г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А21-4067/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
до перерыва: от истца: Балунова И.В. представитель по доверенности от 15.11.2019,
от ответчика: Биндасов В.А. представитель по доверенности от 25.12.2018,
после перерыва: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29904/2019) ГП КО "Единая система обращения с отходами"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.08.2019 по делу N А21-4067/2019 (судья Шанько О.А.), принятое
по иску ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске"
к ГП КО "Единая система обращения с отходами";
3-е лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области; Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о понуждении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лучший дом в г. Зеленоградске" (далее - истец, ООО "Лучший дом в г. Зеленоградске") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ответчик, ГП КО "ЕСОО") об обязании установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Лучший дом в г. Зеленоградске" по следующим адресам: г. Калининград: ул. Аксакова, 102; ул. Аксакова, 106; ул. А. Невского, 181-183; ул. Балашовская, 2; ул. Бассейная, 7; ул. Гагарина, 2А к. 1; ул. Герцена, 13; ул. Добролюбова, 37; ул. Колоскова, 6А; ул. Красносельская, 82; ул. Литовский Вал, 87А; ул. Островского, 15; ул. Парковая аллея, 60; ул. Свердлова, 29; ул. В. Талалихина, 6-10; ул. Тельмана, 5; ул. Ген. Челнокова, 32; ул. Ю. Маточкина, 5; ул. Ясная, 5 и по адресам: г. Зеленоградск: ул. Лермонтова, 18; ул. М. Расковой, 4; ул. Окружная, 2; ул. Потёмкина, 17; ул. Потёмкина, 20А; ул. Потёмкина, 21; ул. Приморская, 25; ул. Приморская, 37; ул. Садовая, 32 А.
Определением суда от 03.06.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области и Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.08.2019 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, нормами действующего законодательства на регионального оператора не возложена обязанность по установке мусорных контейнеров. Разграничение прав и обязанностей субъектов правоотношений в области обращения с ТКО не предусматривает участие Регионального оператора в процессе накопления ТКО и содержания мест (площадок) накопления ТКО, зона ответственности регионального оператора установлена с момента погрузки ТКО в мусоровоз.
Кроме того, судом не учтено, что Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (в редакции от 15.12.2018) (далее - Основы ценообразования N 484) определяют, что объем расходов на приобретение контейнеров и их содержание в НВВ ГП КО "ЕСОО" не превышает 1%, что само по себе подразумевает право регулятора не включать в предельный единый тариф рассматриваемые расходы, в том числе, в случае, если приобретение контейнеров не осуществляется. Более того, учитывая, что ГП КО "ЕСОО" осуществляет свою деятельность в статусе Регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019, включение расходов на приобретение контейнеров в предельный единый тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО объективно не могло быть осуществлено в текущем периоде регулирования.
Оспаривая вывод суда о том, что на регионального оператора императивно возлагается обязанность по обеспечению контейнерами и бункерами, ответчик указывает на то, что, если бы такая обязанность была бы ему вменена, то выделение средств на приобретение контейнеров и бункеров законодателем не ставилось бы в зависимость от НВВ регионального оператора и не ограничивалось бы размером, не превышающем 1% НВВ регионального оператора.
Принимая оспариваемое решение, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не исследовал в ходе судебного разбирательства следующие существенные вопросы:
- количество, тип и вместимость контейнеров, об обязании установки которых заявляет истец;
- включены ли расходы на приобретение контейнеров в расходы истца по договору об управлении многоквартирными домами;
- не выяснены правообладатели земельных участков, контейнерных площадок, расположенных по указанным адресам, что не исключает принятие решения о правах и обязанностях не установленного и не привлеченного к участию в деле лица.
Также ответчик обращает внимание на то, что:
обязанность по оборудованию контейнерных площадок накопления ТКО является либо обязанностью органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 Правил N 1039, либо обязанностью самого истца в силу норм жилищного законодательства, а также пунктов 26(1) и 26(2) Минимального перечня N 290.
контейнерные площадки, указанные в оспариваемом решении, по адресам: г. Калининград: ул. Герцена, 13; ул. Литовский Вал, 87а; Калининградская обл., г. Зеленоградск: ул. Потемкина, 17; ул. Потемкина, 20а; ул. Приморская, 25, отсутствуют в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калининградской области.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Лучший дом в г. Зеленоградске" просит решение оставить без изменения, указывая на то, что судом выяснены все существенные обстоятельства для рассмотрения спора, оснований для отказа в иске не имелось.
Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в своем отзыве поддерживает позицию ответчика в апелляционной жалобе, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, просит решение отменить, оспаривая вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не содержит норм, предполагающих возложение на собственников помещений МКД, либо на управляющую организацию обязанности по приобретению контейнеров для сбора ТКО на контейнерных площадках.
В обоснование своей позиции Министерство указывает на то, что приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) твердых коммунальных отходов и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов. По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
В судебном заседании представители истца и ответчика, участвующие до объявления судом перерыва, поддержали вышеуказанные позиции.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Лучший дом в г. Зеленоградске" (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 004 от 10.04.2015) является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Калининград: ул. Аксакова, 102; ул. Аксакова, 106; ул. А. Невского, 181-183; ул. Балашовская, 2; ул. Бассейная, 7; ул. Гагарина, 2А к. 1; ул. Герцена, 13; ул. Добролюбова, 37; ул. Колоскова, 6А; ул. Красносельская, 82; ул. Литовский Вал, 87А; ул. Островского, 15; ул. Парковая аллея, 60; ул. Свердлова, 29; ул. В. Талалихина, 6-10; ул. Тельмана, 5; ул. Ген. Челнокова, 32; ул. Ю. Маточкина, 5; ул. Ясная, 5 и по адресам: г. Зеленоградск: ул. Лермонтова, 18; ул. М. Расковой, 4; ул. Окружная, 2; ул. Потёмкина, 17; ул. Потёмкина, 20А; ул. Потёмкина, 21; ул. Приморская, 25; ул. Приморская, 37; ул. Садовая, 32 А.
ГП КО "ЕСОО" приобрело статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области по результатам проведения конкурса. 20.06.2018 между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области.
К осуществлению деятельности на территории Калининградской области ГП КО "ЕСОО" приступило с 01.01.2019.
Полагая, что обязанность по установлению контейнеров для сбора ТКО на контейнерных площадках МКД, находящихся в управлении ООО "Лучший дом в г. Зеленоградске" возложена на регионального оператора, 26.02.2019 Общество обратилось к ГП КО "ЕСОО" с соответствующим требованием.
Поскольку на заявление ГП КО "ЕСОО" ответило отказом, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском об обязании.
Суд первой инстанции решением от 19.08.2019 удовлетворил исковые требования, придя к выводу о том, что императивными нормами такая обязанность возложена именно на регионального оператора, а в единый предельный тариф включены соответствующие расходы.
Выслушав позиции сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В порядке части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО "Лучший дом в г. Зеленоградске" по договору управления многоквартирным спорными МКД приняло на себя обязательства в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогично, в соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу подпункта "д (2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный и текущий ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании; управляющая компания распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников.
Приложение N7 к Правилам N 170 предусматривает перечень работ относящихся к текущему ремонту, проводимым по внешнему благоустройству - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с пунктом 11 (1) Правил N 491 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Постановление N 290).
Пунктом 26 (1) Минимального перечня установлено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов:
организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
При этом под организацией понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников жилья относится принятие решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, совокупность вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что именно на собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО (самих конструкций с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру), сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома.
В случае, если земельный участок под площадку накопления ТКО в собственность МКД не оформлен, то в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ такая обязанность возложена на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Данную позицию Минприроды России изложило в своих письмах от 07.03.2019 "О приобретении контейнеров" и от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО".
Кроме того, следует отметить, что ГП КО "ЕСОО" не наделено вещным или каким-либо иным видом права на объекты недвижимости (земельные участки, контейнерные площадки), расположенные по указанным в оспариваемом решении адресам.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, основанном на неверном толковании норм материального права, обязанность по установке мусоросборников, в том числе в силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации,возложена на правообладателей земельного участка под контейнерную площадку, но не на регионального оператора.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отмечает, что спорные контейнерные площадки расположены на земельном участке, который не входит ни в состав придомовой территории МКД, и не относится к общему имущества МКД; более того, земельные участки под площадки накопления ТКО фактически не сформированы, право собственности не оформлены.
Суд в решении указал, что обязанность по приобретению мусоросборников возложена именно на регионального оператора также и в силу включения в единый тариф стоимости контейнеров. Данное утверждение суд апелляционной инстанции считает ошибочным в силу следующего.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ), в регионах Российской Федерации с 01.01.2019 действует новая схема по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО): вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утвержденным тарифам. Именно региональный оператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N641" (далее - ПП РФ N 1156).
Пунктом 13 Правил N1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, установлено, что за содержание контейнерной площадки, в соответствии с п. 13 ПП РФ N1156, несет ответственность собственник земельного участка, на котором она расположена, так как ответственность регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 6 Основ ценообразования регулированию подлежат следующие виды тарифов:
а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Особенности расчета необходимой валовой выручки регионального оператора определены гл. XI Основ ценообразования.
Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами определены гл. VI Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16, и предназначенных для использования органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими, государственное регулирование тарифов.
Включение, расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и на их содержание в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) регионального оператора, предусмотрено пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Предельный единый тариф регионального оператора в Калининградской области установлен 07.12.2018 приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 96-04окк/18, т.е. до внесения вышеуказанных изменений.
Таким образом, в необходимой валовой выручке, регионального оператора не учтены расходы на приобретение контейнеров и бункеров, для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание.
Согласно разъяснениям Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров", региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы. Вместе с тем, следует иметь в виду, что Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для твердых коммунальных отходов.
Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, что также не позволяет сделать вывод о том, что именно на регионального оператора возложена такая обязанность, экономически данный вывод не обоснован.
С учетом изложенного, поскольку региональный оператор не владеет ни на каком вещном праве контейнерными площадками, в предельный тариф фактически не включены расходы по приобретению и установке мусоросборников и бункеров, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований к ГП КО "ЕСОО".
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что, согласно представленным в материалы дела документам, на приобретение и установку мусорных контейнеров Правительством Калининградской области выданы субсидии, муниципальными образованиями проводились конкурсы, в результате которых разрешались вопросы о закупке мусорных контейнеров, в том числе для установки в Зеленоградском округе.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неверном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределены судебные расходы по госпошлине.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.08.2019 по делу N А21-4067/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске" отказать.
Взыскать с ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске" в пользу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" 3000,00 рублей в возмещение расходов за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4067/2019
Истец: ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске"
Ответчик: ГП КО "Единая система обращения с отходами"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области