г. Самара |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А55-15680/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - Маржаков П.В. (доверенность от 02.09.2019), Квасов П.Ю. (доверенность от 26.02.2019),
от Администрации городского округа Тольятти- Рассказчикова А.Ю. (доверенность от 21.11.2018),
от акционерного общества "Тевис" - Сюкляева Е.А. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Виктория"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2019 по делу N А55-15680/2019 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктория" (ОГРН 1156313072002, ИНН 6321397084), Самарская область, г. Тольятти,
к администрации городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
третье лицо:
акционерное общество "Тевис" (ОГРН 1026301976601, ИНН 6320000561), Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконными решений, изложенных в уведомлениях от 14.03.2019 N N 2225/5, 2226/5, 2227/5, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Тольятти (далее - администрация) о признании незаконными решений, изложенных в уведомлениях от 14.03.2019 N 2225/5, N 2226/5 и N 2227/5, об отказе в предоставлении муниципальной услуги по выдаче заявителю разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: "Торговый комплекс - 1 этап строительства. Блок N 1. Холодильное оборудование", "Торговый комплекс. 2 этап строительства. Блок N 2", Торговый комплекс. 3 этап строительства. Блок N 3" на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102153:2625 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, севернее здания, имеющего адрес: ул. Борковская, 90, а также об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности путем выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию вышеуказанных объектов капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что на момент выдачи АО "Тевис" технических условий в 2017 году возможность подключения объекта строительства к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения могла быть обеспечена гарантирующей организацией не ранее мая 2020 года, а при обращении заявителя в орган местного самоуправления в марте 2019 года с заявлениями о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства обязательства АО "Тевис" в отношении технических условий были прекращены, а сами технические условия - недействительны.
Проектной документацией предусмотрено функционирование планируемого к строительству объекта без подключения к централизованным сетям теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, что согласуется со сведениями, содержащимися в сводном плане сетей, который является частью проектной документации.
Проектная документация предоставлялась в орган местного самоуправления, который на момент обращения заявителя за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, располагал сведениями о неподключении объекта к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения АО "Тевис".
Действующим законодательством документы, подтверждающие факт соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям, не конкретизированы, поэтому в качестве таковых могут быть приняты любые подтверждающие документы.
В законодательстве отсутствуют императивные нормы, предписывающие обязательность подключения нежилых объектов капитального строительства к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, если проектом предусматривается обеспечение жизнедеятельности здания с помощью местных сетей.
С целью функционирования здания заявителем были заключены договоры на обустройство инженерных сетей, обеспечения здания теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением.
Из сводного плана сетей, изготовленного проектной организацией ООО "Среда", усматривается, что проектными решениями было предусмотрено обеспечение торгового комплекса локальными сетями инженерно-технического обеспечения.
Отсутствие централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и, как следствие, отсутствие документов, подтверждающих соответствие объекта техническим условиям, выданных организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представленные заявителем проектная документация и документы о построенных локальных сетях водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, о наличии резервуаров для нужд пожаротушения, для сбора жидких бытовых отходов, свидетельствуют о жизнеспособности здания.
Юридически значимым по делу является также факт неуведомления гарантирующим поставщиком (АО "Тевис") органа местного самоуправления о невозможности обеспечить подключение объекта к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения на момент обращения заявителя в АО "Тевис" за получением технических условий.
Поскольку проектной документацией не предусматривалось подключение объектов к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения АО "Тевис", то у заявителя не возникла обязанность по предоставлению в орган местного самоуправления документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение), подписанных АО "Тевис", осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, заявитель при обращении в орган местного самоуправления с заявлениями о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию представил все необходимые документы.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители администрации городского округа Тольятти, АО "Тевис" считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией городского округа Тольятти заявителю были выданы разрешения на строительство N 63-302-1429-2018 от 18.06.2018, N 63-302-1447-2018 от 29.06.2018, N 63-302-1448-2018 от 29.06.2018, в соответствии с которыми заявителю разрешалось строительство следующих объектов капитального строительства: "Торговый комплекс. 1 этап строительства. Блок N 1. Холодильное оборудование", "Торговый комплекс. 2 этап строительства. Блок N 2", "Торговый комплекс. 3 этап строительства. Блок N 3" на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102153:2625 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, севернее здания, имеющего адрес: ул. Борковская, 90.
По окончании строительства заявитель обратился в администрацию с заявлениями от 07.03.2019 о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов капитального строительства.
Уведомлениями от 14.03.2019 N 2225/5, N 2226/5, N 2227/5 администрация отказала заявителю в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов капитального строительства.
Отказ в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства принят на основании пункта 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно, в связи с отсутствием документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Не согласившись с данными отказами администрации в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В части 6 статьи 55 ГрК РФ перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Согласно части 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).
В силу требований, содержащихся в пункте 4 части 1 статьи 16 и пункте 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В свою очередь, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" указано, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу данной нормы законодательства нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории возможно только в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения.
Аналогичная норма содержится в пункте 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, пунктом 1 которых установлено, что настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
По мнению заявителя, АО "ТЕВИС" (гарантирующий поставщик), не имея возможности на момент обращения общества с заявлением о выдаче технических условий обеспечить техническую возможность подключения объекта к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, не направило соответствующее обращение в орган местного самоуправления для разрешения данного вопроса и не предоставило мотивированного отказа в выдаче указанных технических условий. Кроме того, выданные технические условия с указанием экономически нецелесообразного срока подключения объекта к централизованным системам (май 2020 года) не могли быть учтены при проектировании объекта.
Также заявитель считает, что проектной документацией на заявленные объекты капитального строительства не предусматривалось подключение объектов к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения и что у него не возникла обязанность по предоставлению в орган местного самоуправления документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение), подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Данные доводы заявителя арбитражным апелляционным судом не принимаются во внимание, исходя из следующего.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 04.04.2014 N 1081-п/1 акционерное общество "ТЕВИС" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г.о. Тольятти, зона деятельности определена границами Автозаводского района.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 31.12.2014 N 5010-п/1 утверждена Схема водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г.о. Тольятти, которая оборудована централизованной системой водоснабжения и водоотведения.
Строящиеся заявителем объекты капитального строительства расположены на территории Автозаводского района города Тольятти, т.е. в зоне функционирования централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
То есть у заявителя отсутствовали правовые основания для не подключения построенных объектов капитального строительства к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, из представленной заявителем проектной документации (Раздел 1 "Пояснительная записка") следует, что:
- источником водоснабжения спорных объектов является привозная питьевая вода, а в перспективе источником питьевого, противопожарного водоснабжения будут существующие сети согласно выданным техническим условиям на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения N 11853 от 30.10.2017 (с изменениями от 06.04.2018 исх. N 4013 АО "ТЕВИС");
- водоотведение бытовых сточных вод осуществляется в накопительные емкости (выгреб), а в перспективе будет подключение к канализационным сетям АО "ТЕВИС" согласно выданным техническим условиям на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения N 11853 от 30.10.2017 (с изменениями от 06.04.2018 исх. N 4013 АО "ТЕВИС").
В силу положений, содержащихся в СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84", проекты локальных систем, обеспечивающих технические требования объектов, должны рассматриваться и утверждаться совместно с проектами этих объектов.
Однако в проектной документации на спорные объекты капитального строительства отсутствуют необходимые проекты (разделы) и соответствующие согласования.
Также технические условия, в которых предусматривалось бы обеспечение водоснабжением и водоотведением объектов капитального строительства за счет альтернативных, нецентрализованных источников с условием выполнения соответствующего раздела проекта и согласования такого размещения с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией АО "ТЕВИС" не выдавались.
Согласно требованиям, содержащимся в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", сбор жидких отходов с устройством выгребных ям устанавливается только в неканализованных домовладениях.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 N 1789 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, согласно которым устройство выгребных ям допускается только на территории, не оборудованной централизованной системой водоотведения хозяйственно-бытовых стоков.
Как правильно указал суд первой инстанции, проектная документация свидетельствует о строительстве заявителем фактически единого объекта "Торговый комплекс", выстраиваемого поэтапно, и, следовательно, ввод в эксплуатацию такого объекта в отсутствие фактического подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения будет являться незаконным.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя об организации пожаротушения построенных объектов капитального строительства за счет подземных емкостей.
Пунктом 4.1 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
При этом примечанием 1 к данному пункту СП 8.13130.2009 установлено, что допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы):
населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек;
отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;
зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;
1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
Между тем построенные заявителем объекты капитального строительства не удовлетворяют ни одному из вышеуказанных условий, а именно: объекты расположены в городском округе Тольятти, входят в зону централизованного водоснабжения и водоотведения; согласно представленным заявителем разделам проектной документации расчетный расход воды на наружное пожаротушение согласно заявке на подключение составляет 20 л/сек.
Таким образом, заявитель не представил доказательств правомерности организации пожаротушения построенных объектов только за счет построенных резервуаров для воды.
В силу частей 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В рассматриваемом случае заявитель 04.05.2018 направил в адрес АО "ТЕВИС" заявки N N 06 и 07 на выдачу условий на подключение и заключение договора на подключение к централизованным системам теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (вх. NN АО "ТЕВИС" 4486 и 4487 от 04.05.2018). В свою очередь, АО "ТЕВИС" направило в адрес заявителя проекты договоров о подключении, которые так и не были подписаны заявителем. Данное обстоятельство заявителем не опровергнуто надлежащими доказательствами.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель не доказал выполнение технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Довод заявителя о том, что он не обязан был представлять документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет не только выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией, но и соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству.
Вопросы выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства регламентированы в статье 55 Градостроительного кодекса, в том числе перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 3), основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 6).
Пунктом 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
При этом в силу части 3.3 статьи 55 Градостроительного кодекса названные документы направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В рассматриваемом случае судом установлено, что при подаче заявлений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства заявитель не выполнил требования пункта 7 части 3 статьи 55 ГрК РФ в части предоставления в администрацию акта о выполнении технических условий.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация обоснованно отказала в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Также арбитражный апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что построенный заявителем объект капитального строительства - Торговый комплекс, по своему назначению предполагает нахождение в нем одновременно большой группы людей. Отсутствие подключения этого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения может привести к неблагоприятным последствиям для находящихся там лиц при наступлении событий чрезвычайного характера.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 500 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 4 500 руб. платежным поручением от 26.09.2019 N 340, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2019 по делу N А55-15680/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" (ОГРН 1156313072002, ИНН 6321397084), Самарская область, г. Тольятти, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 26.09.2019 N 340 государственную пошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15680/2019
Истец: ООО "Виктория"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти
Третье лицо: АО "Тевис"