г. Челябинск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А07-7536/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2019 по делу N А07-7536/2019
Муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" (далее-истец, МУП "УИС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее-ответчик, АО "УЖХ Кировского района ГО г.Уфа РБ", податель жалобы) о взыскании задолженности в размере 259 098 руб. 12 коп..
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец заявил ходатайство об уточнении иска, в соответствии с которым просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 198 641 руб. 89 коп., а также проценты в размере 43 179 руб. 92 коп.
Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.09.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "УЖХ Кировского района ГО г.Уфа РБ" в пользу МУП УИС взыскано 194 323 руб. 68 коп. сумму долга, 40 305 руб. 73 коп. - сумма процентов за неосновательное пользование денежными средствами, а также 7 603 руб. 43 коп. сумму расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "УЖХ Кировского района ГО г.Уфа РБ" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель, указывает, что в настоящем случае истец не лишен возможности взыскивать образовавшуюся задолженность непосредственно с собственников помещений многоквартирных домов.
По мнению подателя жалобы, отсутствие оплаты собственниками помещений многоквартирного дома расходов на установку общедомовых приборов учета электроэнергии не может служить основанием для взыскания предъявленных истцом сумм с ответчика, поскольку неоплата возникла по вине собственников помещений многоквартирного дома, а не по вине управляющей организации.
Также в апелляционной жалобе ответчик ссылается на пропуск срока исковой давности.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа (далее МУП УИС - истец), зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 13.04.2012 г. с присвоением номера ЕГРЮЛ N 1120280015910.
Постановлениями главы Администрации городского округа город Уфа N 1636 от 03.05.2012 г. и N 2136 от 31.05.2012 г. объекты теплоснабжения (муниципальное имущество), предназначенные для производства тепловой энергии и передачи её по внутриквартальным сетям переданы в хозяйственное ведение МУП УИС. Финансово-хозяйственную деятельность предприятие стало осуществлять с 03.05.2012 г.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между МУП УИС и ОАО "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа РБ" был заключен договор теплоснабжения N 430999 от 01.07.2012 г., предметом которого является продажа Потребителю тепловой энергии с теплоносителем "сетевая вода", ХОВ затраченную на восполнение потерь сетевой воды в системе потребления в точке поставки и тепловые потери на участке трубопровода ГВС от места установки коммерческого узла учета тепловой энергии до точки поставки, а Потребитель обязуется оплачивать тепловую энергию, ХОВ, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и ХОВ.
В соответствии с п. 3.1.16. Договора Потребитель УЖХ Кировского района обязуется производить установку и замену узлов учета тепловой энергии по проекту, выполненному в соответствии с ТУ выданными теплоснабжающей организацией. Собственниками помещений многоквартирного дома N 7/5 по ул. Ген. Горбатова в соответствии с ст. 161 ЖК РФ был выбран способ управления - управляющей организацией ОАО "УЖХ Кировского района городского округа г.Уфа РБ".
В связи с тем, что Ответчик не выполнил мероприятия по установлению коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а собственники помещений многоквартирного дома N 7/5 по ул. Ген. Горбатова на общем собрании не решили вопрос об установлении и способа оплаты такого прибора учета тепловой энергии, обязанность по его установлению после 1 июля 2013 года перешла к ресурсоснабжающей организации. В МУП УИС была разработана целевая программа "Энергосбережение на объектах МУП УИС ГО г.Уфа РБ на 2013-2015г.г." согласно которой было запланировано установление прибора учета тепловой энергии в доме N 7/5 по ул. Ген. Горбатова на 2015 г.
В то же время директор ОАО "УЖХ Кировского района ГО г.Уфа РБ" И.М. Нурдавлятов направил в адрес МУП УИС письмо за N 3573 от 10.12.2015 г. с просьбой об установки прибора учета тепловой энергии за счет РСО в домах, в которых отсутствуют приборы учета, в рамках реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
МУП УИС самостоятельно и за свой счет провело работы по установке узла учета тепловой энергии (теплосчетчика) по адресу ул. Ген. Горбатова д.7/5 на сумму 259 098,12 руб., для чего был заключен договор подряда N 647 от 28.07.2015 г. со специализированной организаций ООО "ТеплокомУфа".
В соответствии с вышеуказанным договором подрядная организация на основании технического задания и технических условий разработала проект на установку узлов коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в системе отопления многоквартирного дома N 7/5 по ул. Ген. Горбатова ТКУ/15/9/7,5. Данный проект был согласован МУП УИС, о чем дан ответ ООО "Теплоком-Уфа" за N 6290 от 26.10.2015 г.
В многоквартирном доме N 7/5 по ул. Ген. Горбатова был установлен один узел учета тепловой энергии заводской номер ВКТ 178026, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ (форма КСЗ).
Действия по монтажу никем не оспаривались, был обеспечен допуск к объектам для установки ОДПУ, согласовано место установки ОДПУ, акты первичного допуска в эксплуатацию подписан без претензий.
Установленный прибор учета прошел проверку и допущен 17.12.2015 г. к эксплуатации.
С этого времени и по настоящее время объём потребленный тепловой энергии по дому N 7/5 по ул. Ген. Горбатова определяется на основании показаний прибора учета.
В свою очередь МУП УИС своевременно произвело оплату ООО "Теплоком-Уфа" за выполненные работы, что подтверждается платежными поручениями N 238 от 15.01.2016, N 480 от 29.01.2016, N 1103 от 26.02.2016, N1146 от 29.02.2016, N 1253 от 02.03.2016, N L359 от 03.03.2016, N 4655 от 12.07.2016, N 4713 от 13.07.2016, N 4769 от 15.07.2016, N 5089 от 04.08.2016, N 5141 от 04.08.2016, N 5221 от 12.08.2016, N 5186 от 23.08.2016.
Истец рассчитал задолженность по оплате расходов за установку ОДПУ за период с декабря 2015 г. по сентябрь 2019 г., которая составила 198 641,80 руб. 03.08.2018 г. истец вручил ответчику претензию N 3962 от 02.08.2018 г. с просьбой оплатить понесенные МУП УИС расходы по установке общедомового прибора учета тепловой энергии.
Претензия получена ответчиком, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции общества на претензии, но оставлена без ответа и удовлетворения. Неисполнение ответчиком обязательств по оплате расходов на установленные узлы учета тепловой энергии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 указанной статьи с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2010 организации, указанные в часть 9 данной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 данной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 данной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 данной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи) организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанность по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Таким образом, положениями Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений; кроме того, законом предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе.
При этом установка индивидуального прибора учета не освобождает собственников помещений от обязанности установить общедомовой прибор учета либо возместить расходы лица, выполнившего за них данную обязанность в силу закона.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В данном случае собственники помещений многоквартирного дома, N 7/5 по ул. Горбатова не исполнили обязанность по установке общедомового прибора учета используемой электрической энергии в установленный законом срок, в связи с чем, в силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, такая обязанность возникла у ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах действия МУП УИС по установке общедомового прибора учета используемой электрической энергии в многоквартирном доме N 7/5 по ул. Горбатова являются законными, не противоречат воле собственников, а на стороне собственников помещений в данного многоквартирного дома возникло обязательство по компенсации расходов истца на установку общедомового прибора учета.
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце 2 данного пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. В соответствии с абзацем 2 пункта 38 (1) Правил N 491 счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирного жилого дома прибором учета, вправе взыскать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома денежные средства в возмещение своих расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов, в случае, если данные расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества. Вместе с тем, как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам "б", "ж" пункта 10, подпунктам "к" пункта 11, подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета электроэнергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491). Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, обязано возместить истцу понесенные им расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета. При этом, исходя из положений статей 44, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 5, 11, 38 Правил N 491, наличие у управляющей организации обязанности по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного ресурсоснабжающей организацией в жилом доме, не является нарушением прав управляющей организации, поскольку последняя не лишена возможности возместить понесенные расходы за счет собственников помещений. Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников.
Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Ответчиком не представлено доказательств исполнения собственниками помещений в управляемом им многоквартирном доме, либо ответчиком как управляющей организацией обязанности по оснащению данного дома общедомовым прибором учета электрической энергии.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме не принимали самостоятельных решений об установке такого прибора, сетевая организация добросовестно исполнила свои обязательства в части оснащения многоквартирных домов исправными приборами учета, заявленные исковые требования о возмещении понесенных расходов являются законными и обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящей случае истец не лишен возможности взыскивать задолженность, образовавшуюся по вине собственников помещений, с собственников помещений многоквартирных домов, судом апелляционной инстанции не принимается по вышеизложенным основаниям.
Довод о пропуске истцом срока исковой давности был исследован в суде первой инстанции и принят судом во внимание, в связи с чем исковые требования с учетом пропуска срока исковой давности удовлетворены частично.
В этой связи доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства по настоящему делу правильно установлены судом первой инстанции в результате надлежащей оценки всех представленных в дело доказательств в их взаимной связи и совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем указано в мотивировочной части настоящего постановления. Иных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2019 по делу N А07-7536/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7536/2019
Истец: МУП "УИС"
Ответчик: ОАО "УЖХ Кировского района ГО г.Уфа РБ"
Третье лицо: ООО "ТЕПЛОКОМ-УФА"