24 декабря 2019 г. |
Дело N А83-2810/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Яковлева А.С.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе
на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 октября 2019 года
по делу N А83-2810/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (295034, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 125б)
к Акционерному обществу "Крымгазстрой" (295001, г. Симферополь, ул. Крылова, д. 141)о взыскании финансовых санкций,
установил:
21.02.2019 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (ОГРН 1149102012685 - л.д. 10-11 т.1, далее - УПФ РФ в г. Симферополе или заявитель) нарочно подало в Арбитражный суд Республики Крым заявление о взыскании с Акционерного общества "Крымгазстрой" (ОГРН 1149102072470 - л.д. 12-13 т. 1, далее - АО "Крымгазстрой" или страхователь) финансовых санкций в сумме 82.859,05 руб. (л.д. 6-7 т. 1).
Требования обоснованы тем, что по решению УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым страхователь обязан уплатить финансовые санкции за нарушение срока устранения выявленных нарушений, но финансовые санкции не уплатил.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично, с АО "Крымгазстрой" в пользу УПФ РФ в г. Симферополе взыскано 8.285,90 руб. В остальной части требований отказано. С АО "Крымгазстрой" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 328 руб. (л.д. 93-102 т. 1).
Судебный акт мотивирован тем, что размер финансовых санкций не соразмерим с тяжестью совершенного правонарушения, в связи с чем размер финансовых санкций может быть снижен в 10 раз.
УПФ РФ в г. Симферополе подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением требований норм материального права.
В апелляционной жалобе указано на то, что страхователь в течение нескольких месяцев после выявления УПФ РФ в г. Симферополе нарушений не устранил эти нарушения, за что в установленном законом размере к нему применены финансовые санкции, которые не уплачены (л.д. 111-112 т. 1).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия их представителей в судебном заседании (л.д. 127 т. 1, 6-7 т. 2).
О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 28.11.2019, копии которого получили 05.12.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 123-125 т. 1).
03.12.2019 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 126 т. 1).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 129-148 т. 1, 1-36 т. 2), исследовал доказательства в их совокупности и установил следующие обстоятельства.
В период с 03.10.2017 по 10.11.2017 УПФ РФ в г. Симферополе провело выездную плановую проверку АО "Крымгазстрой", по результатам которой 12.12.2017 составлен акт проверки N 091V10170001370, в пункте 10.1 которого описаны выявленные нарушения законодательства о страховых взносах, включая занижение базы обложения, неправильное применение ставки страховых взносов (л.д. 133-145 т. 1).
18.01.2018 на основании этого акта УПФ РФ в г. Симферополе вынесено решение N 091V12180000009 о привлечении АО "Крымгазстрой" к ответственности - применены штрафы, начислены пени, начислена недоимка, а также пунктом 5 резолютивной части этого решения на АО "Крымгазстрой" возложена обязанность предоставить корректирующие сведения с отражением доначисленных взносов в составе уточненного расчета РСВ-1 за отчетный период - 2016 год, с предоставлением корректирующих форм по СМЗ-В на лиц, указанных в пункте 10.1 акта проверки (л.д. 29-40 т.1).
Это решение в установленном законом порядке не отменено, незаконным не признано.
12.03.2018 УПФ РФ в г. Симферополе письменно предложено АО "Крымгазстрой" представить названные корректирующие сведения, это письмо направлено по телекоммуникационным каналам связи (л.д. 131 т. 1).
30.03.2018 УПФ РФ в г. Симферополе в связи с непредставлением страхователем корректирующих сведений в адрес АО "Крымгазстрой" направлено уведомление об устранении выявленных ошибок, которым предложило страхователю в течение пяти дней устранить выявленные при проведении плановой выездной проверки ошибки; это уведомление получено страхователем 05.04.2019 (л.д. 41-43 т.1).
По состоянию на 19.04.2018 страхователем эти ошибки устранены, о чем УПФ РФ в г. Симферополе составлен акт проверки N 091V18180000007 (л.д. 15 т. 1), который направлен страхователю по почте и им получен 23.04.2018, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 16 т.1). Доказательств подачи возражений на этот акт не представлено.
24.05.2018 заместителем начальника УПФ РФ в г. Симферополе Коваленко И.В. на основании акта проверки N 091V18180000007 от 19.04.2018 принято решение N 091S13180000016 о применении к АО "Крымгазстрой" финансовых санкций в сумме 82.859,05 руб. (л.д. 17 т. 1), копия которого направлена страхователю по почте и им получена 01.06.2018, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 26 т.1).
Из расчета следует, что финансовые санкции в сумме 82.859,05 руб. применены в размере 5% от начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов:
за непредоставление в установленный срок сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС,
за II-IV кварталы 2014 года по 49 застрахованным лицам финансовые санкции в сумме 4.680,67 руб.,
за I квартал 2015 года по 41 застрахованному лицу - 5.499,35 руб.,
за II квартал 2015 года по 41 застрахованному лицу - 6.945,07 руб.,
за III квартал 2015 года по 40 застрахованным лицам - 6.843,72 руб.,
за IV кварталы 2015 года по 45 застрахованным лицам 9.414,47 руб.,
за I квартал 2016 года по 45 застрахованному лицу - 3.736,14 руб.,
за II квартал 2016 года по 34 застрахованным лицам - 3.797,44 руб.,
за III квартал 2016 года по 45 застрахованным лицам - 11.796,56 руб.,
за IV кварталы 2016 года по 57 застрахованным лицам 7.009,16 руб., итого 69.722,59 руб.,
за доначисление страховых взносов на ОПС за 2 и 3 месяцы 2014 года по 23 застрахованным лицам - 10.836,58 руб.,
за доначисление страховых взносов на ОПС за декабрь 2015 года - на 1 застрахованное лицо, февраль и сентябрь 2016 года - на 3 и 2 застрахованных лица - в общей сумме 2299,88 руб.,
итого финансовые санкции составляют 82.859,05 руб. (л.д. 17-25 т. 1).
Размер финансовых санкций в 5% от начисленной к уплате сумме страховых взносов был установлен частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Из письменных пояснений УПФ РФ в г. Симферополе, скриншота, расчетов по страховым взносам, протоколов входного контроля следует, что выявленные ошибки страхователь устранил после применения финансовых санкций в сумме 82.859,05 руб., представив в период с 26 апреля по 28 июля 2018 года соответствующие расчеты и отчеты (л.д. 129-130, 132 т. 1, 24-32 т. 2).
25.06.2018 заместителем начальника УПФ РФ в г. Симферополе Шпильчук Т.В. во исполнение названного решения в адрес страхователя направлено требование N 091S01180013123 об уплате этих финансовых санкций в срок до 16.07.2018 (л.д. 27-28 т. 1).
Финансовые санкции в сумме 82.859,05 руб. на момент предъявления в суд первой инстанции требований о взыскании не уплачены.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции от 28.12.2016, действовавшей на 24.05.2018 - дата оспариваемого решения, далее - Закон N 27-ФЗ):
- при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, страхователю направляется (вручается) уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений;
- о выявленном правонарушении, ответственность за которое установлена настоящей статьей, составляется акт, который вручается (направляется по почте) лицу, совершившему правонарушение, это лицо вправе в течение 15 дней со дня получения акта подать письменные возражения;
- после рассмотрения акта и возражений (если возражения поданы), руководитель (его заместителем) территориального органа ПФ РФ выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено такое решение;
- в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю направляется (вручается) требование об уплате финансовых санкций, которое должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании;
- в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как установлено, УПФ РФ в г. Симферополе соблюдена процедура привлечения страхователя к ответственности и обращения взыскания в судебном порядке: после неустранения страхователем ошибок и (или) несоответствий ему направлено уведомление об устранении таких ошибок и несоответствий, в течение 5 рабочих дней эти нарушения страхователем не устранены, в связи с чем принято решение о финансовых санкциях, после вступления решения в силу выдано требование об уплате финансовых санкций, но эти санкции страхователем не уплачены.
Страхователь не оспаривает этих обстоятельств, но указывает на трудоемкость устранения выявленных ошибок и (или) несоответствий.
Вместе с тем, страхователь эти ошибки и (или) несоответствия устранил по истечении нескольких месяцев после принятия 18.01.2018 решения об их устранении, а именно в период с 26.04.2018 по 28.07.2018; доказательств принятия всех зависящих от страхователя для устранения этих ошибок и несоответствий в более краткий срок судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
По сведениям ЕГРЮЛ уставной капитал страхователя составляет 2.620.092 руб., основным видом деятельности является вид по коду КВЭД 42.21 Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, из представленного страхователем аудиторского заключения финансовой (бухгалтерской) деятельности за 2018 год не следует, что хозяйственная деятельность юридического лица является убыточной (л.д. 33-36 т. 2).
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоразмерности размера примененных финансовых санкций допущенному нарушению, так как применена финансовая санкция не в зависимости от срока непредставления сведений о застрахованных лицах, а исходя из количества застрахованных лиц по 500 руб.
Действительно, Конституционным Судом Российской Федерации приняты акты, согласно которых:
- наказание за нарушение установленных требований следует индивидуализировать с учетом смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление от 19.01.2016 N 2-П);
- надлежит применять принцип соразмерности наказания, выражающий требования справедливости, что предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания; указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление от 15.07.1999 N 11-П);
- санкция за совершенное правонарушение должна отвечать требованиям справедливости, наказание должно быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния (Постановление от 12.05.1998 N 14-П).
Однако, как установлено к страхователю применены финансовые санкции, не исходя из размера в 500 руб. за каждое застрахованное лицо, по которому не поданы (несвоевременно поданы) сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете, а исходя из 5% от начисленной к уплате сумме страховых взносов; допущенные страхователем нарушения были связаны, как с непредставлением сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, так и с доначислением страховых взносов.
Кроме того, установлено, что страхователь длительное время допускал нарушения (непредставление надлежащих сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС, занижение и неуплату страховых взносов на ОПС); после выявления таких нарушений страхователь также не предпринял надлежащих и своевременных мер для их устранения.
Такие обстоятельства свидетельствует о том, что наказание назначено законно и справедливо, с учетом степени вины правонарушителя и тяжести содеянного.
Судами первой и апелляционной инстанции не установлено исключительных обстоятельств для снижения финансовых санкций, в том числе не установлено того, что взыскание финансовых санкций в 82.859,05 руб. может создать угрозу хозяйственной деятельности страхователя.
Таким образом, финансовые санкции применены в соответствии с требованиями закона, их размер справедлив, исключительных обстоятельств для снижения их размера не установлено; при таких обстоятельствах финансовые санкции в полном размере подлежат взысканию в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В пункте 5 статьи 110 АПК указано, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Учитывая установленный статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ размер государственной пошлины в 4%, за подачу заявления имущественного характера в сумме 82.859,05 государственная пошлина составила 3314 рублей; за подачу апелляционной жалобы - 1500 рублей, которая подлежит взысканию с АО "Крымгазстрой".
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушений норм материального права и процессуального права; судебный акт подлежит отмене; требования о взыскании финансовых санкций подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 октября 2019 года по делу N А83-2810/2019 отменить.
Требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Акционерного общества "Крымгазстрой" (ОГРН 1149102072470) в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (ОГРН 1149102012685) примененные по решению N 091S13180000016 от 24.05.2018 финансовые санкции в сумме 82.859,05 руб. (восемьдесят две тысячи восемьсот пятьдесят девять рублей ноль пять копеек).
Взыскать с Акционерного общества "Крымгазстрой" (ОГРН 1149102072470) в доход федерального бюджета государственную пошлину в общей сумме 4814 рублей (четыре тысячи восемьсот четырнадцать рублей).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2810/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АО "КРЫМГАЗСТРОЙ"