г. Вологда |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А44-848/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Шишкина Юрия Николаевича представителя Жолондевского А.В. по доверенности от 16.12.2019 N 15, от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области представителя Подольцевой Т.В. по доверенности от 07.10.2019 N 135,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 сентября 2019 года по делу N А44-848/2019,
установил:
индивидуальный предприниматель Шишкин Юрий Николаевич (адрес: 175270, Новгородская область; ИНН 531700187253, ОГРНИП 304533220100181; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (адрес: 173002, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105; далее - Министерство) о применении последствий недействительности сделки - договора аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425, который решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.09.2017 по делу N А44-5310/2017 признан недействительным ввиду признания недействительными торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, и возложении на Министерство обязанности возместить Предпринимателю стоимость работ по таксации (лесоустройству) лесов в размере 667 020 руб. с учетом невозможности возврата в натуре результата выполненных за счет финансовых средств Предпринимателя работ по таксации лесов лесного участка по договору аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425 по причине фактического использования Министерством результата данных работ по таксации лесов при определении количественных и качественных характеристик лесного участка при организации торгов в ноябре 2018 года, по результатам которых право аренды спорного лесного участка получило иное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ПФ".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ПФ" (адрес: 192007, Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 150, офис 403; ИНН 7816631980, ОГРН 1177847052602; далее - Общество).
Решением суда от 26.09.2019 иск удовлетворен.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд незаконно связывает проведение Предпринимателем работ по таксации с его обязанностью, предусмотренной пунктом 12 договора. Компенсация работ по проведению таксации не может являться последствием недействительности договора аренды, так как работы по проведению таксации не входят в перечень обязанностей арендатора, предусмотренных договором. Суд неправильно применил пункты 1.1-1.2, 1.4, подпункт "г" пункта 12 договора, часть 2 статьи 67, статьи 69.1, 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пункты 5, 68, 72 лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - лесоустроительная инструкция N 516). Работы по проведению таксации инициированы в период оспаривания результатов торгов, по итогам которого заключен договор аренды от 14.03.2017 N 425. Предприниматель, являясь стороной по делу об оспаривании результатов аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, принимая участие в судебных заседаниях, имея всю необходимую информацию о ходе процесса, мог приостановить работы по проведению таксации или отказаться от них до вступления судебного акта в законную силу. У него имелась законная возможность использовать арендуемый участок в рамках проекта освоения лесов на протяжении судебного производства по оспариванию аукциона. Единственным основанием, по которому Министерство могло отказать в принятии материалов по таксации, является несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 69 лесоустроительной инструкции. Принимая участие в судебном процессе об оспаривании аукциона, продолжая реализовывать свое право на проведение таксации, Предприниматель принял на себя риск предпринимательской деятельности. Заявляя требования о компенсации работ по проведению таксации лесного участка, Предприниматель злоупотребил своим правом.
Представитель Министерства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Предприниматель в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Министерства, Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона Министерство (ранее - Комитет лесного хозяйства Новгородской области; арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425.
В соответствии с пунктами 1, 2, 25 договора арендодатель предоставил сроком на 49 лет с момента его государственной регистрации, а арендатор принял во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, общей площадью 4 447 га, расположенный в Новгородской области, Холмском муниципальном районе, Холмском лесничестве, Морховском, Холмском, Находском, Чекуновском участковых лесничествах
Согласно пункту 12 договора арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором; по требованию арендодателя представлять материалы по отводу и таксации лесосек, технологические карты лесосечных работ; не позднее, чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять арендодателю проекты лесовосстановления; осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (свидетельство от 27.03.2017 N 53-53/061-53/119/001/2017-35/1).
Лесоустроительная документация по лесному участку, переданному Предпринимателю по договору аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425, основана на результатах таксации (лесоустройства) 1998-2001 годов.
Предприниматель, приступив к исполнению условий договора, установил, что документы лесоустройства, основанные на таксационных данных 1998-2001 годов, существенно устарели по давности изготовления более 16 лет, не отражают действительные, реально существующие запасы лесных ресурсов, подлежащих вырубке и восстановлению, их ассортимент и сортность.
Как указано в исковом заявлении и дополнений к нему, Предприниматель, ссылаясь на пункт 150 лесоустроительной инструкции N 516, письмо Минприроды России и Рослесхоза от 21.02.2018 N МК-02-46/2710, пункт 12 договора, уведомил Министерство о заключении с обществом с ограниченной ответственностью "НОВГОРОДЛЕСПРОЕКТ" (далее - ООО "НОВГОРОДЛЕСПРОЕКТ") договора от 21.03.2017 на оказание работ (услуг) по таксации лесного участка во II-III кварталах 2017 года, просил организовать лесоустроительное совещание.
Министерство по заявлению Предпринимателя организовало лесоустроительное совещание по проведению истцом таксационных работ и работ по проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, арендуемом им, находящемся в Холмском лесничестве (протокол совещания от 18.04.2017).
Согласно пункту 12.2 протокола совещания от 18.04.2017, лесоустроительное совещание определило, что по итогам таксации лесов будут изготовлены следующие материалы: лесоустроительный отчет в виде пояснительной записки на бумажном носителе; таксационное описание в виде книги на бумажном носителе; картографические материалы: планшеты в масштабе 1:10000, план насаждений по преобладающим породам в масштабе 1:25000; цифровой носитель (диск).
Предприниматель получил от ООО "НОВГОРОДЛЕСПРОЕКТ" документы по результатам выполненной таксации лесов лесного участка, работы оплатил платежными поручениями от 19.04.2017 N 195 на 333 510 руб., от 21.02.2018 N 77 на 66 702 руб., от 19.02.2018 N 70 на 66 808 руб., от 15.02.2018 N 65 на 100 000 руб., от 14.02.2018 N 59 на 100 000 руб., всего на общую сумму 667 020 руб., передал результат Министерству.
Министерство 29.12.2017 организовало лесоустроительное совещание о приемке материалов таксации по Холмскому лесничеству (протокол совещания от 29.12.2017), приняло таксационные материалы, представленные Предпринимателем (приказ от 29.12.2017 N 1080 "О введении в действие материалов таксации лесов по Холмскому лесничеству").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.09.2017 по делу N А44-5310/2017 удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Холмская лесоторговая компания" к Комитету лесного хозяйства Новгородской области, Предпринимателю о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона (извещение
N 120117/0874464/02) по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности, расположенных в Холмском лесничестве, Морховском, Холмском, Находском, Чекуновском участковых лесничествах (лот N 1), о признании недействительным договора аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425, заключенного Комитетом и Предпринимателем по результатам оспариваемых торгов. К участию в названном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области. Суд признал недействительными проведенные в форме открытого аукциона торги (извещение от 13.01.2017 N 120117/0874464/02) по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности, расположенных в Холмском лесничестве, Морховском, Холмском, Находском, Чекуновском участковых лесничествах (лот N 1), признал недействительным договор аренды лесного участка N 425, заключенный 14.03.2017 между Комитетом лесного хозяйства Новгородской области и Предпринимателем.
Определением от 06.12.2017 суд апелляционной инстанции на основании статьи 51, части 6.1 статьи 268 и пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ перешел к рассмотрению дела N А44-5310/2017 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Новгородская лесоторговая компания" и общество с ограниченной ответственностью "Русский Лес".
Постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2018 решение суда
первой инстанции от 19.09.2017 отменено. Суд признал недействительными оспариваемые торги в форме открытого аукциона (лот N 1), а также договор аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425, заключенный между комитетом и
Предпринимателем.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2018 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А44-5310/2017 оставлено без изменения, а кассационные жалобы Министерства и предпринимателя - без удовлетворения.
Предприниматель возвратил Министерству лесной участок по акту приема-передачи лесного участка от 09.02.2018.
По результатам торгов в ноябре 2018 года право аренды возвращенного лесного участка передано Обществу, лесной участок выставлен на торги с актуальными количественными и качественными характеристиками, определенными по результатам таксации 2017 года.
По мнению истца, представленная Предпринимателем таксация значительно улучшила сравнительные характеристики лесного участка характеристики, что позволяет Министерству получить больший доход от передачи в аренду лесного участка иному лицу.
Предприниматель 15.12.2018 обратился к Министерству с требованием возместить ему 667 020 руб. расходов по оплате работ по таксации лесов.
Министерство 11.01.2019 сообщило Предпринимателю об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данного заявления.
Ссылаясь на невозможность возврата в натуре результата выполненных за счет финансовых средств Предпринимателя работ по таксации лесов лесного участка по договору аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425 по причине фактического использования Министерством результата данных работ по таксации лесов при определении количественных и качественных характеристик лесного участка при организации торгов в ноябре 2018 года, по результатам которых право аренды спорного лесного участка получило Общество, указывая на необходимость возмещения ответчиком понесенных затрат, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой инстанций признал требования Предпринимателя обоснованными по праву и размеру.
Суд первой инстанции пришел к следующим выводам. В связи с не проведением своевременно Министерством работ по лесоустройству на лесных участках (таксации лесов) истец был вынужден самостоятельно заказать данные работы и нести расходы в виде оплаты данных работ. При этом установленное Предпринимателем при использовании лесов по договору от 14.03.2017 N 425 несоответствие лесов по количественным и качественным характеристикам существующим материалам лесоустройства лесного участка, переданного в аренду, явилось основанием для проведения им за свой счет таксации лесного участка для получения актуальных материалов лесоустройства, как для использования лесного участка по назначению, так и для проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В силу пункта 12 договора N 425 Предприниматель имел обязанность не позднее, чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять Министерству как арендодателю проекты лесовосстановления, мероприятия по которому согласно пункту 150 лесоустроительной инструкции N 516 при сроках давности таксации лесов более 10 лет могли осуществляться только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Предприниматель, исходя из обязанностей арендатора, закрепленных в пункте 12 договора аренды лесного участка от 14.03.2017 N 425, руководствуясь императивными (обязательными к исполнению) нормами пункта 150 лесоустроительной инструкции N 516, устанавливающими при сроке давности таксационных материалов более 10 лет необходимость проведения повторной таксации лесов для проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, инициировал повторную таксацию лесов на лесном участке, арендованном им по договору, и провел ее в установленном законом порядке. Поэтому понесенные им расходы подлежат возмещению ответчиком, в том числе с учетом признания в последующем торгов и договора недействительными.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к следующему.
В силу статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно статье 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции N 516 предусмотрено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 59 Лесоустроительной инструкции N 516 границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются:
а) при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок);
б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок.
До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и лесоустроительные работы финансировались за счет средств федерального бюджета.
С принятием нового ЛК РФ система лесоустройства значительно преобразована.
Проектирование лесничеств и лесопарков, а также проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов относится к работам и услугам, выполняемым для федеральных нужд, так как они необходимы для осуществления соответствующих полномочий органов государственной власти в области лесных отношений, определенных статьей 81 указанного Кодекса.
Другие виды работ и услуг по лесоустройству (таксация лесов, проектирование лесохозяйственных мероприятий и т.д.) могут выполняться для нужд органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пользователей лесными участками, необходимых для осуществления ими полномочий, предоставленных ЛК РФ.
Сроки повторяемости указанных лесоустроительных работ могут устанавливать органы государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от интенсивности ведения лесного хозяйства и степени освоения лесов.
Учитывая изложенное, источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.
С учетом изложенного довод Предпринимателя об исключительной обязанности органов государственной власти по проведению лесоустроительных работ не соответствует приведенным нормам ЛК РФ.
Согласно пункту 150 лесоустроительной инструкции N 516 проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Таким образом, указанная норма не устанавливает императивного требования о проведении таксации лесов каждые 10 лет. Напротив, устанавливается правило в отношении проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов при сроках давности таксации более 10 лет.
Кроме того, данные материалы по характеристике объекта аренды были известны Предпринимателю как на момент участия в торгах, так и на момент подписания договора.
Более того, как следует из материалов дела и не оспаривается истцом и его представителем в судебном заседании апелляционной инстанции, о содержании материалов, их давности, арендатору было известно. Вместе с тем, это не препятствовало Предпринимателю приступить к исполнению договора аренды. При этом необходимость формирования актуальных материалов инициирована самим Предпринимателем с целью определения объема лесозаготовок и намерению в дальнейшем заявить об изменении условий договора аренды.
Довод истца о необходимости проведения данных работ в соответствии с условиями договора является необоснованным, такая обязанность условиями договора, в том числе пунктом 12, не предусмотрена.
В силу статей 611 и 612 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендодатель обязан передать арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
В данном случае из материалов дела видно, не оспаривается Предпринимателем, что на момент заключения договора аренды ему было известно о характеристиках лесных участков, им был разработан проект освоения лесов по собственной инициативе. Предприниматель использовал спорные участки лесного фонда в соответствии с их целевым назначением.
В связи с этим следующий довод истца о том, что все его инициативы по проведению данных работ и их оплате собственными средствами были согласованы Министерством, поэтому данные затраты должны быть возмещены за счет ответчика, также не принимается во внимание.
Довод о том, что данные затраты должны быть возмещены в качестве применения последствий недействительности договора, также является необоснованным, поскольку оплата работ произведена Предпринимателем по отдельному договору на выполнение работ, стороной которого ответчик не является. Условиями договора аренды обязанность истца по заключению такого договора, оплате им таких услуг и работ, не установлена, как и обязанность Министерства по возмещению истцу подобных затрат.
Таким образом, доводы истца и выводы суда первой инстанции являются необоснованными, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В связи с этим решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, в иске следует отказать.
Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 сентября 2019 года по делу N А44-848/2019 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-848/2019
Истец: ИП Шишкин Юрий Николаевич, Представитель Жолондевский А.В.
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Третье лицо: ООО "Торговый Дом "ПФ"