г. Владивосток |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А24-3193/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта",
апелляционное производство N 05АП-8241/2019
на решение от 18.09.2019
судьи О.Н. Бляхер
по делу N А24-3193/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" (ИНН 4101004827, ОГРН 1024101034540)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
(ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
о взыскании 214 258, 90 руб.,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" (далее - истец, МУП "УМиТ", место нахождения которого: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Автомобилистов, д. 1) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ответчик, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", место нахождения которого: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 29) 214 258, 90 руб., составляющих: 207 389,48 руб. долга по оплате работ по установке узлов учета тепловой энергии и установке узлов учета холодного водоснабжения и 6 869,42 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.12.2018 по 31.05.2019. Также истец просит производить взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 01.06.2019 по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 18.09.2019 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование своей правовой позиции податель жалобы приводит доводы о том, что фактическое выполнение истцом работ и приемка их заказчиком свидетельствуют о том, что у сторон отсутствовали разногласия относительно предмета договора, в связи с чем, по мнению истца, вывод суда первой инстанции о незаключенности спорного договора является ошибочным. Указывает, что ответчиком как управляющей организацией не была предоставлена техническая возможность для установки общедомовых приборов учета, в связи с чем спорные работы истцом производились самостоятельно за свой счет. Обращает внимание на то обстоятельство, что спорные работы не входят в перечень работ в рамках соглашения от 22.10.2018 N 12-03-07/56/18 и не подлежат оплате за счет субсидии. На основании изложенного апеллянт полагает, что обязанным лицом по оплате работ согласно договору является ответчик.
Ответчик по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщенного к материалам дела, выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. При этом истцом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Принимая во внимание данное ходатайство, а также учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.06.2018 N 1327 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на проведение мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в ПетропавловскКамчатском городском округе, согласно пункту 1.6 которого получателями субсидий являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, реализующие мероприятия по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в ПетропавловскКамчатском городском округе (далее - получатели субсидий).
В целях организации и реализации мероприятий по получению субсидии от Камчатского края для возмещения затрат по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах, 28.09.2018 между обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловск-Камчатского" (сторона 1) и муниципальным унитарным предприятием ПКГО "Управление механизации и автомобильного транспорта" (сторона 2) заключено соглашение о сотрудничестве, по условиям которого сторона 1 поручает стороне 2 осуществлять все необходимые организационные мероприятия, связанные с получением субсидии и ее реализацией (пункт 2 соглашения). Из пункта 3 соглашения следует, что сторона 2 организует выполнение проектно-сметной документации для установки коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов.
Согласно пунктам 4, 5 соглашения стороны договорились, что сторона 2 обязуется подать заявление о заключении соглашения с уполномоченным органом не позднее, чем за 5 дней до установленного срока (пункт 4 соглашения). Сторона 2 выполнит работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов согласно приложению 1 к настоящему соглашению.
22.10.2018 между Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (главный распорядитель как получатель бюджетных средств) и муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации автомобильного транспорта" (получатель), в соответствии со статьей 78 БК РФ и Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.06.2018 N 1327, заключено соглашение N 12-03-07/56/18 о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на проведение мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловск-Камчатском городском округе, предметом которого является предоставление из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в 2018 году получателю субсидии в целях возмещения затрат на проведение по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавлрвск-Камчатском городском округе (далее - субсидия), указанных в заявлении на получение субсидии по форме, установленной в приложении к Порядку предоставления субсидии.
23.10.2018 между обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (управляющая компания) и муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" (получатель субсидий) заключено соглашение N 1/18 о выполнении работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов в рамках постановления Администрации ПетропавловскКамчатского городского округа от 27.06.2018 N 1327 "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на проведение мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловск-Камчатском городском округе", по условиям которого управляющая компания получает, а получатель субсидии принимает на себя обязательства по осуществлению всех необходимых мероприятий, связанных с получением субсидий и ее реализации, в том числе:
- по выполнению собственными силами и средствами (с использованием своих материалов) работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения и тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением управляющей компании, согласно приложению N 1 (пункт 1.1.2 соглашения);
- по организации разработки проектно-сметной документации для установки коллективных (общедомовых) приборов учета (пункт 1.1.3 соглашения).
Согласно пунктам 1.3, 1.4 соглашения срок начала работ - с даты подписания соглашения. Срок окончания работ - 01.11.2018.
Обязанности сторон оговорены в разделе 2 соглашения.
Сдача работ оформляется актом выполненных работ по форме КС-2 акт о приемке выполненных работ с адресным списком по каждому адресу и актом постановки на коммерческий учет (пункт 4.1 соглашения).
Из пункта 5.1 соглашения следует, что возмещение затрат на проведение мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в ПетропаловскКамчатском городском округе осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в рамках постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.006.2018 N 1327 (далее - субсидии).
Соглашение вступает в силу с даты подписания и действует до 31.12.2018.
В пункте 5.2 соглашения указано, что порядок предоставления и размер субсидии установлен в соглашении от 22.10.2018 N 12-03-07/56/18, заключенном между МУП "УМиТ" (получатель субсидии) и Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (главный распорядитель как получатель бюджетных средств).
Как указано в иске, в период с 01.10.2018 по 15.11.2018 для исполнения условий соглашения о сотрудничестве от 28.09.2018 МУП "УМиТ" произвело предварительные (подготовительные) работы в подвальных помещениях для установки узлов учета тепловой энергии и узлов учета холодного водоснабжения в многоквартирных жилых домах. Согласно локальным ресурсным сметам, составленным истцом, общая стоимость предварительных работ составила 207 389,48 руб.
19.12.2018 истцом в адрес ответчика был направлено сопроводительное письмо с приложением следующих документов: договора подряда от 01.10.2018 N 01-01-10/18-ТР на выполнение ремонтных работ, локальных ресурсных смет, счета, счета-фактуры от 15.11.2018 N 2017, справки (по форме КС-3), (по форме КС-2) от 15.11.2018 с просьбой подписать указанные документы и оплатить выполненные работы.
21.01.2019 ответчик возвратил локальные ресурсные сметы с исправлениями и замечаниями. При этом договор подряда от 01.10.2018 N 01-01-10/18-ТР не подписал, оплату работ не произвел.
01.02.2019 истец вручил ответчику претензию от 31.01.2019 N 220 с требованием об оплате стоимости выполненных работ в размере 207 389,48 руб., которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате работ по установке узлов учета тепловой энергии и установке узлов учета холодного водоснабжения, истец обратился с настоящим иском в суд.
На основании пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 160 АПК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ. В силу указанной нормы, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Пункт 1 статьи 702, пункт 1 статьи 708 ГК РФ к существенным условиям договора подряда относят предмет (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный срок их выполнения.
Имеющийся в материалах дела договор подряда на выполнение ремонтных работ от 01.10.2018 N 01-01-10/18-ТР со стороны заказчика (ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского") не подписан, в связи с чем вывод арбитражного суда первой инстанции о незаключенности спорного договора является обоснованным.
Локальные ресурсные сметы (приложения к договору) утверждены МУП "УМиТ" в одностороннем порядке, а, следовательно, доказательствами согласования сторонами предмета договора и сроков выполнения работ являться не могут.
Содержащиеся в материалах дела справки формы КС-3 и акты формы КС-2 на сумму 207 389,48 руб. носят односторонний характер и не подтверждают наличия между сторонами отношений в рамках спорного договора.
Как указывалось выше, отношения сторон по установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения и тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" (далее - управляющая компания) возникли на основнии соглашения от 23.10.2018 N 1/18 о выполнении работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов в рамках постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.06.2018 N 1327 "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на проведение мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловск-Камчатском городском округе".
Из указанного соглашения следует, что управляющая компания получает, а получатель субсидии принимает на себя обязательства по осуществлению всех необходимых мероприятий, связанных с получением субсидий и ее реализации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Таким образом, законодательство связывает возможность получения субсидий не только с исполнением тех или иных работ/услуг, но и с соблюдением всех условий для получения субсидии, в том числе оформлением полного пакета предусмотренных законодательством документов.
Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (главный распорядитель как получатель бюджетных средств) и муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации автомобильного транспорта" (получатель), заключено соглашение от 22.10.2018 N 12-03-07/56/18 о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на проведение мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловск-Камчатском городском округе, предметом которого является предоставление из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в 2018 году получателю субсидии в целях возмещения затрат на проведение по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавлрвск-Камчатском городском округе (далее - субсидия), указанных в заявлении на получение субсидии по форме, установленной в приложении к Порядку предоставления субсидии.
Согласно пунктам 1.3, 1.6 Порядка предоставления субсидий, субсидии носят целевой характер, не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком, и предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Получателями субсидий являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, реализующие мероприятия по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Из пункта 1.8 Порядка предоставления субсидий следует, что субсидированию подлежат мероприятия по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск всех коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловск-Камчатском городском округе, включающие, в том числе, стоимость прибора учета, расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пусконаладочные работы.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, общедомовые приборы учета в многоквартирных жилых домах были установлены истцом.
Условия и порядок предоставления субсидий установлены в разделе 2 Порядка предоставления субсидий, в пункте 2.1.3 которого оговорено, что наличие технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов без проведения реконструкции инженерных систем многоквартирного жилого дома, а также без необходимости обустройства (постройки) отдельных сооружений для размещения коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов.
Таким образом, судом установлено, что одним из условий получения субсидии является наличие технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета и проведения всех необходимых для этого мероприятий, что исключает необходимость выполнения дополнительных подготовительных работ, сверх тех, которые предусмотрены соглашением от 23.10.2018 N 1/18.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидий размер субсидий в целях возмещения затрат на выполнение мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов, рассчитывается исходя из сметных расчетов и определяется соглашением, заключенным получателем субсидий с уполномоченным органом, в котором также указывается обязательное условие о согласии получателя субсидии на осуществление уполномоченным органом и (или) уполномоченным органом муниципального финансового контроля проведения муниципального финансового контроля, проверок соблюдения получателем субсидии условий и целей настоящего Порядка.
Установив изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что выполненные истцом работы по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах, в том числе предварительные (подготовительные) работы в подвальных помещениях для установки узлов учета тепловой энергии и узлов учета холодного водоснабжения в многоквартирных жилых домах (выполненные в период с 01.10.2018 по 15.11.2018), подлежат возмещению путем предоставления субсидии из бюджета Петропаловск-Камчасткого городского округа, в соответствии с соглашением от 23.10.2018 N 1/18.
Доводы апеллянта об отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета и проведения всех необходимых для этого мероприятий, в связи с чем спорные работы являются самостоятельными и не подлежат субсидированию, отклоняются как документально не подтвержденные, противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам и установленным судом обстоятельствам.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.09.2019 по делу N А24-3193/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3193/2019
Истец: МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта"
Ответчик: ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"