г. Москва |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А41-29686/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Семушкиной В.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казаковой Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2019 по делу N А41-29686/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Строитель Подмосковья": Разумовский М.М., по доверенности от 10.12.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель Подмосковья" (далее - общество, заявитель) обратилось к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо) с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. признать незаконным решение от 25.03.2019 N МО-19/РКФ-105652 управления об отказе в осуществлении кадастрового учета раздела земельного участка с кадастровым номером 50:29:0020324:11,
2. обязать управление осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 50:29:0020324:11, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, с/пос. Ашитковское, д. Старая, согласно постановлению Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 03.07.2018 N 19-20-ГПЗ "Об утверждении схемы расположения земельных участков".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена кадастровый инженер Чаговец Т.А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.08.2019 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Строитель Подмосковья" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, кадастрового инженера Чаговец Т.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ООО "Строитель Подмосковья", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на территории Воскресенского района Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020324:11, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для организации подсобного хозяйства, что подтверждается кадастровым паспортом от 24.10.2014 (т. 1, л.д. 16).
Из кадастрового паспорта также следует, что участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании у ООО "Агрофирма "Луч".
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ данное лицо прекратило свою деятельность в связи с определением суда о завершении конкурсного производства (т. 1, л.д. 28).
На основании заявления общества Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области издано постановление N 1920- ППЗ от 03.07.2018, в соответствии с которым участок с кадастровым номером 50:29:0020324:11 разделен на участки площадями 644 919 кв.м, 133 кв.м, 1438 кв.м (т. 1, л.д. 13).
Из постановления также следует, что обществу рекомендовано обеспечить проведение работ по образованию участков.
Пункт 3 постановления дает право обществу обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего постановления.
Во исполнение данных указаний по заказу общества кадастровым инженером Чаговец Т.А. проведены кадастровые работы, результатом которых явился межевой план от 28.08.2018.
В заключении кадастрового инженера отмечено следующее: "Кадастровым инженером был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 50:29:0020324:11 местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Воскресенский, с/пос. Ашитковское, д. Старая, на основании постановления Администрации Воскресенского муниципального района от 03.07.2018 N 1920-ППЗ "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 644919 кв. м, 133 кв. м. и 1438 кв. м", в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:29:0020324:11 площадью 646491 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 50:29:0020324".
В дальнейшем межевой план и постановление N 1920-ППЗ от 03.07.2018 направлены в адрес Управления с целью осуществления кадастрового учета.
24 декабря 2018 года управление приостановило кадастровый учет (т. 1, л.д. 9), решением апелляционной комиссии от 07.02.2019 приостановка кадастрового учета признана законной.
25 марта 2019 года в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета, управлением вынесено решение N МО-19/РКФ-105652 об отказе в осуществлении кадастрового учета раздела земельного участка с кадастровым номером 50:29:0020324:11.
Считая решение незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав определены в статье 14 Закона N 218-ФЗ.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приостанавливая кадастровый учет и в дальнейшем отказывая в его осуществлении, управление сослалось на следующие обстоятельства:
- в нарушение пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации не представлено в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки (согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО "Агрофирма "Луч");
- в нарушение п. 49 Требований в соответствующую строку реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" не внесено описание местоположения земельного участка с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (например, город, село), улицы (например, проспект, шоссе, переулок, бульвар);
- раздел "Схема расположения земельного участка" межевого плана составлен с нарушением пунктов 75, 76 Требований;
- в нарушении пункта 77 Требований раздел "Чертеж" оформлен в масштабе, не обеспечиваемом читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков;
- сумма площадей образованных земельных участков не соответствует сумме площадей исходных земельных участков.
Однако, как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, заинтересованным лицом не учтено следующее.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:29:00203245:11 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО "Агрофирма "Луч".
Однако, данное юридическое лицо прекратило свою деятельность, что отражено в ЕГРЮЛ, в связи с чем суд первой инстанции верно исходил из того, что его согласие на раздел участка при подаче заявления по осуществлению кадастрового учета не требовалось.
Также кадастровым инженером Чаговец Т.А. подготовлены возражения на отзыв заинтересованного лица применительно к иным основаниям для спорного отказа.
Во-первых, актуальная XML-схема, используемая для формирования XML-документа - межевого плана земельного участка в форме электронного документа (MP V06, утвержденная приказом Росреестра от 06.04.2016 N П/0159), не содержит графы для слов "Российская Федерация", то есть указать "Российская Федерация" в XML-документе - межевом плане - невозможно.
Остальные графы заполнены корректно.
Во-вторых, в соответствии с пп. 75, 76 Требований "Схема расположения земельного участка" изготовлена на основании сведений ЕГРН (кадастровых планов территорий).
На схеме отображены:
- границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков;
- границы кадастрового деления;
- границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия;
- земли общего пользования, земельные участки общего пользования (схематично указаны автомобильные дороги общего пользования).
В-третьих, раздел "Чертеж земельных и их частей" изготовлен в формате А2 в масштабе 1:3000. Местоположение каждой характерной точки границы земельных участков отчетливо читается.
В-четвертых, сумма площадей образуемых земельных участков меньше суммы исходного земельного участка на 1 кв. м (при этом общая площадь исходного земельного участка 64,6491 га).
Данная погрешность является геометрической, образуется вследствие того, что значения координат в межевом плане указываются в метрах с округлением до 0,01 метра.
Кроме того, значения площадей образуемых земельных участков соответствуют площадям, указанным в схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением Администрации Воскресенского муниципального района "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 644 919 кв.м, 133 кв.м, 1438 кв.м.
Данные возражения управлением при рассмотрении настоящего дела не опровергнуты.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о незаконности решения от 25.03.2019 N МО-19/РКФ-105652 управления об отказе в осуществлении кадастрового учета раздела земельного участка с кадастровым номером 50:29:0020324:11.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2019 по делу N А41-29686/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29686/2019
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬ ПОДМОСКОВЬЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 121170, г. Москва, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13
Третье лицо: Кадастровый инженер Чаговец, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ