г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А56-18235/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): Садовников А.Г. по доверенности от 25.12.2018
от ответчика (должника): Котов И.Ю. по доверенности от 10.01.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32368/2019) Администрации Кировского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2019 по делу N А56-18235/2019 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению Администрации Кировского района
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу
3-е лицо: Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности
о признании недействительными предписаний
установил:
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписаний Отдела государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 29.11.2018 N 2-4-31-20 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны и от 29.11.2018 N 2-4-32-11 об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Решением суда от 18.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать недействительными оспариваемые предписания Управления.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Управление представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва. Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.10.2018 N 2-4-31-20 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации по выполнению требований и мероприятий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 29.11.2018 N 2-4-31-20, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения требований в области гражданской обороны, а именно Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N804, Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303дсп, Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N841, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379, Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 29.11.2018 N 2-4-31-20 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.
На основании распоряжения от 16.10.2018 N 2-4-31-11 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации по выполнению требований и мероприятий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 29.11.2018 N 2-4-31-11, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 29.11.2018 N 2-4-31-11 об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Не согласившись с указанными предписаниями, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 28-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;
организуют подготовку населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение о гражданской обороне), которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 4 Положения о гражданской обороне порядок подготовки к ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2012 N 37-пг утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге (далее - Положение N 37-пг), в силу пункта 1.3 которого исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и организации независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) в целях решения задач в области гражданской обороны и в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктами 1, 3.3.4, 3.3.6 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также создает и организовывает деятельность эвакуационных органов, организовывает подготовку их личного состава, осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, мероприятия по гражданской обороне.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что организация проведение мероприятий по гражданской обороне на территории Санкт-Петербурга, поименованных в предписании от 29.11.2018 N 2-4-31-20 не относится к компетенции Администрации, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 9 Положения о гражданской обороне к основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, является создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Согласно пункту 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841, повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны работников гражданской обороны (в данном случае работников органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включенных в состав эвакуационной комиссии), проводится не реже одного раза в 5 лет.
Состав членов эвакуационной комиссии Администрации определен распоряжением Администрации от 20.12.2016 N 4807-р.
Вместе с тем, как установлено Управлением в ходе проверки и не опровергнуто заявителем, перечисленные в пункте 1 предписания от 29.11.2018 N 2-4-31-20 сотрудники (члены эвакуационной комиссии) не прошли повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны на момент проведения проверки.
В соответствии с пунктом 9 Положения о гражданской обороне к основным мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, является организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Между тем Управлением в ходе проверки установлено, что Администрацией не организовано планирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, также не организована деятельность эвакуационного органа Администрации (эвакуационной комиссия Администрации Кировского района Санкт-Петербурга), а именно не исполняются задачи эвакуационного органа Администрации, предусмотренные Положением об эвакуационной комиссии Кировского района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 08.02.2008 N 173-р.
В силу пункта 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 (далее - Положение N 543) обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Зоны возможного химического заражения и зоны возможного разового радиоактивного заражения (загрязнения) на территории города Санкт-Петербурга определены в Приложении N 16 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга"
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с пунктами 7 и 9 Положения N 543 обеспечение работников Администрации и организаций, находящихся в ведении Администрации, средствами индивидуальной защиты органов дыхания от аварийно химически опасных веществ из расчета на 105% от общей численности работников, медицинскими средствами индивидуальной защиты из расчета на 30% от общей численности работников осуществляется Администрацией.
Как установлено Управлением в ходе проверки, средствами индивидуальной защиты органов дыхания от аварийно химически опасных веществ обеспечено только 45,6% работников подведомственных организаций, медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечено только 5,7% работников подведомственных организаций, работники Администрации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 21 Положения о гражданской обороне в целях решения задачи в области гражданской обороны, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Администрацией не созданы и не оснащены современными техническими средствами силы гражданской обороны; не разработаны планы действий сил гражданской обороны; не определен порядок взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
Кроме того, согласно пункту 1.3 Положения N 37-пг исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в целях решения задач в области гражданской обороны и в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства гражданской обороны.
Как установлено Управлением в ходе проверки, в нарушение указанных требований Администрацией не созданы и не оснащены современными техническими средствами силы гражданской обороны, не разработаны планы действий сил гражданской обороны, не определен порядок взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всесторонне обеспечение их действий.
Согласно пункту 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Пунктом 1.3 Положения 37-пг установлено, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в целях решения задач в области гражданской обороны и в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Вместе с тем, в нарушение приведенных норм заявителем не определена номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России, не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктом 8 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий определяют организации, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО); организуют поддержание в состоянии готовности НФГО; организуют подготовку и обучение личного состава НФГО; создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
Управлением в ходе проверки установлено, что в нарушение приведенных норм заявителем не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы продовольственных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне организаций, находящихся в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 28-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.
Согласно пункту 3.5 Положения 37-пр для планирования, подготовки и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга заблаговременно в мирное время при необходимости могут создаваться в установленном порядке соответствующие коллегиальные органы (комиссии). Деятельность комиссий регламентируется положениями, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны в установленном порядке.
Согласно Приложения N 2 "Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций, расположенных на территории Кировского района Санкт-Петербурга, в военное время и в чрезвычайных ситуациях" к распоряжению администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 05.06.2009 N 976-р, комиссия в соответствии с возложенными задачами осуществляет планирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций Кировского района в военное время и в чрезвычайных ситуациях, проводит анализ уязвимости организаций Кировского района в военное время и в чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с ежегодным планом работа.
Однако, документы, подтверждающие осуществление вышеизложенных мероприятий, Администрацией на момент проведения проверки, представлены не были.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания Отдела от 29.11.2018 N 2-4-31-20 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.
Предписанием Управления от 29.11.2018 N 2-4-31-11 Администрации предписано устранить нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранения жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены частью 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ, в соответствии с которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и т.д.
Статьей 4 Закона N 68-ФЗ установлено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ и состоит из функциональных и территориальных подсистем, а организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2006 N 1359 утверждено Положение о Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение N 1359), которое определяет организацию, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Санкт-Петербургская подсистема).
Санкт-Петербургская подсистема является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и предназначена для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга (пункт 2 Положения N 1359).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения N 1359 Санкт-Петербургская подсистемы состоит из районных звеньев и осуществляет свою деятельность на трех уровнях: городском, районном и объектовом.
Согласно пункту 7 Положения N 1359 районные звенья Санкт-Петербургской подсистемы создаются администрациями районов Санкт-Петербурга для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территориях соответствующих районов Санкт-Петербурга.
Организация, состав сил и средств районных звеньев, а также порядок их деятельности определяются положениями о них.
Положения о районных звеньях утверждаются в установленном порядке администрациями районов Санкт-Петербурга по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Кировском районном звене Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного распоряжением Администрации от 16.02.2007 N 237, координационном органом управления Кировского районного звена Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на районном уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кировского района.
В соответствии с пунктом 15 Положения о Кировском районном звене Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного распоряжением Администрации от 16.02.2007 N 237, органом повседневного управления Кировского районного звена Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является сектор дежурной службы Администрации.
Учитывая вышеизложенное, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации и работники сектора дежурной службы Администрации являются работниками органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации специально уполномоченными решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Уполномоченные работники).
В соответствии с пунктом 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций для Уполномоченных работников предусматривает получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено и отражено в пунктах 1, 3, 4 предписания от 29.11.2018 N 2-4-31-11, что должностные лица Администрации, указанные в пунктах 1, 3, 4 предписания (члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Кировского района Санкт-Петербурга; работники сектора дежурной службы Администрации Кировского района Санкт-Петербурга), не получили дополнительное профессиональное образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет.
В соответствии с пунктом 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей органов государственной власти получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Однако Управлением установлено, что на момент проверки Глава Администрации Кировского района Санкт-Петербурга не получил дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Таким образом, факт наличия нарушений требований в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, перечисленных в оспариваемых предписаниях, установлен Управлением в ходе проверки и Администрацией не опровергнут.
Принимая во внимание, что оспариваемые предписания от 29.11.2018 N 2-4-31-20 и от 29.11.2018 N 2-4-32-1 вынесены уполномоченным должностным лицом Управления в пределах предоставленных полномочий в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований в области гражданской обороны и требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ответственными за выполнение которых является Администрация, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки означенных выводов суда и признания недействительными предписаний от 29.11.2018 N 2-4-31-20 и от 29.11.2018 N 2-4-32-1 судебная коллегия не усматривает. Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений судом норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2019 по делу N А56-18235/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18235/2019
Истец: Администрация Кировского района
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности