город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2019 г. |
дело N А53-11593/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя (истца): представитель Богатырь А.Г. по доверенности от 27.12.2018,
от ответчика: представитель Горошенко И.О. по доверенности от 16.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 по делу N А53-11593/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза (нефтепродукта) в размере 26867,70 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение от 09.10.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что довод ответчика о неправильном расчете сроков доставки является необоснованным. При исчислении срока доставки груза отправительским маршрутом следует складывать отдельно срок доставки за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, срок доставки груза за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения, после чего руководствуясь пунктом 5.1, 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, прибавлять единожды 2+1.
От открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель заявителя (истца) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям отзыва.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2018 по железнодорожной накладной N ЭЬ502467 (вагоны-цистерны N 73083958, N 57044976, N 50791193), грузоотправителем - ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в адрес грузополучателя - ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" был отправлен груз - топливо дизельное, не поименованное в алфавите, прибывший в адрес грузополучателя с просрочкой.
Нормативный срок доставки грузов по данной транспортной железнодорожной накладной на маршрут/группу вагонов/сцеп (форма ГУ-27е) N ЭЬ502467: (ж/д в/цистерны: 1) N 73083958; 2) N 57044976; 3) N 50791193), определенный в соответствии с пунктами 2., 2.1., 2.3., 2.3.1., 2.6., 4.2., 5.1. и 5.12. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных; Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (ред. от 28.12.2017) составляет 10 суток (отправительский маршрут) и истекает 11.09.2018.
Фактически груз (нефтепродукт) прибыл отправительским маршрутом через ж/д станцию "Краснодар-Сортировочный" Северо-Кавказской железной дороги на ж/д станцию назначения "Веселое" Северо-Кавказской железной дороги и был подан (выдан) Грузополучателю для выгрузки 13.09.2018, т.е. по истечении установленного срока доставки груза, что также подтверждается проставленными календарными штемпелями на данной (вышеуказанной) транспортной ж/д накладной (форма ГУ-27е) N ЭЬ502467 (ж/д в/цистерны: 1) N 73083958; 2) N 57044976; 3) N 50791193).
Просрочка доставки груза (нефтепродукта) по данной транспортной железнодорожной: накладной (форма ГУ-27е) N ЭЬ502467 (ж/д в/цистерны: 1) N 73083958; 2) N 57044976; 3) N 50791193) составила 2 суток.
В связи с указанными обстоятельствами истец исчислил на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пеню, которая по его расчету составила 26867,70 руб., и обратился с соответствующей претензией N 04-13167 от 19.10.2018 к перевозчику (т. 1, л.д. 14-16).
Данная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В пунктах 6 и 6.3 Правил предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в определенных случаях, в том числе задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического и коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств, к числу которых отнесены обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок.
В части 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
Апелляционная коллегия считает верным вывод суда о неправомерном начисления истцом пени в размере 26867,70 руб.
Статья 13 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов.
Основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом".
Приказом МПС РФ 29.03.1999 N 10Ц утверждены "Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте", в которых указано, что "маршруты могут организовываться в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.
В Правилах исчисления сроков доставки для перевозки маршрутной отправки с распылением установлен самостоятельный порядок исчисления сроков доставки, а именно пунктом 4.2. Правил исчисления сроков доставки грузов, утв. Приказом N 245 от 07.08.2015 (далее - Правила) установлено, что срок доставки рассчитывается "для отправительских маршрутов, направляемых на железнодорожные станции распыления, расформирования - как сумма сроков доставки отдельно за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, расформирования, - исходя из нормы суточного пробега, установленной для маршрутных отправок, и за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения - исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок".
Пунктом 2.1. Правил определено, что нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
В Тарифном руководстве N 1 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5) содержится подпункт 2.23.3., предусматривающий, что плата за перевозку отправительскими маршрутами наливных нефтяных грузов с распылением (заадресовкой) в установленных пунктах, если об этом объявлено в специальном приказе, определяется как сумма плат за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления или распределительной станции и за расстояние от железнодорожной станции распыления или распределительной станции до железнодорожной станции выгрузки.
При отправлении груза со стации Татьянка грузоотправитель ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" указал станцию Краснодар-Сортировочный в качестве станции назначения.
Письмом N 31-03-10579 от 03.09.201 грузоотправитель обратился к перевозчику с просьбой о дальнейшей заадресовке вагонов со станции Краснодар-Сортировочный на станцию Веселая, в том числе по спорных ж.д. накладным ЭЬ502467.
Таким образом, срок доставки каждой из отправок, оформленных ж.д. накладными ЭЬ502467, должен рассчитываться как сумма двух сроков доставки, первый из которых - от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сортировочный составляет 8 суток, а второй - 7 суток:
660/550 + 2+1 + 3 = 8 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно пункту 2.6.Правил), где:
660 км - расстояние от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сортировочный 550 км/сут. - суточная скорость, установленная для маршрутных отправок (п. 2.3.1 Правил) независимо от расстояния перевозки 2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил) 1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил);
3 сут. - увеличение по пункту 1.1. договора N 97/2017 от 24.01.2014 в редакции доп. соглашения от 01.01.2016 с грузоотправителем ООО Лукойл-Волгогдарнефтепереработка срока доставки вагонов отправлением со ст. Татьянка на все станции ОАО "РЖД";
546/160+2+1=7 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно пункту 2.6.Правил) 546 км - расстояние от станции распыления Краснодар-Сорт, до станции назначения Веселая 160 км/сут. - суточная скорость перевозки повагонных отправок для расстояния от 200 до 599 км (пункт 2.1. Правил) 2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил) 1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил).
По железнодорожной накладной ЭЬ502467 от 01.09.2018 срок доставки истек 17.09.2018, с учетом фактического прибытия - 13.09.2018, просрочка отсутствует.
Представленные истцом расчет и схема маршрута следования по кратчайшему расстоянию от станции Татьянка до станции Веселое 966 км не соответствует указанному выше порядку расчета тарифного расстояния и правил исчисления сроков для избранных грузоотправителем условий перевозки по ж.д. накладной ЭЬ502467 (маршрутная с распылением), поскольку маршрут и срок доставки состоят из двух частей.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Ростовской области пришел к верному выводу, что ответчиком не было допущено просрочки доставки груза, в связи с чем в иске отказано правомерно.
Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. (платежное поручение N 61880 от 06.11.2019 - т. 2, л.д. 8), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 по делу N А53-11593/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11593/2019
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ЮГНЕФТЕПРОДУКТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"