г. Москва |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А40-40857/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДС-ВОСТОК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2019 по делу N А40-40857/19, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ООО "ДС-ВОСТОК" к Смоленской таможне
об оспаривании постановления от 24.01.2019 N 10113000-3099/2018 о привлечении заявителя к административной ответственности
в присутствии:
от заявителя: |
Беляев А.С. по доверенности от 02.07.2018; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДС-ВОСТОК" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления Смоленской таможни (далее- заинтересованное лицо, административный орган) от 24.01.2019 N 10113000- 3099/2018 о привлечении к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.08.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в апелляционном порядке.
Определением от 12.11.2019 производство по настоящему делу приостановлено в порядке, предусмотренном ст.ст.130,143 АПК РФ до рассмотрения Арбитражным судом Московского округа кассационной жалобы по делу N А40-40098/19.
Протокольным определением производство по делу возобновлено, произведена замена судьи в порядке ст.18 АПК РФ.
Представитель Смоленской таможни в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке, предусмотренном ст.ст.123,156 АПК РФ, в его отсутствии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Как усматривается из фактических обстоятельств дела и установлено судом, 18.11.2018 в зоне таможенного контроля расположенной на территории, прилегающей к СВХ ООО "Альфа Транс " (Смоленская обл., Краснинский район, в 200 метрах западнее д.Буда и севернее (в 650 метрах) железной дороги Москва -Минск), находящейся в зоне деятельности ОТОиТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни, размещено транспортное средство- тягач per. номер Х241Т0777 с полуприцепом-рефрижератором per. номер ЕМ086377 (далее т/с).
Согласно представленным товаросопроводительным документам- книжке МДП PJC80842562 (признанной в качестве транзитной декларации), CMR N 246397, сертификату происхождения, инвойсу ES/EXP/00271/2018, в грузовом отсеке транспортного средства перемещался товар- замороженный шпик свиной, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101 (жир), в количестве 27 грузовых мест, весом брутто 21238 кг, производства- Польша.
При этом перевозка осуществлялась из Польши в Монголию через территорию РФ, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчиком являлось ООО "ДС-Восток".
Принимая во внимание, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее- Указ Президента РФ N 560), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06 августа 2014 г. N 560" (далее - Постановление Правительства РФ N 778), приказом ФТС России от 07 августа 2014 г. N 1496 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06 августа 2014 г. N 560" (далее - приказ ФТС России N 1496) товары - сельскохозяйственная продукция, в том числе и шпик свиной код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101 (жир), страной происхождения которого является Польша, запрещен к ввозу в Российскую Федерации, Смоленская таможня пришла к выводу о том, что в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов на ввоз товаров в Российскую Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
На основании полученных данных ответчиком в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2018 г. N 10113000-3099/2018 и вынесено оспариваемое Постановление, которым оно привлечено к административной ответственности по ст.16.3 КоАП России с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку судом установлен факт совершения административного правонарушения, соблюдение процедуры и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно спор, считает, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтено следующее.
Действия, связанные с несоблюдением установленных международными договорами государств- членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ДС-Восток" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд исходил из того, что ООО "ДС-Восток" при ввозе на территорию Российской Федерации товара "замороженный шпик свиной" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 02091011), страна происхождения Польша, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, нарушило запрет на ввоз указанного товара на территорию Российской Федерации, установленный Указом Президента РФ N 560, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Коллегия, с учетом выводов, сделанных Арбитражным Судом Московского округа, в постановлении от 18 ноября 2019 г. по делу N А40-40098/19 при рассмотрении аналогичного спора, считает данный вывод ошибочным.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Пунктом 1 Указа Президента РФ N 560 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности предписано исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2017 г. N 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ N560, продлено на один год с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
Постановлением Правительства РФ N 778 определен Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации N 560 и N 320 Президентом Российской Федерации издан Указ от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее- Указ N 391), пунктом 1 которого постановлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 Указа N 391 положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Поскольку согласно пункту 2 Указа N 391 не подлежат уничтожению товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимые в третьи страны при соблюдении определенных условий, то нахождение таких товаров на территории Российской Федерации, а соответственно и их ввоз на территорию Российской Федерации является законным.
Таким образом, положения пункта 2 Указа N 391 свидетельствуют о том, что специальные меры экономической политики, введенные Указом Президента РФ N 560, не запрещали ввоз на территорию Российской Федерации упомянутых видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при соблюдении соответствующих условий.
Принимая во внимание, что контракт на поставку спорного товара заключен между лицами иностранных государств, перевозка товара осуществлялась по таможенной процедуре таможенного транзита и на территорию Российской Федерации товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на данной территории, а с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита для дальнейшего ввоза на территорию Монголии, суд апелляционной инстанции полагает, что установленные Указом Президента РФ N 560 ограничения и запреты к спорному товару применяться не могут.
В этой связи не может быть признан обоснованным вывод суда о наличии в действиях ООО "ДС-Восток" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
На основании изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, как принятый с существенным нарушением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2019 по делу N А40-40857/19 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Смоленской таможни от 24.01.2019 N 10113000-3099/2018 о привлечении ООО "ДС-ВОСТОК" к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40857/2019
Истец: ООО "ДС-ВОСТОК"
Ответчик: Смоленская таможня