г. Чита |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А19-3702/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сафронова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2019 года по делу N А19-3702/2019,
установил:
индивидуальный предприниматель Сафронов Сергей Николаевич (ОГРНИП 306381806100013, ИНН 381800063628, далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Администрации Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1023802085053, ИНН 3818009263, далее - администрация Усть-Кутского МО) и Администрации муниципального образования "Город Усть-Кут" (ОГРН 1053818028351, ИНН 3818019350, далее - администрация МО), выраженного в невключении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2021 годы, утвержденную постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования N 546-п от 24.12.2018 г., принадлежащего индивидуальному предпринимателю Сафронову Сергею Николаевичу торгового павильона площадью 24 м2, с местом (адресом) размещения (расположения): Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных путем включения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2021 годы принадлежащего индивидуальному предпринимателю Сафронову Сергею Николаевичу торгового павильона площадью 24 м2, с местом (адресом) размещения (расположения): Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2019 года по делу N А19-3702/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.09.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Мэра г. Усть-Кута от 03.08.1999 г. N 901-п были выделены торговые места под установку семи павильонов для организации торговой привокзальной площади в микрорайоне ст. Лена, в том числе было выделено место под торговый павильон УМП "Соцторг" площадью 21.5 м2.
Протоколом N 1 заседания градостроительного совета от 25.02.2000 г. было рассмотрено и согласовано проектное предложение благоустройства вокзальной площади и прилегающей к ней территории в микрорайоне Лена.
Протоколом технического совещания при и.о. главы администрации Усть-Кутского муниципального образования по вопросу изменения транспортной схемы в районе железнодорожного вокзала ст. Лена от 8-9 июля 2004 г. и приложенной к нему схемой отмечено, что застройка жилого микрорайона железнодорожников Лена выполнена согласно проекта.
Согласно договору купли-продажи от 29.12.1999 г., удостоверенного нотариусом, ИП Сафронов С.Н. приобрел торговый павильон площадью 21.5 м2.
В период с 21.03.2007 г. по 15.03.2010 г. в целях законного размещения и пользования павильоном, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена, между ИП Сафроновым и Администрацией Усть-Кутского МО заключались договоры аренды земельного участка, расположенного под павильоном.
Размещение нестационарного торгового объекта на территории города Усть-Кута, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена, было включено в схемы размещения нестационарных торговых объектов с 2013 по 2018 годы, что подтверждается постановлениями администрации Усть-Кутского муниципального образования и приложениями к постановлениям администрации Усть-Кутского муниципального образования (т.1 л.д.69-129).
Постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования N 546-п от 24.12.2018 г. была утверждена схема размещения нестационарного торгового объекта на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2020 гг. без включения в нее павильона заявителя.
Полагая, что бездействие Администрации Усть-Кутского муниципального образования и Администрации муниципального образования "Город Усть-Кут", выраженное в невключении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2021 годы, утвержденную постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования N 546-п от 24.12.2018 г., принадлежащего индивидуальному предпринимателю Сафронову Сергею Николаевичу торгового павильона площадью 24 м2, с местом (адресом) размещения (расположения): Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) (часть 1), а целями настоящего Федерального закона являются: 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (часть 2).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии со статьей 4 Закона N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования в этой области; информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1).
Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
В частности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7).
Согласно подпунктам 15 и 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
Одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2). Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3). Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 30.12.2011 года N 1282-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов.
Между тем, указанный заявителем павильон в данную схему не был внесен.
Постановлениями администрации Усть-Кутского муниципального образования N 1983-п от 29.12.2012 г., N 2102-п от 31.12.2013 г., N 1545-п от 19.12.2014 г., N 1254-п от 25.12.2015 г., N 853-п от 08.12.2016 г., N 622-п от 20.12.2017 г. и приложением к постановлениям размещение нестационарного торгового объекта на территории города Усть-Кута, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена, было включено в схемы размещения нестационарных торговых объектов с 2013 по 2018 годы (т.1 л.д.69-129).
Постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования N 546-п от 24.12.2018 г. была утверждена схема размещения нестационарного торгового объекта на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2020 гг. без включения в нее нестационарного торгового объекта на территории города Усть-Кута, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена (т.1 л.д.131-143).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.12.2018 г. ИП Сафронов С.Н. обратился в администрацию Усть-Кутского муниципального образования с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов, размещенных на территории торгового объекта: павильона непродовольственных товаров, площадью 24 м2, расположенных по адресу: г. Усть-Кут, ул. Кирова на привокзальной площади.
В удовлетворении заявления письмом от 11.01.2019 г. N 85 заявителю отказано (повторно отказано письмо N 123 от 21.01.2019 г.).
Заявитель, указывая на бездействие Администрации Усть-Кутского муниципального образования и Администрации муниципального образования "Город Усть-Кут" выраженное в невключении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2021 годы, утвержденную постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования N 546-п от 24.12.2018 г., принадлежащего индивидуальному предпринимателю Сафронову Сергею Николаевичу торгового павильона площадью 24 м2, с местом (адресом) размещения (расположения): Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена пояснил, что у заинтересованных лиц отсутствовали основания для не включения в схему принадлежащего ИП Сафронову С.Н. объекта вне зависимости от каких-либо обстоятельств, так как спорный нестационарный торговый объект используется предпринимателем Сафроновым С.Н. с 2010 года и по 2019 год. Само место нестационарного торгового объекта, на котором расположен павильон, принадлежащий ИП Сафронову С.Н. было сформировано и утверждено в 1999 году. Считает, что невнесение в действующую схему размещение нестационарного торгового объекта, который эксплуатировался, до утверждения такой схемы является по своей сути пересмотром места размещения такого нестационарного торгового объекта, что прямо запрещено частью 6 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом довод предпринимателя со ссылкой на положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что последний использует нестационарный торговый объект с 2010 года и по 2019 год, не свидетельствует об отсутствии у администрации оснований для невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2021 годы, утвержденную постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования N 546-п от 24.12.2018 г. спорного объекта.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Следовательно, органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель.
При этом владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
Установленная частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ гарантия не налагает на уполномоченные органы обязанность включать уже имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока действия договора о предоставлении места под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 04.04.2018 г. N 302-КГ18-2123.
На основании изложенного судебная коллегия также не усматривает бездействия администрации Усть-Кутского муниципального образования и администрации муниципального образования "город Усть-Кут", поскольку заявление заявителя о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов, размещенных на территории МО "город Усть-Кут" на 2019 год, нестационарного торгового объекта: павильона площадью 24 м2, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена, было рассмотрено.
Согласно письму N 85 от 11.01.2019 г. (письмо N 123 от 21.01.2019 г.) ИП Сафронову С.Н. было отказано о включении в Схему нестационарного торгового объекта на 2019 год, указав, что в соответствии с пунктом 10 главы 3 "Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" от 20.01.2011 г. N 3-спр, схема размещения нестационарных торговых объектов, размещенных на территории муниципального образования "город Усть-Кут" на 2019 год разрабатывается до 1 ноября года, предшествующему году начала срока действия Схемы. Соответственно для включения в Схему нестационарного торгового объекта на 2019 год заявителю необходимо было обратиться до 01.11.2018 года.
Довод заявителя жалобы том, что невключение спорного объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов нарушает его права и законные интересы и влечет невозможность заключить соответствующий договор на предоставление земельного участка, отклоняется судебной коллегией, поскольку, договор аренды на предоставление земельного участка под нестационарный торговый объект с заявителем не заключался, с заявлением о заключении договора заявитель не обращался, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое бездействие, выраженное в невключении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2019-2021 годы, утвержденную постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования N 546-п от 24.12.2018 г., принадлежащего индивидуальному предпринимателю Сафронову Сергею Николаевичу торгового павильона площадью 24 м2, с местом (адресом) размещения (расположения): Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, на привокзальной площади ст. Лена, отсутствует.
При этом судом учтено, что отказ во включении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов администрацией был приняты обоснованно, согласно установленной процедуре и соответствуют Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для физических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 150 руб.
Заявителем жалобы по чек-ордеру от 17.09.2019 года N операции 3427517 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по чек-ордеру от 17.09.2019 года N операции 3427517 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 850 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2019 года по делу N А19-3702/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сафронову Сергею Николаевичу (ОГРНИП 306381806100013, ИНН 381800063628) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 850 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3702/2019
Истец: Сафронов Сергей Николаевич
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Усть-Кут", Администрация Усть-Кутского муниципального образования