24 декабря 2019 г. |
Дело N А83-7459/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Чернюк Ларисы Степановны;
представителя индивидуального предпринимателя Чернюк Ларисы Степановны - Юнда О.Б.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуальных предпринимателей Чернюк Ларисы Степановны и Добровольской Зинаиды Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2019 года по делу N А83-7459/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Чернюк Ларисы Степановны (298600, а/я 514, г. Ялта, Главпочтамт),
индивидуального предпринимателя Добровольской Зинаиды Викторовны (298600, а/я 514, г. Ялта, Главпочтамт)
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295005, г, Симферополь, пр. Кирова, д. 13),
к специалисту 1 категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Григорьеву М.З. (295000, ул. Крылова, д. 162, г. Симферополь),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Ялты Республики Крым (298600, г. Ялта, пл. Советская, д. 1)
о признании незаконным и об отмене решения,
установил:
13.05.2019 через систему "Мой арбитр" индивидуальные предприниматели Чернюк Лариса Степановна (ОГРИП 315910200210792 - л.д. 37-40 т. 1, далее - ИП Чернюк Л.С., заявитель) и Добровольская Зинаида Викторовна (ОГРИП 314910236713119 - л.д. 32-35 т.1, далее - ИП Добровольская З.В., заявитель) подали в Арбитражный суд Республики заявление о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, далее - Госкомрегистр) N 90/01/2019-61860 об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о сооружении - экскурсионном киоске, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, набережная Ленина, напротив Главпочтамта (л.д. 11-14 т. 1).
Требования мотивированы тем, что заявителям на праве долевой собственности принадлежит экскурсионный киоск, расположенный на предоставленном в 2004 году в аренду до 2020 года земельном участке площадью 8 кв.м; это сооружение (экскурсионный киоск) является ранее учтенным объектом недвижимого имущества и подлежит постановке на государственный кадастровый учет.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что земельный участок был предоставлен в аренду для размещения нестационарного торгового объекта (НТО), по законодательству Российской Федерации размещение НТО не требует предоставления земельного участка в аренду (л.д. 143-149 т. 1).
Заявителями подана апелляционная жалоба, в которой они просят решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 6-8 т. 2).
В апелляционной жалобе указано на то, что заявители 15 лет пользуются экскурсионным киоском, это сооружение прочно связано с земельным участком, предоставленным в аренду для размещения такого киоска; отсутствие государственного кадастрового учета на экскурсионный киоск препятствует заявителем оформить свои права собственности на него и аренды на земельный участок на новый срок.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании Чернюк Л.С. и ее представитель просили отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе.
Иные участники в судебное заседание не явились.
О времени и месте судебного заседания извещены определением от 05.12.2019, копии которого получили, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 51-53 т. 2).
07.12.2019 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 54 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
30.04.2019 специалист 1 категории Отдела учета объектов капитального строительства N 1 Госкомрегистра Григорьев М.З., рассмотрев заявление о государственном кадастровом учете N 90-0-1-33/3231/2019-3046 от 19.04.2019 и паспорт привязки ю/н от 08.05.2013, принял решение N 90/01/2019-61860 об отказе во внесении сведений в ЕГРН как о ранее учтенном объекте - сооружении, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, набережная Ленина, напротив Главпочтамта (л.д. 15-16, 114-115 т.1).
Это решение обосновано тем, что не представлены правоустанавливающие документы и техническая документация (технический паспорт) на объект недвижимости.
Действительно, 19.04.2019 Чернюк Л.С. и Добровольская З.В. через МФЦ подали в Госкомрегистр заявление о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, набережная им. Ленина, напротив Главпочтамта (л. 105-107, 113 т.1).
К заявлению приложены составленные в 2013 году паспорт привязки (л.д. 108-110 т.1) и схема размещения ВС (временного сооружения), решение исполкома Ялтинского горсовета N 270 от 28.03.2013 о размещении стационарных временных сооружений (л.д. 111-112 т. 1).
Из подписанного 08.09.2004 и зарегистрированного 20.10.2004 договора аренды земельного участка площадью 0,0008 га, расположенного по адресу: г. Ялта, набережная им. Ленина, напротив Главпочтамта (с 15.01.2016 кадастровый N 90:25:010107:1103 - л.д 69-70 т.1), следует, что заявителям этот земельный участок государственной собственности был предоставлен в аренду сроком на 10 лет для обслуживания киоска N 1 по продаже экскурсионных билетов (л.д. 81-96 т. 1).
По заключенным 27.05.2016 Администрацией города Ялты договорам N 18-31/131 и утвержденной постановлением Администрации города Ялты N 458-п от 10.04.2015 Схеме размещения НТО ИП Чернюк Л.С. и ИП Добровольская З.В. вправе в срок до 31.12.2018 размещать НТО (киоск N 1/440/2 и N 1/440/1) в районе круглого фонтана на набережной Ленина г. Ялты в соответствии с утвержденной Схемой размещения НТО (л.д. 55-63, 76-78 т.1).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае создания объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 2 названной статьи предусматривает, что одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение права на объект недвижимости.
Также пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019, далее - ГК РФ) предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
При этом, пунктом 1 статьи 218 ГК РФ установлено, что лицо, создавшее для себя новую вещь, приобретает на такую вещь право собственности, если создание вещи осуществлено с соблюдением закона и иных правовых актов.
Согласно пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Как установлено, земельный участок площадью 8 кв.м, ныне кадастровый N 90:25:010107:110, ранее по законодательству Украины был предоставлен заявителям не для строительства объекта недвижимого имущества, а для размещения НТО - киоска по продаже экскурсионных билетов; разрешений на строительство объекта недвижимого имущества на этом земельном участке заявители не получали и экскурсионный киоск как объект недвижимого имущества в эксплуатацию не вводили.
А потому нет оснований полагать, что размещенный на указанном земельном участке экскурсионный киоск является ранее учтенным объектом недвижимого имущества.
Совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что заявители в соответствии с действовавшим ранее законодательством Украины разместили и использовали в своей предпринимательской деятельности не объект недвижимого имущества, а временный некапитальный объект; по законодательству Российской Федерации также получили право на размещение НТО, а не объекта капитального строительства.
Доводы заявителей о том, что экскурсионный киоск является объектом недвижимости, он прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба его назначения невозможно, и этот объект создавался как стационарный торговый объект и 2013 и 2016 годах на него составлялись паспорта (л.д. 73-75, 79-80 т. 1), не основаны на законе и судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не установлено законное основание возникновение у заявителей права собственности на киоск, как на объект недвижимого имущества, в том числе предоставление для этой цели земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017 и 02.08.2019) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
А потому свое право на размещение НТО (экскурсионного киоска) заявители вправе реализовать путем получения разрешения и заключения договора на размещения НТО по утвержденной схеме; Госкомрегистр правомерно отказал в осуществлении государственного кадастрового учета киоска как объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2019 года по делу N А83-7459/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чернюк Ларисы Степановны и индивидуального предпринимателя Добровольской Зинаиды Викторовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7459/2019
Истец: ИП Добровольская Зинаида Викторовна, ИП Чернюк Лариса Степановна
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Специалист 1 категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Григорьев М.З.
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Севницкий В.В.