24 декабря 2019 г. |
дело N А40-57910/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.,
Судей: Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2019 г. (резолютивная часть от 01.10.2019 г.) по делу N А40-57910/19
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к ФГУП "ГВСУ по Специальным Объектам" (ОГРН 1037739019438)
третье лицо Федеральное казённое предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гуляев П.В. по доверенности от 12.12.2018,
от ответчика: Сержантова Е.Ю. по доверенности от 28.11.2019,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (Заказчик) предъявило ФГУП "ГВСУ по Специальным Объектам" (Подрядчик) иск о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 20.02.2016 N 1616187375202090942000000 (шифр объекта Т-41/16-29) в размере 330 058 681 руб. 21 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 01.10.2019 г., изготовленным в полном объеме 11.10.2019 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 1 л.д. 159).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (Генподрядчик) заключен государственный контракт от 20 февраля 2016 г. N 1616187375202090942000000 на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция зданий и сооружений комплекса 3 Дома Министерства обороны Российской Федерации и строительство здания ЦБУ и ЦПУ, многоуровневого паркинга на 350 машино-мест" 3-й этап (реконструкция 4 корпуса 3 Дома Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Москва, Фрунзенская набережная, д.22/2 (шифр объекта Т-41/16-29).
В соответствии с п. 2.5. Контракта, Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, за исключением финансирования, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Заказчик) (Третье лицо).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта "под ключ") (далее - Работы).
Цена Контракта составляет 1 540 290 960,00 руб. (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 5.2. Контракта установлены сроки выполнения работ: выполнение строительно-монтажных работ - 31 августа 2016 г.; дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 15 декабря 2016 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в установленные сроки работы по Контракту Генподрядчиком не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4. Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. г. N 1042 за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракт складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Размер неустойки согласно расчету истца составляет 330 058 681,21 руб.
В связи с нарушением условий Контракта Минобороны России была направлена в адрес ФГУП "ГВСУ по Специальным Объектам" претензия исх. N 212/6/3869 от 25.09.2018 г. с требованием об оплате неустойки, однако требование истца было оставлено Ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается.
Так, согласно пункту 7.17. Контракта, Заказчик оказывает содействие Генподрядчику в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика. В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 утверждены "Указания по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (далее - Указания).
В соответствии с Указаниями, общий журнал работ применяется для учета выполнения строительно-монтажных работ и является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ.
11.07.2018 Предприятие направило в адрес Заказчика письмо N 38/6190 об обстоятельствах, увеличивающих срок выполнения работ, а именно, в том числе: ограничение доступа в реконструируемые помещения, в связи с рабочим режимом объекта (несение военной службы органами управления (далее - ОВУ) в местах проведения работ); ограничение возможности проведения работ в праздничные и предпраздничные дни и в дни, проведения специальных мероприятий 3 Дома МО РФ, в связи с обеспечением необходимого уровня безопасности на территории объекта; постоянно возникающими дополнительными требованиям к реконструируемым помещениям, в том числе, изменения назначения помещений (кабинет переоборудуется в архивное помещение, возникающими специальными требованиями по газовому тушению, серверная переоборудуется в кабинет (требуется демонтировать смонтированное оборудование, произвести отделку помещения и обеспечить требования СанПиНа и т.д.), смена уровня категорийности помещения (обеспечение уровня защищенности по требованиям 8 Управления и ФСТЭК), а также смена размещаемого ОВУ (изменение отделки помещения в зависимости от уровня должностного лица), о чем в общем журнале работ содержится информация о приостановке выполнения работ на объекте.
Так, согласно п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обзор), утвержденном Президиумом ВС РФ от 28.06.2017: "При не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика".
Поскольку неисполнение обязательств Истцом препятствовало Ответчику исполнять свои обязательства, подлежат применению нормы ч. 3 ст.405, 406 ГК РФ, согласно которым должник не считается просрочившим исполнение обязательства, пока оно не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно ч. 9 ст. 34 ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Таким образом, Генподрядчик подлежит освобождению от применения к нему штрафных санкций в связи со встречным неисполнением Заказчиком договорных обязательств.
Кроме того, отсутствуют правовые основания для начисления неустойки за просрочку окончательного выполнения обязательств (подписание итогового акта приемки выполненных работ).
Ответственность за просрочку исполнения обязательств, предусмотрена п. 18.3 Контракта, согласно которому неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки, Генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Истец в обосновании начисления неустойки в соответствии с п. 18.3. Контракта приводит не подписание в срок Итогового Акта, и именно данное обстоятельство положено в основу для начисления неустойки. Подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте раздела 13 Контракта.
Подписание итогового акта выполненных работ - это совместное действие сторон Контракта, соответственно, ответчик не может нести единоличную ответственность за его не подписание.
Пунктом 18.3. Контракта (на который ссылается истец в обоснование своих требований) установлена ответственность за невыполнение сторонами обязательств по срокам выполнения работ.
Вместе с тем, подписание итогового акта к работам не относится.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции. При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит ст. 330 ГК РФ.
В приложении N 3 к контракту указан расчет цены контракта с разбивкой по этапам.
П. 7.1.5. Контракта возлагает обязанность на заказчика передать всю необходимую для реконструкции объекта документацию (проектную, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на реконструкцию).
П. 8.2.5. Контракта установлено, что Генподрядчик обязан выполнить строительно-монтажные работы по Контракту в соответствии с Проектной и Рабочей документациями, условиями Контракта и требованиями нормативных документов в области строительства.
Однако Заказчиком указанные обязательства исполнены не были. До настоящего времени Рабочая документация со штампов в производств работ или с подписью ответственного лица Генподрядчику не передана.
Пунктом 8.2.6 Контракта за Генподрядчиком закреплена обязанность выполнить работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по Контракту на соответствующий год.
Согласно п. 4.1 Контракт, оплата по Контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту на 2016 год.
В силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренной сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Пунктом 3.2 Контракта предусмотрено, что принятие Государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п. 3 дополнительного соглашения N 6 от 01.02.2017 года к государственному контракту N1616187375202090942000000 от 20.02.2016 года обязательства по Контракту подлежат исполнению сторонами в срок не позднее 20 декабря 2017 г., при этом обязательства по финансированию будут исполнены после доведения до Государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств, т.е. требование о взыскании неустойки за заявленный в исковом заявлении период неправомерно.
Учитывая изложенное, усматривается, что Итоговый акт не может быть подписан в 2016-2018 годы, поскольку закон и Государственный контракт связывают возникновение обязательственного правоотношения по оплате работ с фактом подписания данных актов. Указанное распределение лимитов, указывает на то, что Ответчик в соответствии с условиями Контракта не должен был выполнять работы и предъявлять их к приемке в 2016, 2017, 2018 году, так как лимиты бюджетных обязательств на указанные годы Истцом не предусмотрены.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 г. (резолютивная часть от 01.10.2019 г.) по делу N А40-57910/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57910/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"