г. Москва |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А41-20433/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дарбишухумаевым М.З.
при участии в заседании:
от истца общества с ограниченной ответственностью "СУ N 157" (ОГРН: 5137746210828, ИНН: 7724903200) - Марченко А.В., представитель по доверенности от 20 декабря 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании.
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "ДОМКОМ СТРОЙ" (ОГРН: 1177746717543, ИНН: 7743219074) - Тунин П.П. представитель по доверенности от 17 января 2024 года, диплом о высшем юридическом образовании.,Сарайкина О.П. представитель по доверенности от 27 ноября 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СУ N 157" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2023 года по делу N А41-20433/23 по иску общества с ограниченной ответственностью "СУ N 157" к обществу с ограниченной ответственностью "ДОМКОМ СТРОЙ" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СУ N 157" (далее - ООО "СУ N 157", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДОМКОМ СТРОЙ" (далее - ООО "ДОМКОМ СТРОЙ", ответчик) о взыскании задолженности по договору подряда N СУ-ДКС/0312 21 от 03 декабря 2021 года в размере 2 066 039, 74 руб., расходов по оплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2023 года с общества с ограниченной ответственностью "ДОМКОМ СТРОЙ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СУ N 157" взыскано 1 104 034,28 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 810,62 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано (л.д. 47-50 т. 2).
Не согласившись с данным судебным, ООО "СУ N 157" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "СУ N 157" поддержал доводы апелляционной жалобы, с учетом уточнений, поступивших 18 декабря 2023 года, просил исключить из мотивировочной части решения суда выводы о выполнении ответчиком работ по спорному договору на общую сумму 22 875 085, 38 руб., поскольку в рамках настоящего дела данные обстоятельства не исследовались, фактическое выполнение работ по спорному договору будет исследовано в рамках дела N А41-41521/23, где предъявлены требования ООО "ДОМКОМ СТРОЙ" о взыскании задолженности, в настоящем деле заявлены штрафные санкции. В части отказа в удовлетворении иска о взыскании стоимости давальческого материала решение истцом не оспаривается.
Представитель ООО "ДОМКОМ СТРОЙ" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об изменении решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 03 декабря 2021 г. между истцом ООО "СУ N 157" (далее "Заказчик (Истец)") и Ответчиком ООО "Домком Строй" (далее "Подрядчик (Ответчик)") заключили договор подряда N СУ -ДКС/0312 21 (далее - "Договор подряда").
В соответствии с п. 2.1. Договора подряда, Подрядчик (Ответчик), в установленный Договором срок, по заданию Заказчика (Истца), в соответствии с переданной Заказчиком (Истцом) рабочей документацией со штампом "В производство работ", Сводным расчетом стоимости работ (Приложение N 1 к настоящему Договору) обязался, действующими нормативными документами, с использованием давальческих материалов, согласно Ведомости давальческих материалов (Приложение N 3 к настоящему Договору) выполнить своими и/или привлеченными силами работы по облицовочной кладке с 20 по 25 этаж (секции 4,5) на Объекте строительства: "Жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маковского, вл. 28". Заказчик (Истец) же обязался оплатить выполненные работы в соответствии с п.3.6. Договора подряда.
Сводным расчетом стоимости работ по Договору подряда была установлена стоимость Работ -4 433 976,00 руб.
Дополнительным соглашением N 3 от 21 февраля 2022 г. была увеличена стоимость Работ - до 17 793 474,33 руб.
Пунктом 2.2. Договора подряда (Приложением N 2) установлены сроки выполнения работ (с 15 декабря 2021 г. по 20 января 2022 г.).
Дополнительным соглашением N 3 от 21 февраля 2022 г. стороны установили новые сроки выполнения работ: дата начала - 03 января 2022 г.; дата окончания - 31 марта 2022 г.
Пунктом 2.3. Договора подряда, установлено, что датой окончания срока действия договора является выполнение сторонами всех обязательств, предусмотренных Договором.
Сторонами установлено, что в соответствии с пунктом 3.3. Договора подряда, в цену Договора включена стоимость всех затрат Подрядчика (Ответчика), необходимых для выполнения работ по строительству Объекта, в соответствии с перечнем работ, предусмотренным Сводным расчетом стоимости работ. Предложением 3 пункта 3.4.
Договором подряда установлено, что оплату расходов, основой которых не является письменная договоренность сторон, отраженная соответствующим дополнительным соглашением, берет на себя Подрядчик (Ответчик).
Пунктом 3.5. Договора подряда стороны предусмотрели оплату аванса в размере 15% от цены Договора подряда, что составляет 665 096,40 руб.
Дополнительным соглашением N 1 от 27.12.2021 г. стороны увеличили размер аванса, согласно п.3.5 до 40%, что составляет 1 773 590,40 руб.
Дополнительны соглашение N 3 от 21.02.2022 г. стороны увеличили сумму аванса до 3 441 744,22 руб. (с фиксацией факта, что с учетом части произведенной оплаты, Заказчик (Истец) доплачивает 1 313 435,74 руб.
В соответствии с п.3.6. Договора подряда, оплата выполненных в соответствующий отчетный период Работ производится Заказчиком (Истцом) с зачетом ранее уплаченного авансового платежа и суммы гарантийного удержания, согласованных Сторонами в п.3.5. и п.3.9. настоящего Договора.
При этом зачет ранее уплаченного авансового платежа может быть произведен как пропорционально объему выполненных работ, так и в большем размере по Соглашению Сторон. Оплата производится в течение 10 (десяти) рабочих дней, с даты наступления последнего (по хронологии из нижеперечисленных событий:
Окончания работ в соответствующем отчетном периоде (подписания обеими сторонами акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 в отношении работ, выполненных в соответствующем отчетном периоде).
Получения Заказчиком (истцом) от Подрядчика (Ответчика) пакета исполнительной документации, в отношении Работ, выполненных в соответствующем отчетном периоде.
Получения Заказчиком (Истцом) от Подрядчика (Ответчика) счета на оплату и счет-фактуры.
В соответствии с п.3.9. Договора подряда, сумма гарантийного удержания (далее по тексту - "Гарантийное удержание") по Договору составляет 5,0 % (пять процентов) от Цены Работ (п.3.1 настоящего Договора) и удерживается Заказчиком (Истцом) в качестве обеспечения выполнения Подрядчиком (Ответчиком) принятых на себя обязательств. Гарантийное удержание выплачивается Заказчиком (Истцом) в два этапа, при условии получения Заказчиком (Истцом) от Подрядчика (Ответчика) соответствующих счетов на оплату:
50% от суммы Гарантийного удержания выплачивается в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Акта сдачи-приемки результата Работ;
50% от суммы Гарантийного удержания выплачивается в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Акта приемки законченного строительством объекта.
Гарантийное удержание обеспечивает обязанность Подрядчика (Ответчика) возместить документально подтвержденные убытки Заказчика или уплатить неустойку в случае нарушения Подрядчиком (Ответчиком) Договора.
Предложением 4 пункта 3.9. Договора подряда стороны установили, что в случае наличия денежных требований Заказчика (Истца) к Подрядчику (Ответчику), связанных с возмещением убытков, возвратом неотработанного аванса, уплаты неустойки, и иных денежных требований, обязательство Заказчика (Истца) по уплате Подрядчику (Ответчику) Гарантийного удержания (как в части, так и в целом) прекращаются зачетом - по заявлению Заказчика (Истца) - в размере, пропорциональном имеющимся встречным требованиям Заказчика (Истца) к Подрядчику (Ответчику).
В соответствии с пунктом 4.2. Договора подряда, Заказчик (Истец) передает в монтаж материалы для производства работ в соответствии с Рабочей документацией и Ведомостью давальческих материалов строго по заявкам Подрядчика (Ответчика) (Приложение N 3 к настоящему Договору).
Пунктом 4.2.2. Договора подряда установлено, что Подрядчик (Ответчик) обязан за 3 (три) рабочих дня до начала очередного этапа производства Работ указанных в пункте 2.1. Договора, направить Заказчику (Истцу) заявку о передаче давальческого материала на Объект.
Договором подряда, пунктом 4.2.3. предусмотрено, что при выполнении работ с привлечением материалов Заказчика (Истца), одновременно с подписанием Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) стороны подписывают акт на фактический расход материала Заказчика (Истца). Данный пункт также дублируется пунктом 4.8. Договора подряда.
Предложением 1 пункта 4.3. стороны установили, что Подрядчик (Ответчик) принимает на себя обязательства по обеспечению Работ материалами, оборудованием, конструкциями и изделиями, необходимыми для их выполнения, не указанными в Ведомости давальческих материалов.
Стороны предусмотрели, что в соответствии с пунктом 4.8. Договора подряда, при выполнении работ с привлечением материалов Заказчика (Истца), одновременно с подписанием Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) стороны подписывают акт на фактический расход материала Заказчика (Истца).
Пунктом 4.9 Договора подряда определено, что Подрядчик (Ответчик) не позднее чем через 5(пять) дней после подписания акта на фактический расход материала Заказчика (Истца), передает Заказчику (Истцу) неизрасходованные материалы по акту приема-передачи материалов.
Согласно пункту 5.1.7. Договора подряда, Подрядчик (Ответчик) обязан незамедлительно известить Заказчика (Истца) и до получения от него указаний приостановить выполнение Работ при обнаружении:
возможных неблагоприятных для Заказчика (Истца) последствий выполнения его указаний о способе выполнения Работ; иных, не зависящих от Подрядчика (Ответчика) обстоятельств, угрожающих качеству выполняемых Работ; иных обстоятельствах, могущих повлечь изменение объемов и (или) сроков выполнения Работ.
Стороны установили пунктом 5.1.8. Договора подряда, что Подрядчик (Ответчик) обязан со дня начала Работ до их завершения вести общий журнал работ (КС-6), а также иную исполнительную документацию в соответствии с условиями Договора и действующими нормами и правилами, СНиП.
Пунктом 5.1.9. Договора подряда, установлена обязанность Подрядчика (Ответчика) о предоставлении Заказчику (Истцу) ежемесячно отчетов о ходе выполнения Работ. Отчеты должны предоставляется одновременно с документами, предусмотренными Договором.
Сторонами согласовано, в соответствии с пунктом 5.1.11. Договора подряда, что Подрядчик (Ответчик) обязан к моменту готовности результата Работ к приемке передать Заказчику (Истцу) по Акту приема-передачи полный пакет Исполнительной документации в 3 (трех) экземплярах (оригиналы), проведенные испытания и полученные при этом результаты, перечень всех имевших место отступлений при реализации Рабочей документации и иных документов, относящихся к деятельности Подрядчика (Ответчика). Количество предоставляемой документации может быть изменено по усмотрению Заказчика (Истца).
Пунктом 5.2.4. предусмотрен исчерпывающий перечень согласованных сторонами прав, когда Подрядчик (Ответчик) вправе в одностороннем порядке приостановить производство Работ, а именно:
Подрядчик (Ответчик) вправе приостановить производство Работ по Договору, когда обязательства Подрядчика (Ответчика) по выполнению Работ обусловлены исполнением Заказчиком (Истцом) встречных обязательств по Договору, а именно:
необоснованного отказа (при отсутствии мотивированного письменного отказа Заказчика (Истца)) Заказчика (Истца) от подписания Актов о приемке выполненных работ (в т.ч. промежуточных);
не предоставление Заказчиком (Истцом) Рабочей документации со штампом: "В производство работ" в объеме,
необходимом и достаточном Подрядчику (Ответчику) для выполнения Работ, предусмотренных настоящим Договором и в сроки, обеспечивающие соблюдение Подрядчиком (Ответчиком) Графика производства работ.
Пунктом 6.1. Договора подряда, установлено, промежуточная приемка выполненных работ производится один раз за отчетный период, для чего Подрядчик (Ответчик) предоставляет Заказчику (Истцу) акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) счет и счет-фактуру. До 10 числа, следующего месяца за отчетным, Подрядчик (Ответчик) предоставляет Заказчику (Истцу) комплект исполнительной документации на объем выполненных работ за один календарный месяц и не более З(трех) рабочих дней рассматривает, и подписывает предоставленные документы, а также передает их Подрядчику (Ответчику), или направляет Подрядчику (Ответчику) мотивированный отказ.
Стороны установили, что в соответствии с п.6.3. Договора подряда, сдача комплекса всех выполненных Подрядчиком (Ответчиком) Работ по Договору и их приемка осуществляется Заказчиком (Истцом) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты, указанной в письменном уведомлении Подрядчика (Ответчика) о готовности к сдаче комплекса выполненных Работ, оформляется Актом окончательной приемки выполненных работ (Приложение N 5 к Договору), итоговой Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на весь объем выполненных работ, с предоставлением Подрядчиком (Ответчиком) Заказчику (Истцу) Журнала учета выполненных работ (форма КС-6), полного комплекта исполнительной документации на выполненный объем Работ. При сдаче Работ с необходимостью проведения предварительных испытаний, приемка таких Работ может осуществляться только при положительном результате указанных испытаний.
Стороны установили, что руководствуясь пунктом 10.2. Договора подряда, Заказчик (Истец) вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор путем направления соответствующего уведомления Подрядчику (Ответчику), с указанием даты предполагаемого отказа в случаях:
Нарушения Подрядчиком (Ответчиком) сроков начала или окончания выполнения этапов Работ, установленных в графике производства Работ (Приложение N 2), на 10 (десять) календарных дней.
Договором подряда установлено, что в соответствии с пунктом 13.1., Подрядчик (Ответчик) ежемесячно компенсирует Заказчику (Истцу) расходы по охране территории объекта, пользованию временными дорогами, обеспечением технической документацией и координацией Работ и другие услуги, необходимые для производства Работ Подрядчиком (Ответчиком) по настоящему Договору, в размере 1,5 (одна целая пять десятых) % от стоимости выполненных Работ с последующим удержанием в порядке, установленном в п. 3.6. Договора. Стоимость таких услуг отражается в справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) за отчетный период.
В соответствии с п.3.5. Договора подряда и Дополнительным соглашением N 3 от 21.02.2022 г. (предусматривающем увеличение аванса за весь период до 3 441 744,22 труб.), Истец оплатил Ответчику аванс 3 441 744,22 руб.
Истцом также были произведены Ответчику оплаты работ, которые выполнены.
Вместе с оплатой авансов, сумма оплат составила 13 189 356,03 руб.
В соответствии с п. 13.1. Истец компенсировал свои расходы по охране территории объекта, пользованию временными дорогами, обеспечением технической документацией и координацией Работ в соответствии с условиями Договора подряда с сумму в размере 211 593,96 руб.
Итого вместе с Генподрядными услугами, Истец произвел расчеты с Ответчиком на сумму 13 400 949,99 руб.
Разница между объемом выполненных ответчиком работ на 14 106 263,14 руб. и произведенными расчетами на 13 400 949,99 руб. составляла гарантийное удержание и равна была 14 106 263,14 руб. - 13 400 949,99 руб. = 705 313,15 руб.
В согласованный сторонами срок, ответчик работы по Договору подряда не выполнил, чем нарушил п.2.2. Договора подряда и п.1. ст. 740 ГК РФ об обязанности Подрядчика выполнить работы (построить объект) в обусловленный договором срок.
Ответчик самовольно прекратил Работы без извещения Заказчика о приостановке работ после 04.05.2022, чем нарушил п.2.1., п.5.1.7. Договора подряда об обязательном уведомлении Заказчика при прекращении работ и п.4 ст.1, п.1 ст.716 ГК РФ.
При этом от Ответчика не поступало уведомления о приостановлении работ.
Предъявляя настоящие исковые требования, истец сослался на том, что ответчик нарушил Договор подряда по объему выполненных работ, которые были выполнены на сумму 14 106 263,14 руб., чем нарушил п.2.1. Договора подряда и п.1 ст. 702 ГК РФ.
Подрядчик (Ответчик) не направляя Заказчику (Истцу) заявки о передаче давальческого материала на Объект, чем нарушал п.4.2.2 Договора подряда.
Несмотря на направленные многочисленные запросы, Ответчик не предоставил Истцу на выполненные работы (которые приняты в двухстороннем порядке на 14 106 263,14 руб.) отчеты о ходе выполнения работ, журналы производства работ, иную исполнительную документацию на объем частично выполненных работ, чем нарушил п.5.1.9, 5.1.11, 6.1. Договора подряда.
Ответчик не предоставил истцу счет-фактуры в объеме выполненных работ.
Так Счет-фактура на сумму 687 559,39 руб. была неверно оформлена по дате оформления и по номеру платежного документа, несмотря на многочисленные направленные в адрес Ответчика запросы, чем нарушен п.3.6.3. Договора подряда и положения НК РФ, что приравнивается к непредставлению счет-фактуры на эту сумму.
Как указал истец, ответчик не отчитался за давальческий материал и не возвратил оставшийся после выполнения работ материал Истцу в соответствии с п. 4.9. Договора подряда. Не предоставлены отчеты, подтверждающие расход давальческих материалов на сумму 801 671,22 руб., что является нарушением п.4.9 Договора подряда и п.2. ст. 713 ГК РФ.
Из иска следует, что отчеты за давальческие материалы, не возвращены ответчику по следующим накладным: по накладной N 96 (форма М-15) от 10.08.2022 и по накладной N3 (форма М-15) от 10.08.2022 г. на сумму 366 032,31 руб.
Истец был вынужден произвести реализацию в адрес ответчика вышеуказанного давальческого материала и начислить на него НДС 20% (который составил 160 334,24 руб.). Стоимость реализованного ответчику материала составила 962 005,46 руб.
В связи с нарушением ответчиком срока выполнения работ (на 298 дней), истцом в соответствии с пунктом 8.4 договора подряда была начислена неустойка ответчику в сумме 1 779 347,43 руб., которая ограничена 10% от цены договора подряда.
Поскольку ответчиком по договору подряда работы были выполнены на сумму 14 106 263,14 руб., а оплачено истцом 13 400 949, 99 руб., то истец произвел зачет встречных однородных требований на сумму 705 313,15 руб. (из суммы гарантийного содержания в соответствии п. 3.9 договора подряда) в счет оплаты неустойки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Приложения N 6 к Договору подряда предусмотрена ответственность, за отсутствие комплекта исполнительной документации на предъявляемую к освидетельствованию работу, в виде штрафа 30 000,00 руб.
23.01.2023 истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 23-01/23 с требованием об оплате задолженности после произведенного зачета в размере 2 066 039,74 руб., а также уведомление о расторжении договора подряда.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с иском в суд.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДОМКОМ СТРОЙ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СУ N 157" 1 104 034,28 руб. - неустойки за нарушение срока выполнения работ, в размере 0,1 % от стоимости договора (17 793 474, 33 руб.), но не более 10%, штрафа за отсутствие комплекта исполнительной документации, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 17 810,62 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение суда первой инстанции в указанной части сторонами не обжалуется.
В суде апелляционной инстанции истец, просил исключить из мотивировочной части решения суда выводы о выполнении ответчиком работ по спорному договору на общую сумму 22 875 085, 38 руб., поскольку в рамках настоящего дела данные обстоятельства не исследовались, фактическое выполнение работ по спорному договору будет исследовано в рамках дела N А41-41521/23, где предъявлены требования ООО "ДОМКОМ СТРОЙ" о взыскании задолженности, в настоящем деле заявлены штрафные санкции. В части отказа в удовлетворении иска о взыскании стоимости давальческого материала решение истцом не оспаривается.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи со следующим.
Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 ГК РФ).
Право заказчика на отказ от исполнения договора подряда предусмотрено положениями статей 715, 717 ГК РФ.
В частности, в силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в установленный срок этого требования отказаться от договора подряда.
В силу п. 1 ст. 713 ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В оспариваемом решении суда первой инстанции сделаны выводы о том, что в период с 03 декабря 2021 года по 31 июля 2022 года Ответчик выполнил работы общей стоимостью 22 875 085,38 рублей, в т.ч. НДС. В отношении работ стоимостью 14 106 263,14 рублей, в т.ч. НДС, акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 (N N 1 - 15) подписаны Истцом, в отношении работ стоимостью 8 768 822,24 рублей, в т.ч. НДС, акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 (NN 16) не подписаны истцом.
Вместе с тем, договором подряда N СУ-ДКС/0312 21 от 03 декабря 2021 года предусмотрено выполнение работ на сумму 17 793 474,33 руб.
Факт выполнения работ в рамках настоящего дела судом не исследовался.
Предметом заявленных требований в рамках настоящего дела являются требования о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ, рассчитанной от конкретной цены договора подряда (17 793 474,33 руб.), штрафа за отсутствие комплекта исполнительной документации, а также требования о взыскании стоимости реализованного давальческого материала.
Между тем, суд первой инстанции приходит к выводу о выполнении ответчиком работ на общую сумму 22 875 085 руб. 38 коп., при этом, не исследуя вопрос о направлении ответчиком односторонне подписанных актов формы КС-2 и КС-3 в адрес истца, факта и объема выполненных работ, а также того, что цена договора определена на сумму 17 793 474,33 руб.
Требование о взыскании задолженности за выполненные работы по договору подряда N СУ-ДКС/0312 21 от 03.12.2021 в рамках рассмотрения настоящего дела истцом заявлено не было.
Апелляционным судом установлено, что в рамках дела N А41-41521/23 Арбитражным судом Московской области принят к производству иск ООО "ДОМКОМ СТРОЙ" к ООО "СУ N 157" о взыскании денежных средств в размере 9 203 063 руб. 99 коп., составляющих в том числе: задолженность по договору от 03 декабря 2021 года NСУ_ДКС/0312 21 - 3 392 524 руб. 22 коп.; задолженность по договору от 30 сентября 2021 года N СУ-ДКС/300921 - 4 810 539 руб. 77 коп., а также встречный иск ООО "СУ N157" к ООО "ДОМКОМ СТРОЙ" о взыскании по Договору подряда N СУДКС/3009 21 от 30 сентября 2021 года сумму убытков в размере 5 164 483 руб. 96 коп., связанную с невозвратом давальческого материла, по договору подряда N СУ-ДКС/0312 21 от 03 декабря 2021 года сумму убытков в размере 2 360 199 руб. 19 коп., а также надлежащий оплате НДС в общем размере 1 504 936 руб. 63 коп.
Следовательно, факт выполнения работ подрядчиком, объем выполненных работ, а также размер стоимости выполненных работ, подлежащих оплате по договору N СУ-ДКС/0312 21 от 03 декабря 2021 года, подлежат исследованию судом в рамках дела NА41-41521/23.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции, содержащиеся в абзаце 7 на странице 6 следующего содержания: "В период с 03 декабря 2021 года по 31 июля 2022 года Ответчик выполнил работы общей стоимостью 22 875 085,38 рублей, в т.ч. НДС. В отношении работ стоимостью 14 106 263,14 рублей, в т.ч. НДС, акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 (N N 1 - 15) подписаны Истцом, в отношении работ стоимостью 8 768 822,24 рублей, в т.ч. НДС, акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 (NN 16) не подписаны Истцом" необоснованными, сделанными преждевременно и не относящимися к рассматриваемому предмету спора, в связи с чем указанные выводы подлежат исключению из мотивировочной части обжалуемого определения.
Поскольку выводы суда первой инстанции частично не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным ч. 5 ст. 110 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба истца удовлетворена, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2023 года по делу N А41-20433/23 изменить.
Из мотивировочной части решения Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2023 года по делу N А41-20433/23 исключить абзац 7 на странице 6 следующего содержания: "В период с 03 декабря 2021 года по 31 июля 2022 года Ответчик выполнил работы общей стоимостью 22 875 085,38 рублей, в т.ч. НДС. В отношении работ стоимостью 14 106 263,14 рублей, в т.ч. НДС, акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 (N N 1 - 15) подписаны Истцом, в отношении работ стоимостью 8 768 822,24 рублей, в т.ч. НДС, акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 (NN 16) не подписаны Истцом"
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Домком Строй" (ИНН: 7743219074; ОГРН: 1177746717543) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СУ N 157" (ИНН: 7724903200; ОГРН: 5137746210828) расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20433/2023
Истец: ООО "СУ N157"
Ответчик: ООО "ДОМКОМ СТРОЙ"