г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А56-79441/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Макаров А.А. по доверенности от 01.01.2019
от заинтересованного лица: Гункин В.В. по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32049/2019) ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2019 по делу N А56-79441/2019, принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района"
к ГЖИ
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" (ОГРН: 1089847243364, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова 83; далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции (далее - ГЖИ, Инспекция) от 25.06.2019 N 01/1006-Р.
Решением от 03.09.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что оспариваемое предписание не может быть исполнимо, поскольку поставлено в зависимость от исполнения обязанностей третьих лиц, а именно от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГЖИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, должностным лицом Инспекции проведена внеплановая, документальная проверка за соблюдением лицензионных требований по многоквартирным домам, управление которыми осуществляет Общество.
В ходе проверки установлено, что управляющей организацией не осуществляется расчет с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставлены по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки теплоснабжения и горячего водоснабжения), что является нарушением требований подпункта "ж" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
Обществу выдано предписание от 25.06.2019 N 01/1006-Р об устранении выявленных нарушений в срок до 14.10.2019.
Данное предписание оспорено Обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
На основании пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 (подпункт "а"), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б"), соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ (подпункт "в").
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается осуществлением управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (абзац 4 подпункта "ж").
Таким образом, соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
В силу части 2 статьи 196 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса.
Частью 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Инспекция в пределах осуществления лицензионного контроля обязана выдать предписание как при наличии нарушения требований, установленных жилищным законодательством, так и предписание о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, Инспекция в пределах осуществления лицензионного контроля имеет право выдать предписание как при наличии нарушений требований, установленных жилищным законодательством, так и предписание о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно абзацу 5 подпункта "ж" пункта 4 Постановления N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе ведением претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, фактически, оспариваемое предписание по своей правовой природе является предписанием о проведении Обществом мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, которые будут направлены на уменьшение задолженности перед РСО.
Указанные мероприятия призваны предотвратить дальнейший рост задолженности Общества, прекращение подачи коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, обслуживаемые Обществом, и направлены на обеспечение соблюдения прав граждан.
Доказательств того, что Обществом осуществляется работа по взысканию дебиторской задолженности с собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах в материалы дела не представлено.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на наличие судебных актов по делам N А56-45931/2019 и N А56-30954/2019, которыми в удовлетворении иска ПАО "ТГК N 1" о взыскании с Общества задолженности по договору теплоснабжения отказано, подлежит отклонению. Указанные судебные акты не подтверждают факт отсутствия задолженности за коммунальные ресурсы Общества перед РСО. Из текстов решений Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2019 по делу N А56-30954/2019 и от 29.07.2019 по делу N А56-45931/2019 следует, что в удовлетворении исков ПАО "ТГК N 1" отказано в связи с погашением задолженности на стадии рассмотрения исков РСО арбитражным судом. Так, в рамках указанный дел судом первой инстанции установлено, что ООО "ЖКС N 1" не обеспечило оплату выставленных Предприятием платежных требований, на претензию о погашении задолженности не ответило, что послужило основанием РСО для обращения с иском в арбитражный суд.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 сентября 2019 года по делу N А56-79441/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N1 Адмиралтейского района"- без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79441/2019
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N1 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА