г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А56-16418/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Логинова Е.Н. по доверенности от 12.11.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31731/2019) ГАТИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2019 по делу N А56-16418/2019, принятое
по заявлению ОАО "Коломяжское"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество "Коломяжское" (ОГРН: 1097847272500, адрес: 197374, Санкт-Петербург, аллея Липовая, д. 10, лит. А, корп. 1; далее - заявитель, Общество, ОАО "Коломяжское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции (ОГРН 1027809192575, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 06.02.2019 года N 555 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Решением от 27.09.2019 суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление ГАТИ от 06.02.2019 N 555.
Не согласившись с решением суда, ГАТИ обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии состава вмененного Обществу административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ГАТИ, уведомленное надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, специалистом ГАТИ 17.01.2019 выявлено, что Общество совершило по адресам в Санкт-Петербурге: пр-кт Королева (от Коломяжского пр-кта до ул. Уточкина), ул. Ольховая, ул. Уточкина, правонарушение, выразившееся в нарушении требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе, неосуществлении мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, поверхностей объектов от снега и наледи, а именно: не произведена уборка бордюрных камней от снега и наледи, не произведена уборка лотковой зоны, не тротуары не полностью убраны от снега, не произведена обработка противогололедными материалами, у дома N 2 по ул. Уточкина на проезжей части напротив остановочного павильона происходит складирование снежного вала высотой 2 м, шириной 3 м, длиной 3 м.
Обществу вменено нарушение требований пунктов 1.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14.1, 4.14.2, 4.14.3 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга).
Постановлением от 06.02.2019 N 555 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 11.01.2019 N 95003 заявитель привлечен к административно ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона N 273-70, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 120 000 руб.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление ГАТИ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Пунктом 5 статьи 20 Закона 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В силу пунктов 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14.1, 4.14.2, 4.14.3 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга:
- целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи;
- устранение гололеда и скользкости производится путем обработки территории противогололедными материалами;
- удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения или утилизации в специально оборудованных местах;
- снегоочистка начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м;
- сдвижка снега с дорожек, аллей и тротуаров без усовершенствованного покрытия начинается после образования слоя уплотненного снега толщиной не менее 0,03 м;
- после формирования снежного вала немедленно производится раздвижка снежных валов;
- погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега;
- вывоз снега производится на снегоприемные пункты, снегоплавильные камеры, места временного складирования снега, передвижные снегоплавильные установки;
- при уборке тротуаров, внутриквартальных территорий производится ручная уборка недоступных для механизмов мест;
- очистку верха бордюрного камня и усовершенствованного покрытия от него в сторону снежного вала на расстоянии не менее 0,5 м;
- очистку лотковой зоны и бордюрного камня от ледяных образований после прохождения снегопогрузчика и формирование снега в кучи;
- расчистку крышек люков и амбразур патрубков дождевой канализации, а также раздвижку снежных валов в местах размещения амбразур для обеспечения постоянного отвода талых вод при наступлении оттепели.
В пункте 1.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, прямо указано, что данные Правила не распространяются на отношения в сфере осуществления дорожной деятельности. При этом под дорогой данными Правилами понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, не являющаяся автомобильной дорогой или ее частью.
Как правомерно указал суд первой инстанции, пункт 5 статьи 20 Закона N 273-70 устанавливает ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, а не улично-дорожной сети.
Кроме того, в соответствии с государственным контрактом Санкт-Петербурга N 6/19 от 29.12.2018 года, ОАО "Коломяжское" выполняет работы по содержанию дорог Приморского района Санкт-Петербурга, включенных в Перечни автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 N 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге", в 2019 году.
Указанное Постановление не оспорено в установленном законом порядке, не признано не действующим, соответственно дороги, перечисленные в вышеназванном постановлении и переданные для обслуживания по адресным программам, относятся к улично-дорожной сети, а не к элементам благоустройства.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что пр-кт Королёва, ул. Ольховая, ул. Уточкина относятся к автомобильным дорогам общего пользования, что подтверждается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 N 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге", государственным контрактом N 6/19 от 29.12.2018 и Адресными программами, являющимися приложением к государственному контракту, данными региональной геоинформационной системы Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга.
Деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, в соответствии с п. 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является дорожной деятельностью.
Улично-дорожная сеть (автомобильные дороги) не является объектом или элементом благоустройства по смыслу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 года N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (Приложение N 2).
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты").
Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты").
К конструктивным элементам автомобильной дороги относятся дорожное полотно, дорожное покрытие (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты"); у дорожным сооружениям - заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, мосты, путепроводы, тоннели, эстакады (пункты 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты")
Дорожные ограждения и тротуары признаются элементами обустройства автомобильной дороги (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты").
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты").
Как правомерно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае деятельность ОАО "Коломяжское" по содержанию автомобильных дорог регулируется государственным контрактом N 17/19 от 29.12.2018, ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и Технологическим регламентом производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденным Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2018 N 131-р и иными законодательными актами регулирующими дорожную деятельность.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел представленные заявителем документы, подтверждающие выполнение технологических операций, предусмотренных указанными нормативными актами, в погодных условиях, существовавших на дату проведения осмотра ГАТИ.
Апелляционный суд отмечает также, что при вынесении Постановления ГАТИ от 06.02.2019 N 555 применены нормы законодательства, действие которых не распространяется на отношения в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Ссылки на нормы законодательства, регулирующие отношения в указанной сфере, и подтверждение факта нарушения этих норм в Постановлении ГАТИ от 06.02.2019 N 555 отсутствуют.
В связи с этим невозможно установить нарушение требований пункта 5 статьи 20 Закона N 273-70.
Кроме того, в силу пункта 1.2 Положения о государственной административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223, Инспекция проводит государственную политику в сфере регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях в области благоустройства в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3.24 названного Постановления, в случаях, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга, рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, должностных лиц, предпринимателей без образования юридического лица, устанавливать перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1091 утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге (далее - Порядок). Порядок устанавливает правила организации и осуществления ГАТИ регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, ГАТИ не уполномочено контролировать выполнение ОАО "Коломяжское" требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в зимний период, установленных ГОСТ Р 50597-2017.
Учитывая изложенное, постановление ГАТИ от 06.02.2019 N 555 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 11.01.2019 N 95003, предусмотренным пунктом 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" вынесено с превышением предоставленных данному органу государственного контроля полномочий, следовательно, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 сентября 2019 года по делу N А56-16418/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16418/2019
Истец: ОАО "КОЛОМЯЖСКОЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ