г. Челябинск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А76-4614/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Браус" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2019 по делу N А76-4614/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Браус" - Голубков О.В. (доверенность от 09.01.2019);
Министерства экологии Челябинской области - Кропанина Ю.В. (доверенность N 151 от 19.12.2019), Казанкина М.Н. (доверенность N 6 от 01.01.2019);
Главного управления лесами Челябинской области - Пинаева С.Н. (доверенность N 0081 от 09.01.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Браус" (далее - заявитель, ООО "Браус", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области и Министерству экологии Челябинской области о признании незаконными: 1) отрицательного заключения N 35-Э от 01.02.2019 экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Браус" по договору аренды лесного участка N 719 от 10.10.2012; 2) приказа Главного управления лесами Челябинской области N 54 от 01.02.2019 об утверждении заключения экспертной комиссии N 35-Э от 01.02.2019 по государственной экспертизе Проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду для заготовки древесины ООО "Браус" по договору аренды лесного участка N 719 от 10.10.2012; 3) заключения Министерства экологии Челябинской области от 30.10.2018 N 05/9499 "О проекте освоения лесов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Уральская лесоустроительная экспедиция" (далее - ООО "Уральская лесоустроительная экспедиция").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 21.10.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с этим решением, ООО "Браус" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ООО "Браус" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на незаконность оспоренных ненормативных правовых актов. Обращает внимание на то, что Главное управление лесами не выдало положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов по единственной причине - наличие отрицательного заключения Министерства экологии Челябинской области, тогда как в силу положений Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496) заключение экспертизы должно содержать указания на конкретные противоречащие законодательству, а также целям и видам освоения лесов положения, а само по себе отсутствие согласования проекта с Министерством экологии Челябинской области основанием для выдачи отрицательного заключения является не может. Также заявитель приводит возражения в отношении каждого из указанного в заключении вывода о нарушениях в проекте, поддержанного судом первой инстанции.
В частности, в отношении замечаний N N 1 и 2 обращает внимание на следующее: суд указал на то, что приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69) установлена необходимость включения в проект общих сведений о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины по каждой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) Чебаркульского лесничества, а также в соответствии с указанными сведениями, ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение лесотаксационных выделов на период действия проекта освоения лесов с разбивкой по годам, с информацией по проектируемым мероприятиям на конкретных участках ООПТ, однако этот вывод суда не соответствует действительности; также не обоснован вывод суда об отсутствии в проекте ведомости лесотаксационных выделов, так как такая информация в проект включена (проект содержит общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины и их пространственное размещение) и она соответствует договору аренды лесного участка; не соответствует действительности и вывод суда о том, что при таксации был выявлен объем проведения рубок на лесном участке в расчете на 20 лет и этот объем указан в проекте освоения лесов; при проведении таксации выявлен объем проведения рубок спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству в Варламовском заказнике в расчете на 20 лет - класс возраста по хвойному хозяйству, при этом в проекте освоения лесов указан проектируемый ежегодный объем рубок по хвойному хозяйству на весь арендуемый участок из расчета на 10 лет, при этом, Приказом N 69 не предусмотрен набор выделов, в которых проектируется заготовка древесины с разбивкой по годам и информацией по проектируемым мероприятиям на конкретных участках ООПТ; не обоснован вывод суда о том, что проведение равномерно-постепенных рубок (РПР) должно производится с обязательным назначением мероприятий по лесовосстановлению, а назначение лесовсстановления в ООПТ противоречит пункту 18 Приказа Министерства природных ресурсов России от 16.07.2017 N 181 (далее - Приказ N 181); обязательное назначение мероприятий по лесовосстановлению предусмотрено лишь для сплошных рубок, тогда как РПР относятся к выборочным рубкам; неверен вывод суда о том, что проведение постепенных и выборочных рубок спелых и перестойных насаждений в целях заготовки древесины в заказниках не допускается; такие рубки допустимы в силу пункта 8 Приказа N 181, а пунктом 13 Положения о Варламовском государственном природном биологическом заказнике запрещено проведение только сплошных рубок; не соответствует действительности вывод суда о том, что в нарушение запрета на сплошные рубки в проект указано на создание новых объектов лесной инфраструктуры - противопожарные разрывы, так как в проекте создание таких разрывов посредством проведения сплошных рубок не предусмотрено.
В отношении замечания N 3 податель жалобы указывает на следующие обстоятельства: обосновывая правильность требования Министерства экологии Челябинской области об уточнении в проекте мероприятий и объемов на ООПТ, а также указание видов и объемов локализации и ликвидации очагов вредных организмов, планируемых на ООПТ, суд указал на то, что это требование законно так как сведения, указанные в таблицах 4.6 и 4.8 проекта отличаются в части указанных в них данных; однако, суд не оценил довод заявителя о невозможности вывести указанные мероприятия в отдельную таблицу, а таблицы в проекте соответствуют приложениям N 16 и N 18 Приказа N 69 и указанные в них участки совпадают; кроме того, в случае выявления технических ошибок в проекте проект должен был быть возвращен на доработку, отрицательное заключение в этой ситуации не выдается.
В отношении замечания N 5 общество обращает внимание на следующее: обосновывая правильность вывода Министерства экологи Челябинской области о необходимости включения в проект перечня проектируемых видов о объемов мероприятий по охране объектов животного мира на ООПТ, суд указал на отсутствие в разделе 5 проекта указанных мероприятий; однако, раздел 5 проекта такие мероприятия предусматривает, а отдельное их выделение для ООПТ невозможно, так как объемы рассчитаны на весь арендуемый участок; какая либо деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, внесенных в Красную книгу, и ухудшающая среду их обитания проектом не предусмотрена.
С учетом приведенных обстоятельств, заявитель полагает, что изложенные в заключении Министерства экологии Челябинской области замечания по большей части не соответствуют действительности, а в остальной части не соответствуют требованиям к составу проекта, а выводы суда первой инстанции о законности оспоренного заключения основаны на неправильном толковании закона и не учитывают всех обстоятельств дела. Проект освоения лесов заявитель считает соответствующим нормативным требованиям, материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Чебаркульского лесничества.
Помимо этого, заявитель оспаривает вывод суда об отсутствии нарушения прав заявителя, поскольку в настоящее время согласован новый проект освоения лесов. Как указывает податель жалобы, новый проект согласован на иной срок и по другим объемам, и никакого отношения к рассматриваемым требованиям не имеет.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель дополнительно указал на то, что не все леса, находящиеся в его владении, относятся к защитным лесам ООПТ, в отношении которых предусмотрено согласование с Министерством экологии Челябинской области. В этой связи заявитель полагает, что в отношении лесов, не относящихся к защитным лесам ООПТ, согласование проекта освоения лесов с Министерством экологи Челябинской области не требовалось, и, выдавая отрицательное заключение в этой части, Министерство вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Главного управления лесами Челябинской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители Министерства экологии Челябинской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оценив позиции участвующих в деле лиц и исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.10.2012 между Главным управлением лесами Челябинской области и ООО "Браус" заключен договор N 719 на аренду для заготовки древесины лесного участка общей площадью 87770,01 га в Чебаркульском лесничестве, в соответствии с которым, ежегодный объем заготовки древесины лесовосстановительных и противопожарных мероприятий установлен в соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом, состоянием лесного фонда и приведен в приложениях 4 и 5. Объемы мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов могут корректироваться ежегодно. Объем проведения рубок может быть изменен в случае изменения правил использования лесов, лесохозяйственного регламента, проведения лесоустроительных работ и внесений в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества (пункты 1.4 и 1.8 договора) (т.1 л.д.35-42).
На основании заключенного между ООО "Браус" и ООО "Уральская лесоустроительная экспедиция" договора N 20-6Ш от 31.03.2016 (т.1 л.д.32-34), последним проведены лесоустроительные мероприятия, утвержденные приказом Главного управления лесами Челябинской области N 549 от 26.10.2017, по результатам которых изменились объемы мероприятий по охране и воспроизводству лесов, а также объемы заготовки древесины по договору аренды от 10.10.2012 N 719, в связи с чем Приказом Главного управления лесами Челябинской области N 704 от 30.11.2018 утверждены изменения в лесохозяйственный регламент Чебаркульского лесничества, касающиеся объемов необходимых к выполнению мероприятий.
12.02.2018 между Главным управлением лесами Челябинской области и ООО "Браус" заключено соглашение о внесении в договор аренды изменений, касающихся изменения данных объемов лесопользования (т.1 л.д.43-47).
Эти обстоятельства явились основанием для разработки заявителем разработан и представления в Главное управление лесами Челябинской области на государственную регистрацию проекта освоения лесов по договору аренды N 719 от 10.10.2012 (т.1 л.д.67-153, т.2 л.д.1-131).
Представленный заявителем проект освоения лесов был направлен Главным управлением лесами Челябинской области для согласования в Министерство экологии Челябинской области.
По результатам рассмотрения проекта освоения лесов Министерством экологии Челябинской области подготовлено заключение от 30.10.2018 N 05/9499 "О проекте освоения лесов" (т.1 л.д.18-23), в котором отражено, что на арендуемой территории расположены особо охраняемые природные территории Челябинской области: Варламовский государственный природный биологический заказник Челябинской области (далее - Варламовский заказник) - кварталы N 1-70, 72-106, 112-149 Варламовского участкового лесничества, площадь заказника 16255,9 га. Постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 N 139-П (ред. от 15.09.2010) утверждены границы и Положение Варламовского заказника; памятник природы Челябинской области Чсбаркульский бор (далее - Чебаркульский бор) - кварталы N 514, 524, 534, 544, 554, 564 Бишкильского участкового лесничества, площадью 605,17 га. Границы Чебаркульского бора утверждены постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.06.2008 N 1246 (ред. от 27.08.2009). Положение о Чебаркульском боре утверждено постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 N 413-П; памятник природы Челябинской области Травниковский бор (далее - Травниковский бор) - кварталы N 41, 42, 45, 46, 49 - 59 Травниковского участкового лесничества, площадью 1628,5 га. Границы Травниковского бора утверждены постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.06.2008 N 1245. Положение о Травниковском боре утверждено постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 N 413-П. При этом, установлено, что территории Варламовского заказника, Чебаркульского и Травниковского боров отнесены к виду целевого назначения защитных лесов - ценные леса - леса, имеющие научное или историческое значение. Согласно представленному проекту освоения лесов на территориях ООПТ в Чебаркульском лесничестве в период с 2018 года по 2028 год проектируются: на территории Варламовского заказника заготовка древесины с рубками спелых и перестойных насаждений выборочной рубкой 15-30 процентов, а также рубками ухода за лесами - прореживание, проходные рубки интенсивностью 15-20 процентов; на территориях Чебаркульского и Травниковского боров - проведение рубок ухода за лесами - прореживание, проходные рубки интенсивностью 15-20 процентов. Общая площадь заготовки древесины на ООПТ - 5753,4 га, общий вырубаемый запас - 366055 куб. м; мероприятия по уходу за лесами, не связанные с заготовкой древесины прочистка целевой породы сосны интенсивностью 15-20 процентов в кварталах 72, 135 Варламовского заказника на площади 4,7 га; создание объектов лесной инфраструктуры: противопожарных разрывов и просек на территории Варламовского заказника в кварталах N 5, 6, 9, 10, 15, 18, 22, 27, 33, 64, 70, 101, 116, 117, 133, 148, на территории Чебаркульского бора в квартале 514, а также мероприятия но противопожарному обустройству лесов, включающие благоустройство зон отдыха, установку и размещение аншлагов и других знаков и указателей, установку стендов, устройство, прочистку и обновление противопожарных минерализованных полос; мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия па 2019 - 2020 годы: на территории Варламовского заказника сплошные санитарные рубки в кварталах N 11, 57, 58, 73, выборочные санитарные рубки в кварталах N 15, 22, 36, 57, 61, 72, 73, 84, 98; на территории Чебаркульского бора сплошная санитарная рубка и выборочная санитарная рубка в квартале N 52 ч Бишкильского участкового лесничества; на территории Травниковского бора сплошные санитарные рубки в кварталах N 41, 46; выборочные санитарные рубки в кварталахN 46, 52, 57.
По результатам рассмотрения представленный Проект освоения лесов Министерством не согласован с указанием на следующие обстоятельства:
1. Информация, включаемая в проект освоения лесов, должна соответствовать договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, а также иным специальным обследованиям (Приказ N 69), тогда как в представленном проекте освоения лесов, в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины на ООПТ, общий вырубаемый запас древесины при рубках спелых и перестойных насаждений и рубках ухода за лесами на период действия проекта освоения лесов указан в пределах ежегодного объема заготовки древесины - 36,6 тыс.м3, из которых рубки спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству в Варламовском заказнике составили 13,9 тыс.м3 на площади 3011,1 га. Согласно договору аренды объем указанной заготовки древесины составляет 7,3 тыс. м3 и рассчитан на весь арендуемый лесной участок (87770,1 га). В этой связи необходимо включить в проект общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины по каждой особо охраняемой природной территории Чебаркульского лесничества (приложение N 28 Приказа N 69), а также, в соответствии с указанными сведениями, ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение лесотаксационных выделов на период действия проекта освоения лесов (тематические лесные карты), с разбивкой по годам, с информацией по проектируемым мероприятиям на конкретных участках ООПТ, для исключения длительного негативного воздействия во времени и в пространстве на объекты растительного и животного мира при проведении лесосечных работ. Указать вид выборочной рубки. Описать технологию заготовки древесины на ООПТ. Всю информацию о проектируемых видах и объемах работ на ООПТ необходимо выделить в отдельный раздел - "Организация использования лесов па ООПТ".
2. В нарушение запрета о проведении сплошных рубок в Варламовском заказнике и Чебаркульском бору, в таблице 3.2 проекта "Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания лесной инфраструктуры", на 2019-2028 годы запроектированы сплошные рубки под создание указанных противопожарных разрывов и просек. В проекте указывается мероприятие по расчистке объектов лесной инфраструктуры: противопожарных разрывов и просек на территории Варламовского заказника и Чебаркульского бора с шириной объектов 35 - 55 метров. В ранее утвержденном проекте ООО "Браус" (2013) указанные объекты отсутствовали в Варламовском заказнике и Чебаркульском бору, за исключением некоторых, с расчисткой шириной 4 метра, в кварталах: 5 (выдел 9), 9 (выдел 26), 10 (выдел 28), 70 (выдел 16), 117 (выдел 18), 148 (выдел 22) Варламовского участкового лесничества, а также противопожарных разрывов в кварталах 22 (выдел 27), 27 (выдел 26) с существующей шириной 40 метров. Противопожарный разрыв в квартале 51 ч (выдел 28) шириной 35 метров в Чебаркульском бору и предыдущем проекте (2013 год) в существующих не значился. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 г. N 1283-р "дорога автомобильная" не относится к объектам лесной инфраструктуры. Уточнить наличие и параметры "лесных дорог" на ООПТ.
3. В проекте представлены две разные "Ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия". Уточнить мероприятия и объемы на ООПТ, а также указать виды и объемы мероприятий локализации и ликвидации очагов вредных организмов планируемые на ООПТ (проведение лесопатологических обследований, развешивание скворечников и другие виды).
4. В нарушение режимов особой охраны Варламовского заказника и Травниковского бора в кварталах 121, 128 Варламовского участкового лесничества и в квартале 68 Травниковского участкового лесничества предусмотрено ежегодное проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов. В разделе "Санитарные требования к использованию лесов" предусмотрена обработка заготовленной древесины инсектицидами, заселенной стволовыми вредителями, в том числе на ООПТ. Проектом освоения лесов предусмотреть установленные запреты в целях сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира Варламовского заказника, Чебаркульского и Травниковского боров.
5. В проекте отсутствуют проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира на особо охраняемых природных территориях, в том числе по сохранению объектов биоразнообразия. Включить в проект сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений. Сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на особо-охраняемых природных территориях Чебаркульского лесничества, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Челябинской области, а также по местам расположения кормушек и солонцов для копытных, токов тетеревиных птиц, местам обитания ценных промысловых животных, с учетом новых орнитологических, энтомологических, микологических и флористических обследований, проводившихся в 2018 году областным государственным учреждением "Особо охраняемые природные территории Челябинской области, прилагаются.
Указанное заключение представлено Министерством экологии Челябинской области в Главное управление лесами Челябинской области.
По итогам рассмотрения представленного заявителем проекта освоения лесов экспертной комиссией Главного управления лесами Челябинской области, с учетом мнения Министерства экологии Челябинской области, составлено заключение N 35-Э от 01.02.2019 (т.1 л.д.16-17), содержащее вывод о том, что представленный на экспертизу проект освоения лесов не соответствует требованиям статьям 88, 103 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) и положению об особо охраняемых природных территориях. Экспертной комиссией отмечено, что согласно заключению Министерства экологии Челябинской области от 30.10.2018 N 05/9499, проект освоения лесов не согласован с указанием замечаний, представленных в приложении, которые не были устранены ООО "Браус". Представленный проект освоения лесов не содержит положительного заключения Министерства экологии Челябинской области, что нарушает пункт 6 положения об особо охраняемых природных территориях: Варламовского заказника Травниковского бора и Чебаркульского бора. Арендатору предложено доработать проект освоения лесов с учетом замечаний, установленных настоящим заключением и предоставить на повторную экспертизу исправленный проект с положительным согласованием Министерства экологии Челябинской области.
Приказом Главного управления лесами Челябинской области N 54 от 01.02.2019 указанное отрицательное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов утверждено (т.1 л.д.14-15).
Полагая, что заключение Министерства экологии Челябинской области от 30.10.2018 N 05/9499 "О проекте освоения лесов", заключение экспертной комиссии Главного управления лесами Челябинской области от 01.02.2019 N 35-Э и приказ Главного управления Лесами Челябинской области от 01.02.2019 N 54 являются незаконными и нарушающими права ООО "Браус", заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения. При этом судом отмечена необоснованность замечаний Министерства экологии Челябинской области, изложенных в пунктах 2 (в части указания в проекте освоения лесов автомобильных дорог) и 4 заключения от 30.10.2018 N 05/9499 "О проекте освоения лесов". Позиция суда первой инстанции в этой части участвующими в деле лицами не оспаривается, а потому оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иные указанные Министерством экологии Челябинской области замечания признаны судом первой инстанции обоснованными. Именно в этой части решение суда обжалуется заявителем.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
Частью 1 статьи 71 ЛК РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 этой статьи.
Порядок разработки проекта освоения лесов и состав такого проекта определены Приказом N 69, в силу пункта 3 которого, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пункту 28 Приказа N 69 установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу статьи 103 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2019, и применяемой к рассматриваемым правоотношениям) к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1). В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан (часть 2). В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3). В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (часть 5). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6).
Статьей 25 Закона N 33-ФЗ установлено, что памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно статье 26 Закона N 33-ФЗ, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2). Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 27 Закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 N 413-П утверждено Положение о памятниках природы Челябинской области, включая положения об ООПТ Чебаркульский бор и Травниковский бор. В соответствии с этими положениями, проекты освоения лесов в отношении данных территорий подлежат согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области, осуществляющим надзор в области экологических требований.
Пунктом 6 Положения о памятнике природы Челябинской области Чебаркульский бор, режим особой охраны памятника природы Чебаркульский бор учитывается при разработке проектов освоения лесов. Лесохозяйственные регламенты и проекты освоения лесов для территории памятника природы Чебаркульский бор, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия, а также проекты развития населенных пунктов, расположенных на границе с памятником природы Чебаркульский бор, согласовываются с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и Главным управлением лесами Челябинской области. Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области осуществляет проверку соответствия намечаемой хозяйственной деятельности (в части размещения объектов) установленному режиму особой охраны памятника природы.
Пунктом 2 Положения о памятнике природы Челябинской области Травниковский бор установлено, что бор отнесен к памятникам природы Челябинской области решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года N 29 "Об охране памятников природы в области". Лесохозяйственные регламенты и проекты освоения лесов для территории памятника природы Травниковский бор, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия, а также проекты развития населенных пунктов, расположенных на границе с памятником природы Травниковский бор, согласовываются с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и Главным управлением лесами Челябинской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ, государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), геологическими. Основной особенностью режима охраны заказников является то, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 14.05.2002 N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" предусмотрено, что на территории Челябинской области могут создаваться особо охраняемые природные территории, в том числе категории - государственные природные заказники.
Постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 N 139-П "О государственных природных заказниках Челябинской области" утверждено Положение о Варламовском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области, в соответствии с которым, основной целью образования Варламовского заказника является сохранение целостности естественных местообитаний охраняемых, особо ценных в хозяйственном отношении объектов растительного и животного мира, их воспроизводство и восстановление. Пунктом 5 этого Положения предусмотрено, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, расположенных на территории Варламовского заказника, другие юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в Варламовском заказнике режим особой охраны. Режим особой охраны Варламовского заказника учитывается при разработке лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов. Лесохозяйственные регламенты и проекты освоения лесов, материалы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на землях лесного фонда, находящихся в границах Варламовского заказника, согласовываются с Министерством экологии Челябинской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 N 34-П утверждена Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2025 года. Включенные в Схему действующие ООПТ, а также режимы их охраны учитываются при разработке документов территориального планирования Челябинской области, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов. Также, этим Постановлением утвержден список действующих ООПТ на период до 2025 года, среди которых: Чебаркульский бор (постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.06.2008 N 1246); Травниковский бор (постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.06.2008 N 1245); Варламовский государственный природный заповедник (Постановление Правительства Челябинской области от 22.05.2008 N 139-П).
Особо охраняемые природные территории Челябинской области - памятники природы Челябинской области Чебаркульский и Травниковский боры, а также Варламовский государственный природный биологический (ботанический и зоологический) заказник расположены в границах лесного участка, арендуемого ООО "Браус", что подтверждено оспоренным заключением Министерства экологии Челябинской области и заявителем по существу не оспаривается. Это обстоятельство обязывает арендатора согласовать разработанный в соответствии с требованиям и лесного законодательства проект освоения лесов с Главным управлением лесами Челябинской области и Министерством экологии Челябинской области.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496. В соответствии с этим порядком, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3). Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии (пункт 4). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений (пункт 5). Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка (пункт 7.1). При выявлении в ходе экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается лесопользователю для устранения замечаний в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о возврате (пункт 7.2). Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9). Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10).
Как обоснованно указывает заявитель, в настоящем случае оспоренное отрицательное заключение экспертной комиссии Главного управления лесами Челябинской области от 01.02.2019 N 35-Э требованиям пунктов 7.1 и 10 Порядка N 496 не соответствует, поскольку единственным основанием для его выдачи указано отсутствие согласования представленного заявителем проекта освоения лесов Министерством экологии Челябинской области. Выявленные нарушения в заключении не описаны, конкретные нарушенные положения не поименованы.
Однако, несоответствие содержания мотивировочной части заключения требованиям, предъявляемым к такому документу положениями Порядка N 496-ФЗ, само по себе основанием для признания этого заключения недействительным не является. Поскольку в этом ненормативном акте содержится ссылка на заключение Министерства экологии Челябинской области от 30.10.2018 N 05-9499, в целях проверки законности заключение экспертной комиссии Главного управления лесами Челябинской области от 01.02.2019 N 35-Э, а также оспоренного заявителем приказа от 01.02.2019 N 54 об утверждении этого заключения, подлежит оценка законности выводов, содержащихся в заключении Министерства экологии Челябинской области от 30.10.2018 N 05-9499.
Заключение от 30.10.2018 N 05-9499 выдано в пределах полномочий Министерства экологии Челябинской области, предоставленных Положениями об указанных памятниках природы и о государственном природном заказнике. Довод заявителя о вынесении этого заключения в части находящихся во владении заявителя лесов, указанных в проекте освоения лесов, не входящих в ООПТ, за пределами полномочий Министерства экологии Челябинской области, подлежит отклонению так как возможность выдачи отдельного заключения в отношении какой-либо части представленного на согласование проекта (в том числе в части лесов, входящих в ООПТ) нормативно не предусмотрена.
Оценивая заключение Министерства экологии Челябинской области от 30.10.2018 N 05/9499 на предмет законности спорных замечаний, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Замечание N 1 содержит указание на то, что в представленном проекте освоения лесов, в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины на ООПТ, общий вырубаемый запас древесины при рубках спелых и перестойных насаждений и рубках ухода за лесами на период действия проекта освоения лесов указан в пределах ежегодного объема заготовки древесины - 36,6 тыс.м3, из которых рубки спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству в Варламовском заказнике составили 13,9 тыс.м3 на площади 3011,1 га. При этом, согласно договору аренды, объем указанной заготовки древесины составляет 7,3 тыс.м3 и рассчитан на весь арендуемый лесной участок (87770,1 га). В этой связи предложено включить в проект общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины по каждой особо охраняемой природной территории Чебаркульского лесничества (приложение N 28 Приказа N 69), а также, в соответствии с указанными сведениями, ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение лесотаксационных выделов на период действия проекта освоения лесов (тематические лесные карты), с разбивкой по годам, с информацией по проектируемым мероприятиям на конкретных участках ООПТ, для исключения длительного негативного воздействия во времени и в пространстве на объекты растительного и животного мира при проведении лесосечных работ, указать вид выборочной рубки, описать технологию заготовки древесины на ООПТ.
При этом, Министерством экологии Челябинской области даны пояснения о том, что в Варламовском заказнике запроектированы равномерно-постепенные рубки (РПР) спелых и перестойных лесных насаждений интенсивностью 15-30 процентов по запасу. В ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектировалась заготовка древесины на ООПТ, ежегодный объем вырубаемой древесины при указанных рубках по хвойному хозяйству в Варламовском заказнике составил 13,9 тыс.м3 на площади 1723,3 га. Согласно дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка ежегодный объем указанной заготовки древесины составлял 7,3 тыс.м3 применительно ко всему арендуемому лесному участку (87770,1 га). То есть, вырубаемый запас сосны на арендуемом лесном участке обеспечивался за счет рубок спелых и перестойных лесных насаждений в Варламовском заказнике. При этом, в лесохозяйственном регламенте Чебаркульского лесничества содержаться сведения об объемах вырубаемой древесины в общем по категориям вырубаемых лесов, а объемы рубок для конкретных ООПТ (Варламовский заказник, Травниковский бор, Чебаркульский бор) в регламенте не прописаны. Поскольку РПР проводятся с назначением мероприятий по лесовосстановлению, Министерство экологии Челябинской области пришло к выводу о том, что назначение РПР противоречит пункту 18 Приказа Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 N 181 Об особенностях использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (в силу которого, лесовосстановление осуществляется на лесных участках, на которых проводились сплошные рубки) и пункту 8 этого же Приказа (которым не предусмотрена возможность проведения сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в целях заготовки древесины в биологических государственных природных заказниках).
Заявитель оспаривает замечание Министерства экологии Челябинской области в указанной части, ссылаясь на отсутствие в Приказе N 69 требования об обязательном включении в проект освоения лесов выделов, в которых проектируется заготовка древесины с разбивкой по годам. Как указывает заявитель, вид выборочной рубки указан в специальной части проекта, а требование Министерства экологии Челябинской области о включении в проект общих сведений о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины по каждой ООПТ с разбивкой по годам и с информацией по проектируемым мероприятиям на конкретных участках ООПТ, положениям Приказа N 69 противоречит.
Пунктом 12 Приказа N 69 установлено, что подраздел "Заготовка древесины" должен содержать следующие сведения: установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
Необходимость включения в проект освоения лесов общих сведений о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины по каждой ООПТ, а также ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение лесотаксационных выделов на период действия проекта освоения лесов, с разбивкой по годам и с информацией по проектируемым мероприятиям на конкретных участках ООПТ положениями Приказа N 69 не предусмотрена, на что обоснованно ссылается заявитель.
В то же время, ввиду особенности проекта освоения лесов в настоящем случае (наличие на лесном участке нескольких ООПТ, включая биологический государственный природный заказник) Министерство экологии Челябинской области в целях исключения длительного негативного воздействия на объекты растительного и животного мира при проведении лесосечных работ на территории ООПТ правомерно предложило конкретизировать проектируемые ежегодные объемы заготовки древесины с разбивкой по годам и информацией по проектируемым мероприятиям на каждой ООПТ.
Заявитель указывает на то, что равномерно-постепенные рубки лесных насаждений следует отнести к выборочным рубкам, что исключает необходимость проведения при таких рубках лесовосстановительных работ, предусмотренных пунктом 18 Приказа N 181.
Между тем, в соответствии со статьей 17 ЛК РФ рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок (часть 1). Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников (часть 2). Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников (часть 3).
В силу пункта 38 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, при равномерно-постепенных рубках древостой одного класса возраста вырубается на лесосеке в несколько приемов путем равномерного разреживания с формированием в процессе рубки лесных насаждений из второго яруса и подроста предварительного или сопутствующего лесовосстановления.
То есть возможность осуществления мероприятий по лесовосстановлению при проведении РПР нормативно предусмотрена.
В силу пункта 18 Приказа N 181 лесовосстановление на особо охраняемых природных территориях осуществляется на лесных участках, лесные насаждения на которых погибли или повреждены в результате пожаров, воздействия вредных организмов, а также на лесных участках, на которых проводились сплошные рубки.
В этой связи по критерию необходимости проведения лесовосстановления РПР следует отнести к сплошным рубкам.
Пунктом 8 Приказа N 181 установлено, что в лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике. В лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.
Основной целью образования Варлдамовского заказника является сохранения целостности естественных местообитаний охраняемых особо ценных в хозяйственном отношении объектов растительного и животного мира, их воспроизводство и восстановление.
Ссылаясь на отсутствие в регламенте Чебаркульского лесничества объемов рубок для конкретных ООПТ (включая Варламовский заказник) и невозможность осуществления на территории зоологического государственного природного заказника проведения как сплошных, так и выборочных рубок деревьев помимо необходимости осуществления ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных, Министерство экологии Челябинской области правомерно указало на несоответствие указанного в проекте освоения лесов назначения РПР (в целях заготовки древесины) требованиям пунктов 8 и 18 Правил N 181. Возражения заявителя в этой части подлежат отклонению.
Суд первой инстанции ссылается на позицию заявителя о том, что при таксации был выявлен объем проведения рубок на лесном участке в расчете на 20 лет и данный объем указывается в проекте освоения лесов. Признавая этот довод ошибочным, суд указал на то, что из текста проекта освоения лесов следует, что проект разработан на 10 лет (т.1 л.д.70), а договором аренды лесного участка конкретные объемы рубок на территориях ООПТ не определены.
Между тем, из пояснений заявителя следует, что указанный 20-летний срок приведен применительно к классу возраста спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству, объем рубок которых выявлен при проведении лесной таксации, а определенный в проекте объем рубок таких насаждений - 7,3 тыс.м3 на весь участок указан из расчета на 10 лет.
То есть позиция суда первой инстанции в этой части представляется ошибочной, что, однако, не повлекло принятия неверного решения применительно к указанному замечанию Министерства экологии Челябинской области.
Таким образом, возражения заявителя в отношении замечания 1 Министерства экологии Челябинской области судом апелляционной инстанции отклоняются.
В замечании N 2 Министерство экологии Челябинской области указало на то, что в нарушение запрета на проведение сплошных рубок в Варламовском заказнике и Чебаркульском бору, в таблице 3.2 раздела 3 проекта "Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания лесной инфраструктуры", на 2019-2028 годы (т.2 л.д.10-11) запроектированы сплошные рубки под создание противопожарных разрывов и просек. В частности, в проекте указывается мероприятие по расчистке объектов лесной инфраструктуры: противопожарных разрывов и просек на территории Чебаркульского бора с шириной объектов 35-55 метров. При этом, в ранее утвержденном проекте ООО "Браус" (2013) указанные объекты отсутствовали в Чебаркульском бору, за исключением некоторых, с расчисткой шириной 4 метра. Противопожарный разрыв в квартале 51 ч (выдел 28) шириной 35 метров в Чебаркульском бору в предыдущем проекте (2013 год) не значился.
Оспаривая позицию Министерства экологии Челябинской области в этой части заявитель указывает на то, что в таблице 3.2 проекта "Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания лесной инфраструктуры" сплошные рубки не предусмотрены, а в таблице 3.1 раздела 3 проекта "Характеристика существующих и проектируемых объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры" на 2018-2028 годы (т.1 л.д.125-153, т.2 л.д.1-9) запроектирована расчистка существующих противопожарных разрывов и квартальных просек от древесно-кустарниковой растительности.
В соответствии с Приказом N 69 в проекте освоения лесов необходимо указывать характеристику существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (раздел 7), а также раздел "Создание лесной инфраструктуры", который должен содержать сведения о проектируемом объеме рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (приложение N9).
Как отмечено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, категория защитности лесов на ООПТ Чебаркульского лесничества отнесена к виду целевого назначения защитных лесов - ценные леса - леса, имеющие научное или историческое значение.
Статьей 111 ЛК РФ к защитным лесам отнесены леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При этом выделяются категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, и ценные леса.
Согласно лесохозяйственному регламенту Чебаркульского лесничества, освоение лесов на ООПТ выполняется в целях сохранения биоразнообразия, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, в соответствии с пунктом 28 которых, использование указанных лесов осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими осуществление видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, а также с учетом указанных Особенностей.
Приказом Рослесхоза от 30.09.1993 N 260 утверждены Основные положения по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, которыми предусмотрено, что рубки главного пользования (рубки спелых и перестойных лесных насаждений) не проводятся в лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей, пункт 1.8).
В отношении Чебаркульского бора в проекте освоения лесов указано на создание новых объектов лесной инфраструктуры (противопожарные разрывы), для чего предусмотрена рубка насаждений. В этой связи ссылка заявителя на наличие в проекте лишь сведений о планируемой расчистке существующих противопожарных разрывов подлежит отклонению.
Пунктом 2 примечания к Приказу Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" установлено, что прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос осуществляется за исключением территорий природных парков и государственных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленным в границах этих особо охраняемых природных территорий), в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки.
С учетом приведенных нормативных положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренные спорным проектом освоения лесов мероприятия по проведению рубок лесных насаждений на рассматриваемом лесном участке в целях создания противопожарных разрывов не соответствует требованиям действующего лесного законодательства об особо охраняемых природных территориях и целям создания особо охраняемых природных территорий.
В этой связи возражения заявителя в отношении замечаний N 2 Министерства экологии Челябинской области (в части противопожарных разрывов) подлежат отклонению.
В замечании N 3 Министерство экологии Челябинской области указывает на наличии в проекте освоения лесов двух разных Ведомостей лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия. В этой связи заявителю предложено уточнить мероприятия и объемы на ООПТ, а также указать виды и объемы мероприятий локализации и ликвидации очагов вредных организмов планируемые на ООПТ (проведение лесопатологических обследований, развешивание скворечников и другие виды).
Заявитель, возражая в отношении заключения Министерства экологии Челябинской области в этой части, указывает на то, что требование Министерства не соответствует Приказу N 69, ведомости лесотаксационных выделов, представленные в виде таблиц 4.6 и 4.8 содержат сведения об одних и тех же земельных участках, составление отдельной таблицы мероприятий и объемов на ООПТ невозможно, так как объемы рассчитаны на весь арендуемый земельный участок.
Доводы заявителя в указанной части судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Так, в соответствии с пунктом 9 Приказа N 69, раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" должен содержать Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Анализ Таблиц 4.6, 4.8 Проекта (т.2 л.д.52-65, 66-79) позволяет прийти к выводу о несоответствии содержащихся в них сведений (на страницах 145, 159 Проекта номера кварталов и площади выборочной санитарной рубки указаны в отношении разных участковых лесничеств).
В этой связи позиция Министерства экологии Челябинской области о необходимости уточнения мероприятий и объемов, указанных в этих таблицах проекта, является обоснованной.
Довод заявителя о невозможности вывести указанные мероприятия в отдельную таблицу, значения для целей проверки законности замечания N 3 не имеет, поскольку это замечание не обязывает выводить такие мероприятия в отдельную таблицу, а лишь предписывает уточнить соответствующие мероприятия и объемы в целях устранения выявленных несоответствий.
Таким образом, оспоренное заключение Министерства экологии Челябинской области в части замечания N 3 является законным и обоснованным.
В замечании N 5 Министерство экологии Челябинской области указало на отсутствие в проекте проектируемых видов и объемов мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемых видов и объемов мероприятий по охране объектов растительного мира на особо охраняемых природных территориях, в том числе по сохранению объектов биоразнообразия. В этой связи заявителю предложено включить в проект сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений. При этом указано на то, что сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на особо-охраняемых природных территориях Чебаркульского лесничества, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Челябинской области, а также по местам расположения кормушек и солонцов для копытных, токов тетеревиных птиц, местам обитания ценных промысловых животных, с учетом новых орнитологических, энтомологических, микологических и флористических обследований, проводившихся в 2018 году областным государственным учреждением "Особо охраняемые природные территории Челябинской области, прилагаются.
Заявитель полагает, что требования Министерства экологии Челябинской области в этой части не обоснованы, так как раздел 5 проекта указанные мероприятия предусматривает в целом по лесному участку, а их отдельное выделение для ООПТ не предусмотрено.
Статьей 60.15 ЛК РФ предусмотрено, что охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 29.05.2017 N 264 утверждены Особенности охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми, растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
В силу пунктов 3 и 4 Приказа N 69, проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Общая часть проекта освоения лесов включает в себя, в том числе, разделы: "мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов", "мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов".
Согласно пункту 6 Приказа N 69 в разделе "Сведения о лесном участке" приводится в том числе следующая информация: характеристика имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия; сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (приложение N 6)
Пунктом 10 Приказа N 69 предусмотрено, что раздел проекта освоения лесов "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" должен содержать: проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Необходимость включения в проект освоения лесов проектируемых видов и объемов мероприятий применительно к каждой ООПТ положениями Приказа N 69 не предусмотрена, на что обоснованно ссылается заявитель.
Однако, как указано выше, особенности проекта освоения лесов в настоящем случае, обусловленные наличием на лесном участке нескольких ООПТ, позволяет Министерству экологии Челябинской области в целях исключения длительного негативного воздействия на объекты растительного и животного мира на территории ООПТ предъявлять требования о конкретизации указанных мероприятий применительно к ООПТ.
Довод заявителя об отсутствии технической возможности выделения таких мероприятий для ООПТ носит декларативный характер и документально не подтвержден (заявитель ссылается лишь на то обстоятельство, что объемы мероприятий рассчитаны на весь арендуемый участок, при этом не обосновывает невозможность выделения из таких объемов мероприятия в отношении конкретных ООПТ).
В этой связи позиция заявителя о незаконности замечания N 5 не может быть признана обоснованной.
Учитывая частичную обоснованность замечаний Министерства экологии Челябинской области к представленному заявителем проекту освоения лесов, оснований для признания незаконными вынесенных Главным управлением лесами Челябинской области отрицательного заключения государственной экспертизы такого проекта и приказа о его утверждении не имеется.
Законность оспоренных ненормативных правовых актов исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании их недействительными.
Помимо этого, судом первой инстанции отмечено, что ООО "Браус" был разработан новый проект освоения лесов, который был представлен в Министерство экологии Челябинской области на согласование и в настоящее время согласован (письмо Министерства экологии Челябинской области от 23.08.2019 N 01/9732 - т.3 л.д.67-69), что свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Податель апелляционной жалобы, возражая в отношении этого вывода суда первой инстанции указывает на то, что новый проект освоения лесов составлен на ной срок и по другим объемам мероприятий, не имеет отношения к рассматриваемому спору, а потому его согласование не может исключать нарушения прав и законных интересов заявителя вынесением оспоренных ненормативных правовых актов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией заявителя о том, что само по себе согласование нового проекта освоения лесов не влияет на вопрос о наличии нарушения прав заявителя вследствие вынесения оспоренных ненормативных правовых актов в отношении предыдущего проекта.
В то же время при условии подтверждения материалами дела законности и обоснованности оспоренных ненормативных правовых актов, оснований для признания нарушенными принятием этих актов права и законные интересы заявителя не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки позиции суда первой инстанции о необоснованности требований заявителя.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2019 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2019 по делу N А76-4614/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Браус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4614/2019
Истец: ООО "Браус"
Ответчик: Главное управление лесами Челябинской области, Министерство экологии Челябинской области
Третье лицо: ООО "Уральская лесоустроительная экспедиция"