает, что перфоратор по своей конструкции и принципу работы не является автономным устройством, способным самостоятельно генерировать механическую энергию внутри себя, используя для этого внутренний источник энергии, а является второстепенным (навесным) компонентом специализированной машины.
Использовать перфоратор MONTABERT НС109 отдельно от буровой установки DRIFT RUNNER 1SB не представляется возможным, так как перфоратор является ее агрегатом; буровая установка является по отношению к перфоратору внешним источником энергии, наличие которого, безусловно, необходимо для работы перфоратора MONTABERT НС109.
Для работы перфоратора гидравлическое масло подаётся от основной гидравлической системы установки под заданным производителем показателем давления масла.
Момент удара: гидравлическое масло под давлением подаётся через впускной штуцер в каналы перфоратора и обеспечивает возвратно-поступательное движение ударника. Гидроаккумулятор сглаживает скачки давления в обратной магистрали, стабилизирует работу ударника. Часть поступающего под давлением масла поступает в гидроаккумулятор, где накапливается для следующего удара.
Когда ударник (в процессе рабочего движения) смещается настолько, что освобождается канал, соединённый с обратной магистралью, - поток масла (находящегося под давлением) от передней части золотника перенаправляется в обратную магистраль. В результате, давление в передней части золотника сбрасывается, и ударник начинает движение в обратном направлении. Ударник перемещается назад в исходное положение (для следующего удара) и цикл повторяется.
Согласно представленным судом материалам дела - чертежу и сопроводительной технической документации установлено, что в составе перфоратора MONTABERT НС 109 отсутствует и гидроцилиндр, и поршень внутри гидроцилиндра. Давление жидкости воздействует непосредственно на ударник (без участия поршня), обеспечивая его возвратно-поступательное движение для создания ударного импульса, передаваемого на буровой инструмент.
Гидравлический цилиндр линейного действия в исследуемом перфораторе конструктивно не предусмотрен.
Перфоратор MONTABERT НС 109 конструктивно не может работать без внешнего энергоисточника. Нагнетание необходимого для работы перфоратора давления в гидросистеме перфоратора обеспечивает самоходная буровая установка DRIFT RUNNER 1SB.
Благодаря конструкции перфоратора давление жидкости обеспечивает механическое импульсное перемещение ударника, передающего этот импульс на буровой инструмент.
В любом гидравлическом перфораторе (в том числе в перфораторе MONTABERT НС 109) присутствует преобразование энергии потока жидкости в механическую работу - в ударно-вращательное движение выходного звена.
Принцип работы перфоратора MONTABERT НС 109 основан на наличии в его составе такого элемента как гидравлический двигатель вращательного действия (гидромотор, вращатель).
По результатам проведенной экспертизы, сделаны следующие выводы:
- в составе гидравлического перфоратора MONTABERT НС 109 для самоходной буровой установки (изготовитель "Montabert S.A.S." (Франция)) гидравлический цилиндр отсутствует.
- гидравлический перфоратор MONTABERT НС 109 является механическим (гидравлическим) силовым узлом самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB, без наличия которого установка не может выполнять свою основную рабочую функцию (бурение).
- гидравлический перфоратор MONTABERT НС 109 не является гидроцилиндром линейного действия.
- гидравлический перфоратор MONTABERT НС 109 является механическим (гидравлическим) силовым узлом самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB, без наличия которого установка не может выполнять свою основную рабочую функцию (бурение).
- использовать перфоратор MONTABERT НС 109 без самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB (отдельно от буровой установки) не представляется возможным.
Коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции, что экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83 и 86 АПК РФ, изложено ясно, является доступным для понимания, выводы полно отвечают на поставленные вопросы.
С учетом полученных ответов содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что перфоратор MONTABERT HC109 не является гидроцилиндром линейного действия, является механическим (гидравлическим) силовым узлом самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB, без наличия которого установка не может выполнять свою основную рабочую функцию (бурение), использовать перфоратор MONTABERT НС 109 без самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB (отдельно от буровой установки) не представляется возможным.
Экспертное заключение было исследовано судом первой инстанции по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, его анализ не вызывает сомнений в обоснованности вывода эксперта.
Позиция таможенного органа о несогласии с заключением эксперта основана на неверном толковании технических особенностей классифицируемого товара и не может быть положена в основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из возражений представителя таможенного органа не ясно, что именно по его мнению в заключении отражено неправильно, какие сведения о характеристиках объекта искажены.
При этом, Сахалинская таможня не заявляла ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы, учитывая тот факт, что у таможенного органа имеются объективные сомнения в обоснованности выводов эксперта, а также то обстоятельство, что каких-либо возражений относительно кандидатуры эксперта, экспертному учреждению, которым было поручено проведение судебной экспертизы, таможней не заявлялось.
При этом, как следует из материалов дела, ходатайство о проведении экспертизы иным экспертным учреждением было заявлено таможенным органом под условие согласования финансирования экспертизы вышестоящим таможенным органом.
При этом, суд разъяснял таможенному органу положения статьи 87 АПК РФ, согласно которой, при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Как установлено коллегией, в связи с отсутствием финансирования на проведение экспертизы, таможенным органом в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о привлечения к участию в настоящем деле в качестве специалиста указанного в ходатайстве таможенного органа от 30.08.2023 N 05-14/09111 должностного лица Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Владивосток.
Таможенный орган в апелляционной жалобе сослался на незаконность отклонения судом первой инстанции данного ходатайства.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает процессуальных нарушений при отклонении арбитражным судом ходатайства таможни о вызове специалиста, поскольку по смыслу статьи 55.1 АПК РФ привлечение специалиста является правом, а не обязанностью арбитражного суда.
Обобщая все вышеизложенное, апелляционный суд соглашается с мнением суда первой инстанции об отсутствии доказательств того, что перфоратор MONTABERT HC109 является именно гидравлическим двигателем или силовой установкой линейного действия (цилиндром).
Отождествление таможенным органом гидравлических двигателей принципиально различных типов, конструкций и выполняемых функций под единым наименованием "гидравлический двигатель линейного действия (гидроцилиндр)" коллегия считает необоснованным.
Так, в соответствии с утверждениями Сахалинской таможни, по результатам проведенного исследования установлено, что в составе перфоратора Montabert HC109 имеется гидравлический цилиндр (гидравлический двигатель линейного действия (вращатель), гидравлический цилиндр (гидравлический цилиндр линейного действия) в составе данного перфоратора отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии с заключением от 23.06.2023 N 2180/23-СЭ экспертом было установлено, что принцип работы перфоратора MONTABERT HC109 основан на наличии в его составе такого элемента, как гидравлический двигатель вращательного действия (гидромотор, вращатель; (стр. 17, абз. 5 заключения); в составе перфоратора Montabert HC109 имеется гидравлический двигатель вращательного действия (вращатель), гидравлический цилиндр (гидравлический двигатель линейного действия) в составе данного перфоратора отсутствует (стр. 17, абз. 9 заключения).
Таким образом, вопреки позиции таможенного органа, в результате проведенной по делу судебной технической экспертизы было мотивированно и обоснованно установлено наличие в составе исследуемого перфоратора именно гидравлического двигателя вращательного действия ("гидромотора", или "вращателя") и отсутствие в составе этого товара гидроцилиндра (гидравлического двигателя линейного действия).
Указанные типы гидравлических двигателей (вращательного действия, т.е. "гидромоторы, вращатели", и линейного действия, т.е. "гидроцилиндры") имеют принципиально различную конструкцию, а также предназначены для выполнения разных, индивидуальных для каждого из этих устройств функций, а именно для преобразования давления рабочей жидкости в принципиально различные виды механического движения: в первом случае - во вращение (движение, при котором все точки движущегося тела описывают окружности, центры которых лежат на одной прямой, перпендикулярной к плоскостям этих окружностей и называемой осью вращения), во втором случае - в линейное движение (движение, при котором все точки тела движутся однонаправленно параллельно прямой). При этом, ввиду принципиального различия видов механического движения, получаемых от указанных типов гидравлических двигателей, взаимозаменяемость данных двигателей, т.е. использование гидроцилиндра вместо вращателя и наоборот, также принципиально невозможна.
С точки зрения классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС вышеуказанные типы гидравлических двигателей также являются различными товарами, классифицируемыми в разных товарных субпозициях (группировка товаров на уровне первых 6 знаков): силовые установки и двигатели гидравлические линейного действия (цилиндры) - в субпозиции 841221 ТН ВЭД ЕАЭС, а силовые установки и двигатели гидравлические прочие, т.е. все иные, не являющиеся гидравлическими двигателями линейного действия (цилиндрами), в том числе, гидромоторы (вращатели) - в субпозиции 841229 ТН ВЭД ЕАЭС:
Таким образом, с учетом отсутствия в составе перфоратора Montabert HC109 гидроцилиндра, его конструкция не соответствует описанию конструкции гидравлического перфоратора, приведенному в Решения N 130, в связи с чем, классификация данного товара на основании указанного Решения является неправомерной.
Выводы эксперта о том, что гидравлический перфоратор Montabert HC109 не является гидроцилиндром линейного действия и такой гидроцилиндр в составе данного перфоратора отсутствует, со всей очевидностью указывают на необоснованность классификации этого товара таможенным органом в субпозиции 841221 ТН ВЭД ЕАЭС "Двигатели и силовые установки прочие: - силовые установки и двигатели гидравлические: -- линейного действия (цилиндры)".
Ссылки таможенного органа на инструкцию по ремонту перфоратора, содержащую "описание работ в случае проблем с цилиндром", являются несостоятельными, поскольку в данном случае указанный термин употребляется в отношении имеющегося в составе перфоратора ударного механизма с распределительными и управляющими элементами, каковой ни в коей мере не является гидравлическим двигателем линейного действия (гидроцилиндром).
Довод таможенного органа о том, что перфоратора Montabert HC109 не является стандартной комплектацией самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1 SB, не может быть принят во внимание, поскольку основан на содержании представленной в материалы дела рекламной брошюры компании "Joy Global", изданной в 2016 году, в соответствии с которой стандартным оборудованием указанной буровой установки является перфоратор Montabert модели HC50, а перфоратор Montabert модели HC109 может устанавливаться на данную буровую установку в качестве дополнительного оборудования.
Суд также учитывает, что в комплектацию самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB входит один (единственный) перфоратор, который обеспечивает возможность выполнения буровой установкой её основной функции - бурения. Вне зависимости от той или иной модели перфоратора, установленного на данную буровую машину, без наличия перфоратора буровая установка выполнять свою основную рабочую функцию, т.е. бурение, не может.
Установка на буровую машину DRIFT RUNNER 1SB одновременно двух перфораторов (также вне зависимости от той или иной их модели) конструкцией данной буровой машины не предусмотрена и технически невозможна.
В свою очередь, и перфоратор Montabert HC109 использовать без буровой установки (отдельно от буровой установки) не представляется возможным.
В связи с изложенным, возможность (по желанию заказчика) комплектации самоходной буровой установки DRIFT RUNNER 1SB перфоратором Montabert HC109 вместо (взамен) перфоратора Montabert HC50 ни коим образом не опровергает и не ставит под сомнение правильность классификации данного товара в подсубпозиции 8431430000 ТН ВЭД ЕАЭС "Части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 - 8430: - машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430: -- части бурильных или проходческих машин субпозиции 843041 или 843049".
Ссылка апеллянта на судебную практику (дело N А51-7864/2020) отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данный судебный акт не имеет и принят судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Таким образом, классификационный код вышеуказанного товара, заявленный таможенному органу при его декларировании по ДТ N 10720010/180521/0035429, был определен заявителем в строгом соответствии с Основными правилами интерпретации NN 1, 6 ТН ВЭД ЕАЭС и примечанием 2 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, какие-либо основания для иной классификации этого товара отсутствуют.
Следовательно, спорный товар не подпадает под признаки товара, классифицируемого в товарной подсубпозиции 8412 21 800 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое ООО "Модерн Машинери Фар Ист" решение Сахалинской таможни по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 14.09.2021 N РКТ-10707000-21/000010 является незаконным, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.11.2023 по делу N А59-6730/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6730/2021
Истец: ООО "Модерн Машинери Фар Ист"
Ответчик: Сахалинская таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Магаданской области