город Томск |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А03-7301/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансовой, налоговой и кредитной политике города Барнаула (N 07АП-11820/2019) на решение от 04.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7301/2019 (судья Лихторович С.В.) по иску акционерного общества "Быт-Сервис", ИНН 2224106617, ОГРН 1062224068983, в лице конкурсного управляющего Лютова Степана Владимировича, г. Барнаул Алтайского края к Комитету по социальной поддержке населения г. Барнаула, ИНН 2225091025, ОГРН 1072225014663, г. Барнаул Алтайского края о взыскании 862 620 руб. за период с 01.02.2019 по 30.04.2019 по договору от 01.01.2019 о предоставлении субсидий из бюджета города на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льгот на услуги в общих отделениях бань отдельным категориям граждан.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по финансовой, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула, г. Барнаул,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Быт-Сервис" в лице конкурсного управляющего Лютова Степана Владимировича (далее - истец, АО "Быт-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по социальной поддержке населения г. Барнаула (далее - ответчик) о взыскании 862 620 руб. за период с 01.02.2019 по 30.04.2019 по договору от 01.01.2019 о предоставлении субсидий из бюджета города на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льгот на услуги в общих отделениях бань отдельным категориям граждан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула (далее - третье лицо, Комитет по финансам).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.10.2019 заявленные требования удовлетворены, с ответчика в пользу АО "Быт-Сервис" взыскано 862 620 руб. задолженности по предоставлению субсидий из бюджета города на возмещение недополученных доходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по финансам обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования АО "Быт-Сервис" оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда первой инстанции относительного того, что администрация города установила случаи, исключающие применение запрета на предоставление субсидий, установленного пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем вынесения постановлений администрации города от 29.12.2018 N 2164, от 22.05.2019 N 808, является ошибочным, поскольку постановления администрации города не содержат в себе положения, допускающие возможность предоставления субсидий при наличии просроченной (неурегулированной) задолженности. Полагает ошибочным вывод суда о том, что задолженность АО "Быт-Сервис" перед комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, образовавшуюся до 2012 года, следует считать урегулированной.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав на законность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.12.2018 по делу N А03-7109/2018 АО "Быт-Сервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Лютов Степан Владимирович.
Решением от 20.12.2018 N 182/2 Координационного совета города Барнаула по ценообразованию о рассмотрении экономически обоснованной себестоимости одной помывки в общих отделениях бань АО "Быт-Сервис" рекомендовано установить с 01.01.2019 экономически обоснованную себестоимость одной помывке (продолжительностью 1,5 часа) - 202,00 руб.; тариф на одну помывку (продолжительностью 1,5 часа) для граждан, достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин - 165 руб.
01.01.2019 между АО "Быт-Сервис" (получатель) и Комитетом по социальной поддержке населения г.Барнаула (главный распорядитель) заключен договор о предоставлении субсидий из бюджета города на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льгот на услуги в общих отделениях бань отдельным категориям граждан.
Срок действия договора определен с 01.01.2019 по 31.12.2019 (п.7.1 договора).
Согласно п.1.1 предметом договора является предоставление из бюджета города в 2019 году получателю субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льгот на услуги в общих отделениях бань отдельным категориям граждан по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с п.2.1, п.2.1.1, п.2.1.2 договора субсидия предоставляется из бюджета города в соответствии с Порядком предоставления из бюджета города субсидия на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льгот на услуги в общих отделениях бань отдельным категориям пенсионеров, утвержденным постановлением главы города Барнаула от 23.12.2008 N 4379 (далее - Порядок предоставления субсидий): на цели, указанные в разделе 1 договора; при предоставлении получателем главному распорядителю документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Порядком предоставления субсидий и настоящим договором.
Согласно п.2.3, п.2.3.1 договора предоставление субсидии получателю осуществляется после предоставления главному распорядителю ежемесячно, до пятого числа следующих документов: льготных талонов на услуги в общих отделениях бань, предоставленные отдельным категориям граждан, актов приема-передачи льготных талонов на услуги в общих отделениях бань между Комитетом и получателем субсидий, актов оказанных услуг, подписанных руководителем и заверенных печатью (при наличии).
Согласно п.2.4 договора главный распорядитель в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.3 договора, рассматривает их и принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.
Пунктом 2.5 договора определено, что перечисление субсидий осуществляется главным распорядителем не позднее 10 рабочего дня после принятия решения о предоставлении субсидий на указанный в договоре расчетный счет, открытый получателем в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
В период с 01.01.2019 по 30.04.2019 истец предоставил льготы на услуги в общих отделениях бань пенсионерам по возрасту, в том числе в бане N 5 (ул. Партизанская,176), банно-прачечных комбинатах N 1 (ул.Чайковского,3), N 3 (ул.Аванесова,103), N 6 (ул. Союза Республик,11), что подтверждается счетами на оплату, актами выполненных работ.
Ответчик произвел перечисление субсидий за декабрь 2018 года, январь 2019 года, обязательства по перечислению истцу субсидий за последующий период по апрель 2019 года не выполнены, в результате чего задолженность составила 862 620 руб., в том числе 322 410 руб. - за февраль 2019 года, 354 585 руб. - за март 2019 года, 185 625 руб. - за апрель 2019 года.
В адрес ответчика направлялась претензия от 26.03.2019 с требованием погасить задолженность. Письмом от 09.04.2019 ответчик подтвердил, что истец является получателем субсидий.
Ссылаясь на изменения, внесенные 28.11.2018 в часть 17 статьи 241 БК РФ, указал, что в связи с наличием у организации непогашенной задолженности перед управлением имущественных отношений Алтайского края (часть задолженности направляется в бюджет города) и задолженности по возврату излишне выплаченных субсидий, полученных за счет средств бюджета города до 2012 года, предоставленной комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, АО "Быт-Сервис", как получатель субсидий за счет средств бюджета города Барнаула, не соответствует условию предоставления субсидий, предусмотренному пунктом 17 статьи 241 БК РФ. В целях соблюдения БК РФ ответчик отказал истцу в предоставлении вышеуказанных субсидий до полного погашения задолженности перед бюджетом города Барнаула.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Быт-Сервис" с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление истцу субсидий в спорный период было установлено местной администрацией, задолженность истца, образовавшуюся до 2012 года, следует признать урегулированной, а требования о выплате субсидий обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Исходя из положений статей 1, 6, 152 БК РФ правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами названного Кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. К отношениям сторон по исполнению условий соглашения о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Частью 17 статьи 241 БК РФ установлено, что условием предоставления предусмотренных статьями 78, 78.1, 78.3 и 80 настоящего Кодекса субсидий и бюджетных инвестиций является отсутствие у их получателей просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидий, бюджетных инвестиций (за исключением случаев, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией).
В соответствие со статьей 93.8 БК РФ денежные обязательства (задолженность по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием могут быть урегулированы следующими способами:
1) основанные на соглашении изменение условий исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), связанное с изменением сроков (в том числе с предоставлением отсрочки или рассрочки) исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), изменение величины процентов за пользование денежными средствами и (или) иных платежей (далее - реструктуризация денежного обязательства (задолженности по денежному обязательству) перед публично-правовым образованием);
2) основанное на соглашении прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающее иной предмет или способ исполнения (далее - новация денежного обязательства перед публично-правовым образованием);
3) иные способы, предусмотренные бюджетным и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 93.8 БК РФ возможность, способы и основные условия урегулирования денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием устанавливаются законом (решением) о бюджете.
В силу части 4 статьи 93.8 БК РФ указано, что в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве, об исполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве), финансовые органы вправе принимать решения о заключении мировых соглашений, которыми устанавливаются условия урегулирования задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием способами, предусмотренными законом (решением) о бюджете.
Реструктуризация денежного обязательства (задолженности по денежному обязательству) перед публично-правовым образованием, а также новация денежного обязательства перед публично-правовым образованием, влекущая возникновение нового денежного обязательства перед публично-правовым образованием, осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом в отношении бюджетных кредитов, за исключением условия (требования) об отсутствии у должника просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед кредитором -соответствующим публично-правовым образованием, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 5 статьи 93.8 БК РФ).
Из материалов дела следует, что решением Координационного совета по образованию города Барнаула N 182/2 (протокол от 20.12.2018 N 182) "О рассмотрении экономически обоснованной себестоимости одной помывки в общих отделениях бань АО "Быт-Сервис" установлена экономически обоснованная стоимость одной помывки, действующая с 01.01.2019.
Постановлением от 29.12.2018 N 2164 "О внесении изменений в постановление Администрации города от 27.01.2010 N 299 "Об оплате услуг общих отделений бань" на основании Решения Координационного совета по ценообразованию города Барнаула N 182/2 (протокол от 20.12.2018 N 182) внесены изменения в Постановление Администрации города Барнаула от 27.01.2010 N 299 "Об оплате услуг общих отделений бань", при этом в пункте 2 Постановления от 29.12.2018 N 2164 указано, что Постановление вступает в силу со дня опубликования (опубликовано 29.12.2018) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Постановлением Администрации города Барнаула от 22.05.2019 N 808 "О признании утратившими силу постановлений администрации города" постановления администрации города от 27.01.2010 N 299 "Об оплате услуг общих отделений бань" от 29.12.2018 N 2164 "О внесении изменений в постановление Администрации города от 27.01.2010 N 299 "Об оплате услуг общих отделений бань" признаны утратившими силу, при этом в пункте 2 Постановления Администрации города Барнаула от 22.05.2019 N 808 указано, что Постановление вступает в силу со дня опубликования (опубликовано 23.05.2019) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.05.2019.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции верно указал, что до 30.04.2019 Администрацией города Барнаула было прямо предусмотрено предоставление субсидий АО "Быт-Сервис" из бюджета города Барнаула, что соответствует пункту 17 статьи 241 БК РФ.
В свою очередь определением Арбитражного суда Алтайского края от 28.06.2012 по делу N А03-7411/2012 в отношении ОАО "Быт-Сервис" введена процедура наблюдения. Определением Арбитражного суда Алтайского края от 29.03.2013 в отношении должника введена процедура финансового оздоровления.
Определением от 20.02.2014 по делу N А03-7411/2012 Арбитражным судом Алтайского края признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Быт-Сервис" требование Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в размере 932 404 руб. 40 коп. основной задолженности.
23.03.2015 в суд поступило ходатайство внешнего управляющего должника об утверждении мирового соглашения, заключенного на основании решения собрания кредиторов от 17.03.2015 и прекращении производства по делу о банкротстве.
Определением от 31.03.2015 Арбитражным судом Алтайского края утверждено мировое соглашение, заключенное в процедуре внешнего управления по делу N А03-7411/2012 на основании решения собрания кредиторов от 17.03.2015 между должником и кредиторами должника. Стороны подтвердили, что основной долг должника перед Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула составляет 932 404 руб. 40 коп. В связи с утверждением мирового соглашения производство по делу о банкротстве ОАО "Быт-Сервис" прекращено.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 29.06.2018 по делу N А03-7109/2018в отношении АО "Быт-Сервис" введена процедура наблюдения.
Определением от 14.09.2018 Арбитражный суд Алтайского края признал обоснованными требование Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в размере 805 713 руб. 68 коп. и включил его в третью очередь реестра требований кредиторов АО "Быт-Сервис". Из указанного определения следует, что во исполнение условий мирового соглашения Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула были произведены платежи в размере 62 609 руб. 14 коп. Задолженность АО "Быт-Сервис" перед Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула составила 805 713 руб. 68 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал урегулированной задолженность общества перед комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула и как следствие отсутствие оснований для отказа в перечисление субсидий.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришел к обоснованным выводам о наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку задолженность истца, образовавшаяся до 2012 года, является урегулированной, а предоставление истцу субсидий в спорный период было установлено местной администрацией.
Доводы апеллянта о том, что в настоящем случае не подлежала применению статья 93.8 БК РФ, поскольку введена в действие Федеральным законом после обращения истца с соответствующим заявлением, апелляционным судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Статья 93.8. "Реструктуризация денежных обязательств перед публично-правовым образованием и иные способы урегулирования задолженности по ним" введена в действие Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ. Резолютивная часть судебного акта объявлена 30.09.2019.
Таким образом, на момент объявления резолютивной части обжалуемого судебного акта по настоящему делу суд первой инстанции правомерно руководствовался статьей 93.8. БК РФ.
Несогласие апеллянта с выводами суда первой инстанции, само по себе не свидетельствует о неправомерности выводов последнего, приведенных в обжалуемом решении.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина с лиц, участвующих в деле, не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 265, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7301/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по финансовой, налоговой и кредитной политике города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7301/2019
Истец: АО "Быт-Сервис".
Ответчик: Комитет по социальной поддержке населения г. Барнаула
Третье лицо: Комитет по финансовой, налоговой, кредитной политике, Лютов Степан Владимирович