г. Пермь |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А50-5825/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Премиум"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 июля 2019 года по делу N А50-5825/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Премиум"
(ОГРН 1105902002205, ИНН 5902863269)
к Администрации Свердловского района г. Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513) в лице Административной комиссии Свердловского района г.Перми
третье лицо - Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Премиум" (далее - заявитель, ООО "Альянс-Премиум") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Свердловского района г.Перми (далее - административный орган) от 12.02.2019 N 39-19/3 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Альянс-Премиум" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе приводит доводы об отсутствии состава административного правонарушения; при этом ссылается на то, что ООО "Альянс-Премиум" является собственником 47/400 долей в праве собственности на земельный участок, при этом собственником 353/400 долей является муниципальное образование город Пермь, отмечает, что доли в праве на земельный участок в натуре не выделены, в связи с чем вывод о том, что спорный нестационарный объект размещен на принадлежащей обществу части участка не подтвержден документально; также указывает, что отсутствуют доказательства того, что спорный нестационарный объект размещен силами заявителя либо договорных отношений заявителя с третьими лицами.
Администрация Свердловского района г. Перми в лице Административной комиссии Свердловского района г.Перми с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Пермского краевого суда от 19.06.2019 по делу N 3а-156/2019.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации по делу N 44-АПА19-42 от 30.10.2019 решение Пермского краевого суда от 19.06.2019 оставлено без изменения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по существу спора на 19.12.2019 на 15 час. 45 мин.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции, вынесенным в судебном заседании 19.12.2019, производство по делу возобновлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, Администрация Свердловского района г. Перми и Администрации г. Перми просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, что на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 1 ст. 6.7.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" была установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории, утвержденных органами местного самоуправления, в части размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг населению, - в виде административного штрафа для юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми. Данные Правила благоустройства утратили силу на основании решения Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.
Решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265 утверждены новые Правила благоустройства территории города Перми.
В п. 4.1.12. Правил благоустройства, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4, в редакции решения Пермской городской Думы от 27.03.2018 N 45), было установлено, что на территории города Перми запрещается:
размещать нестационарные торговые объекты на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, не в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной в установленном порядке, за исключением размещения таких объектов на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении массовых мероприятий,
размещать нестационарные торговые объекты, нестационарные объекты по оказанию услуг населению:
на земельных участках, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, допускающий размещение таких объектов, за исключением размещения таких объектов на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении массовых мероприятий,
с нарушением требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, установленных законодательством,
на придомовых территориях, а также на территории ближе 15 метров от фасадов и окон зданий, за исключением случаев, установленных действующим законодательством,
в арках зданий, на площадках (детских, отдыха, спортивных), на стоянках транспортных средств,
в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения, на расстоянии менее нормативного от сетей инженерно-технического обеспечения без согласования с владельцами данных сетей,
препятствующие доступу (проходу, проезду) с территории общего пользования к смежным земельным участкам, к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры,
в границах полосы отвода автомобильной дороги.
В п. 3.10 Правил благоустройства, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265, указано, что на территории общего пользования, а также земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных физическим и юридическим лицам, запрещается: самовольно размещать объекты некапитального типа, в том числе под склады, гаражи, киоски, лотки, овощные ямы, рекламные конструкции, автостоянки, объекты дорожного сервиса, а также разбивать огороды.
В п. 9.4.4.2. Правил благоустройства, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265, указано, что размещение некапитальных строений, сооружений должно соответствовать установленным видам разрешенного использования земельных участков (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством действие градостроительных регламентов на земельные участки не распространяется, а также случаев использования земель или земельных участков при размещении некапитальных строений, сооружений без предоставления земельных участков в соответствии с законодательством).
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что в ходе осмотра территории на основании плановых рейдовых заданий должностным лицом отдела благоустройства Администрации Свердловского района г Перми составлен акт N 39/19-03 от 09.01.2019 планового (рейдового) осмотра земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410147:4 по адресу г. Пермь, ул. М.Горького, д.47а, в котором указано, что в нарушение п. 4.1.12. Правил благоустройства и содержания территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 29.01.2008 N 4, ООО "Альянс-Премиум" допустило размещение нестационарных объектов на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410147:4 по адресу г. Пермь, ул. М.Горького, д.47а.
В связи с чем главным специалистом отдела сектора потребительского рынка Администрации Свердловской района г. Перми в отношении ООО "Альянс-Премиум" составлен протокол от 23.01.2019 ВГ N 39-19/3 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае":
По результатам рассмотрения материалов административного дела Административной комиссией Свердловского района г. Перми вынесено постановление от 12.02.2019 N 39-19/3 о привлечении ООО "Альянс-Премиум" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
ООО "Альянс-Премиум", Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Из содержания оспариваемого постановления N 39-19/3 от 12.02.2019 следует, что ООО "Альянс-Премиум" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.7.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", а именно: 09.01.2019 в 10 час. 30 мин. на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410147:4 по адресу г. Пермь, ул. М.Горького, д.47а, выявлен факт установки нестационарных торговых объектов на земельном участке, разрешенный вид использования которого - под многоквартирные многоэтажный жилые дома 5-16 этажей, что является нарушением Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 29.01.2008 N 4, согласно которого на территории города Перми, запрещается размещать нестационарные торговые объекты, нестационарные объекты по оказанию услуг населению: на земельных участках, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, допускающий размещение таких объектов, за исключением размещения таких объектов на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении массовых мероприятий. Собственником земельного участка является ООО "Альянс-Премиум".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Альянс-Премиум" состава вменяемого административного правонарушения, при этом суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела подтвержден факт размещения на принадлежащей обществу части земельного участка нестационарных торговых объектов, а также из того, что ООО "Альянс-Премиум", как субъект, осуществляющий правомочия собственника части указанного земельного участка, обязано обеспечить соблюдение нормативных требований и исключить факты размещения и нахождения на принадлежащей ему части земельного участка нестационарных торговых объектов в отсутствие правовых оснований.
Между тем суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Из материалов дела, ООО "Альянс-Премиум" наряду с Муниципальным образованием город Пермь, является собственником земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, д. 47а, с кадастровым номером 59:01:4410147:4, с разрешенным видом использования - под многоквартирные жилые дома 5-16 этажей, при этом доля ООО "Альянс-Премиум" в праве собственности на земельный участок составляет 47/400, доля муниципального образования город Пермь в праве собственности на земельный участок составляет 353/400. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из единого государственного реестра недвижимости, сведениями публичной кадастровой карты, пояснениями Администрации города Перми.
Между тем из представленных в материалы дела актов планового (рейдового) осмотра земельных участков и приложенных к данным актам фотографий не представляется возможным достоверно установить, что спорные нестационарные торговые объекты находятся именно на принадлежащей обществу части земельного участка. Из материалов дела следует, и административным органом не оспаривается, что доли в праве на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410147:4 в натуре не выделены, соответственно, не представляется возможным определить и сделать вывод, что спорные нестационарные торговые объекты находятся именно на части территории земельного участка, принадлежащего ООО "Альянс-Премиум".
Также в материалы дела не представлено доказательств того, что спорные нестационарные торговые объекты эксплуатировались ООО "Альянс-Премиум" или были размещены в результате действий ООО "Альянс-Премиум" или в результате договорных отношений ООО "Альянс-Премиум" с иными лицами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении надлежащим образом не установлена вина ООО "Альянс-Премиум", поскольку в оспариваемом постановлении какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины ООО "Альянс-Премиум", не указаны.
Ссылки административного органа на то, что ООО "Альянс-Премиум" как субъект, осуществляющий правомочия собственника части указанного земельного участка, обязано обеспечить соблюдение нормативных требований и исключить факты размещения и нахождения на принадлежащей ему части земельного участка нестационарных торговых объектов, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не свидетельствующие однозначно о наличии вины ООО "Премиум-Альянс", поскольку, как указано выше, доля муниципального образования город Пермь в праве собственности на земельный участок составляет 353/400, и в силу положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" именно органы местного самоуправления осуществляют контроль за размещением нестационарных торговых объектов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вменяемое ООО "Альянс-Премиум" административное нарушение, административным органом надлежащим образом не доказано.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что решением Пермского краевого суда от 19.06.2019 по делу N 3а-156/2019 признаны недействующими следующие положения Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае": статья 6.7.1 полностью; статья 6.7 в той мере, в которой указанная статья устанавливает административную ответственность за размещение нестационарных торговых объектов. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации по делу N 44-АПА19-42 от 30.10.2019 решение Пермского краевого суда от 19.06.2019 оставлено без изменения.
При этом в данных судебных актах указано, что правовое содержание составов административных правонарушений должно быть сформулировано четко, ясно, определенно и недвусмысленно с тем, чтобы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения. Между тем диспозиции ст. 6.7.1 и ст.6.7 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону составов административных правонарушений, а отсылают к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований; оспариваемые законоположения, не отвечая требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, которые необходимы для норм, устанавливающих административную ответственность, допускают привлечение к административной ответственности без указания на конкретные правила органов местного самоуправления, что свидетельствует о неясности правового регулирования.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные требования о признании незаконным постановления Административной комиссии Свердловского района города Перми от 12.02.2019 N 39-19/3 о привлечении ООО "Альянс-Премиум" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в виде штрафа в размере 90 000 рублей, подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2019 года по делу N А50-5825/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Свердловского района города Перми от 12.02.2019 N 39-19/3 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Премиум" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5825/2019
Истец: ООО "АЛЬЯНС-ПРЕМИУМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ