г. Самара |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А72-13274/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 декабря 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 октября 2019 по делу N А72- 13274/2019 (судья Овсяникова Ю.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственности "Тепловая энергия, вода и стоки" (ИНН 7321032543, ОГРН 1027301057959), Ульяновская область, г. Новоульяновск
к Министерству финансов Ульяновской области, г. Ульяновск
третье лицо: государственное учреждение здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт" (ОГРН 1107321001347, ИНН 7321316601)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственности "Тепловая энергия, вода и стоки" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству финансов Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия по неисполнению решения арбитражного суда по делу N А72-21294/2018, как несоответствующее бюджетному законодательству РФ, об обязании исполнить решение арбитражного суда по делу N А72-21294/2018, о признании незаконным бездействия по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - государственного учреждения здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А. Ф. Альберт" (22261136В12, 21261136В12, 20261136В12), об обязании приостановить до момента устранения нарушения (исполнения исполнительных листов) осуществление операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Определением от 14.08.2019 заявление принято к производству арбитражного суда, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, государственное учреждение здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 октября 2019 г. признано незаконным бездействие Министерства финансов Ульяновской области по неисполнению решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-21294/2018 от 18.02.2019, по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - государственного учреждения здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А. Ф. Альберт".
Возложена обязанность на Министерство финансов Ульяновской области приостановить до момента исполнения решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-21294/2018 от 18.02.2019 осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах государственного учреждения здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А. Ф. Альберт", включая лицевые счета их структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
В апелляционной жалобе государственное учреждение здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что полное приостановление операций по лицевым счетам приведет к полной неплатежеспособности учреждения, т.е. отсутствию возможности осуществлять закупки лекарственных средств, медицинских изделий, продуктов питания, ГСМ и т.д., сделает невозможным выполнение должником социально-важных обязательств, что значительно снизит качество и доступность медицинской помощи, вплоть до полного прекращения деятельности учреждения.
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственности "Тепловая энергия, вода и стоки" Корчагин Н.Н. представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и находящихся в общем доступе данных Картотеки арбитражных дел, Арбитражным судом Ульяновской области 18.02.2019 г. по делу N А72-21294/2018 вынесено решение, которым взыскано с Государственного учреждения здравоохранения "Новоульяновская городская больница им.А.Ф. Альберт" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловая энергия, вода и стоки" 3 130 268 руб. 16 коп. основного долга, 38 651 руб. 00 коп. расходов на госпошлину.
21.03.2019 г. выдан исполнительный лист серии ФС N 027054215.
10.04.2019 г. исполнительный лист направлен на исполнение в Министерство финансов Ульяновской области (исх.N 135 от 10.04.2019 г.).
Поскольку судебный акт не был исполнен, ООО "Тепловая энергия, вода и стоки" обратилось в суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п.5 ст.200 АПК РФ).
Согласно электронным выпискам из ЕГРЮЛ, должник - Государственное учреждение здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт" -является государственным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 БК РФ); производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В пункте 1 статьи 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание на средства бюджета субъекта Российской Федерации, производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 7 статьи 242.4 данного Кодекса).
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (статья 30) предусмотрен аналогичный статье 242.1 БК РФ порядок исполнения исполнительного документа, а при неисполнении - приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
Так, согласно части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налогового органа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя или уведомление о поступлении решения налогового органа.
Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, по нормам, регулирующим бюджетные отношения, исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение; при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 названого Федерального закона).
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 этого же Закона).
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 20.07.2017 N 16/355-П (ред. от 17.05.2018) "О Министерстве финансов Ульяновской области" Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации единой бюджетной, финансовой и кредитной политики, налоговой политики в Ульяновской области, а также осуществляющим программно-целевое планирование. Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим непосредственное составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. В сфере бюджетного процесса Министерство наделено полномочиями: организовывать исполнение областного бюджета, а также составлять отчеты об исполнении областного бюджета и консолидированного бюджета Ульяновской области в установленном законодательством порядке; открывает и ведет в установленном порядке лицевые счета для учета операций, связанных с исполнением областного бюджета по расходам; содействует исполнению бюджетов муниципальных образований Ульяновской области; осуществляет в установленном законодательством порядке исполнение судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, страхового взноса, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Ульяновской области.
Таким образом, именно на ответчика возложена обязанность исполнить исполнительный документ серии ФС N 027054215 от 21.03.2019 выданный арбитражным судом во исполнение вступившего в законную силу судебного акта - решения арбитражного суда по делу N А72-21294/2018.
Ответчик представил отзыв, сообщает, что исполнительный лист ФС N 027054215 по делу N А72-21294/2018, предусматривающий обращение взыскания на средства Учреждения, поступил в Министерство 12.04.2019. Министерством в адрес Учреждения направлено уведомление о поступлении исполнительного документа от 15.04.2019 N 3882. Уведомлением от 30.05.2019 N 1034 Министерство в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ приостановило операции по расходованию средств Учреждения, в связи с неисполнением Учреждением исполнительного документа по истечении установленного пунктом 11 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ срока Министерство в соответствии с абзацем четыре пункта 11 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ направило в адрес ООО письмо-уведомление от 12.07.2018 N 73.ИОГВ-02-01/2104 исх. Ответчик утверждает, что в настоящее время операции по расходованию средств Учреждения приостановлены. Таким образом, Министерством исполнены установленные требования бюджетного законодательства по исполнению решений взыскателя.
Заявитель с доводами ответчика не согласен, считает, что операции по счетам должника не приостановлены, что подтверждается имеющейся в деле выпиской от 07.08.2019.
Определением от 17.09.2019 суд первой инстанции потребовал от ответчика в порядке ст.65 АПК РФ представления доказательств фактического приостановления операций по счетам, выписки с лицевых счетов, однако таких документов суду не было предоставлено.
В силу ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что предъявленные к исполнению исполнительные листы не были возвращены заявителю в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть были приняты ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства, задолженность по исполнительным листам по сведениям заявителя в полном объеме не погашена, доказательств фактического приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевом счете должников суду не представлено.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок. Законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.
Бюджетное законодательство Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений и решений налогового органа по денежным обязательствам государственных и муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание то обстоятельство, что решения суда в полном объеме не исполнены (исполнены частично), бездействие ответчика не соответствует нормам Бюджетного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 октября 2019 по делу N А72- 13274/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13274/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ, ВОДА И СТОКИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НОВОУЛЬЯНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. А.Ф.АЛЬБЕРТ", ГУЗ "Новоульяновская городская больница им.А.Ф.Альберт", К/у Корчагин Николай Николаевич