г. Киров |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А29-11509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты"
на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Коми от 11.11.2019 по делу N А29-11509/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН: 1103006077; ОГРН: 1121103001062)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты" (ИНН: 1103012627, ОГРН: 1141103000972)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее - истец, ООО "Воркутинские ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 8 города Воркуты" (далее - ответчик, ООО "ЖЭУ-8") о взыскании задолженности за потребленную и неоплаченную тепловую энергию и теплоноситель по договору теплоснабжения и поставки горячей воды N ОО-ВТ-СИ-54008 за период с января по апрель 2019 года, июнь 2019 года в сумме 190942 руб. 79 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.11.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭУ-8" ссылается на нарушение судом норм материального права, указывает, что судом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Мотивированных доводов в обоснование незаконности вынесенного судом первой инстанции решения апелляционная жалоба не содержит.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.12.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.12.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Воркутинские ТЭЦ" (теплоснабжающей организацией) и ООО "ЖЭУ 8" (исполнителем) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N ОО-ВТ-СИ-54008 (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества многоквартирного дома) от 01.01.2017, с протоколом разногласий от 10.02.2017 и протоколом урегулирования разногласий от 28.02.2017 (далее - договор). По условиям договора теплоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения (совместно именуемые "энергетические ресурсы"), а исполнитель обязался принимать и оплачивать энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления (пункт 1.1).
В приложении N 3 к договору указаны объекты, в которые поставляются энергетические ресурсы.
Пунктом 3.3 договора установлено, что исполнитель рассчитывается за отпущенные энергетические ресурсы по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организации коммерческим приборам учета исполнителя, указанным в приложении N 4 к договору.
На основании пункта 3.4 договора определение объема общедомового потребления в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, осуществляется с использованием таких приборов учета. Определение объема общедомового потребления в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора или истечения срока его эксплуатации, осуществляется в порядке, установленном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. В случае непредставления исполнителем показаний данных приборов учета в сроки, установленные в договоре, - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц (пункт 4.2 договора).
Расчет за потребленные энергетические ресурсы производится исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем (пункт 4.4 договора).
Стоимость тепловой энергии (мощности), теплоносителя и горячей воды определяется исходя из тарифов, установленных органами регулирования (пункт 4.6 договора).
В пункте 4.7 договора стороны согласовали, что основанием для расчетов по настоящему договору являются акты поданного-принятого энергетического ресурса, содержащие сведения о фактически принятом исполнителем количестве энергетического ресурса и счета-фактуры, которые оформляются теплоснабжающей организацией и отражают информацию об объеме энергетического ресурса подлежащего оплате исполнителем за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным. Теплоснабжающая организация обязана до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, составить и направить исполнителю счет-фактуру и два экземпляра акта поданного-принятого энергетического ресурса, которые исполнитель обязан в течение трех рабочих дней со дня их получения от теплоснабжающей организации рассмотреть, и в случае согласия с ним подписать, скрепить своей фирменной печатью и возвратить один экземпляр акта в теплоснабжающую организацию, а в случае не согласия с ними, в тот же срок, направить в теплоснабжающую организацию один экземпляр акта, с мотивированными возражениями. Если исполнитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданного-принятого энергетического ресурса, а так же не представит мотивированных возражений на акт, то считается, что энергетический ресурс принят без возражений и акт подписан исполнителем.
Договор действует с 01.01.2017 по 31.12.2017 включительно с условием о пролонгации и распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2017 (пункты 7.1, 7.3 договора).
Во исполнение условий договора в период с января по апрель 2019 года, июнь 2019 года (далее - спорный период) теплоснабжающая организация поставляла ООО "ЖЭУ-8" тепловую энергию, теплоноситель.
В подтверждение предъявленного к оплате объема истцом представлены акты поданной-принятой тепловой энергии за период с января по апрель 2019 года, подписанные представителями сторон и скрепленный печатями организаций, акты поданной-принятой тепловой энергии за период июнь 2019 года, подписанные истцом в одностороннем порядке (т. 1 л.д. 46-50, 89); расчет энергопотребления (т. 1 л.д. 70-88).
Для оплаты выставлены счета-фактуры N 190/54008/0000000000000786 от 31.01.2019 на сумму 88 039,19 руб., N 190/54008/0000000000001690 от 28.02.2019 на сумму 86 132,78 руб., N 190/54008/0000000000002503 от 31.03.2019 на сумму 78 381 руб., N 190/54008/0000000000003440 от 30.04.2019 на сумму 78 378,94 руб., N 190/54008/0000000000005004 от 30.06.2019 на сумму 77 503,01 руб. (т. 1 л.д. 41-45).
Стоимость поставленных энергетических ресурсов определена истцом на основании тарифов, утвержденных приказами Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 N 42/50 и Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 20.12.2018 N 69/2-Т, от 20.12.2018 (т. 1 л.д. 57-60).
18.07.2019 истец направил в адрес ответчика претензию с предложением оплатить задолженность по договору (т. 1, л.д. 51).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции исследованы акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 13, 15, 16, 29, 30 ноября 2017 года, подписанные представителями МКУ "Технический контроль", МО ГО "Воркута", муниципального унитарного предприятия "Северные тепловые сети", ООО "Воркутинские ТЭЦ", АО "Коми энергосбытовая компания" и ответчика (т. 1, л.д. 99-146).
В результате обследования было установлено отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета горячей воды на основании подпункта "а" пункта 2 приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Установлено, что по 48 объектам согласно актам нет технической возможности для установки приборов учета, в этой связи повышающий коэффициент при расчете не применен.
В отношении обслуживаемых ответчиком многоквартирных домов в г. Воркута по адресам: ул. Дончука, д. 6А; ул. Ленина, д. 50, 52б, 54, 56, 58, 58в; ул. Парковая, д.48, ул. Б. Пищевиков, д. 17, 27, 29 расчет произведен с применением повышающего коэффициента, поскольку акты технической невозможности установки ОДПУ отсутствуют, а в отношении МКД ул. Дончука, д. 6А и ул. Парковая, д.48, напротив, имеются акты N N 8/1, 8/23 технической возможности установки ОДПУ.
Суд первой инстанции признал исковые требования истца о взыскании задолженности обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
В рассматриваемом случае теплоснабжающая организация - ООО "Воркутинские ТЭЦ" поставляло потребителю - ООО "ЖЭУ-8" тепловую энергию и теплоноситель, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения (энергетические ресурсы) на основании заключенного договора.
Факт оказания услуг по теплоснабжению в спорный период, в том числе объем, качество и стоимость (за исключением применения повышающего коэффициента) поставленных истцом тепловой энергии и теплоносителя ответчик не оспаривает.
Вместе с тем своевременная оплата энергоресурса не произведена.
В рассмотренном случае ООО "ЖЭУ-8" является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, следовательно, к правоотношениям сторон применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Управление многоквартирным домом в силу пунктов 1, 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Исходя из положений пункта 2 Правил N 354, а также пункта 2 Правил N 124, ООО "ЖЭУ-8" является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителям коммунальные услуги.
Пунктами 42, 43, 60, 60 (1), 62, 81 (11), 85 (3) Правил N 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).
Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 (в редакции, действующей в спорный период) при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета... определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организацией.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что истцом не применен повышающий коэффициент по 48 МКД, в которых согласно актам нет технической возможности для установки ОДПУ, и применен по МКД (г. Воркута по адресам: ул. Ленина, д. 50, 52б, 54, 56, 58, 58в; ул. Б. Пищевиков, д. 17, 27, 29), по которым акты технической невозможности установки ОДПУ отсутствуют либо в МКД ул. Дончука, д. 6А и ул. Парковая, д.48, где имеются акты N N 8/1, 8/23 технической возможности установки ОДПУ.
Принимая во внимание, что ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств оплаты тепловой энергии и теплоносителя в полном объеме, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "Воркутинские ТЭЦ" и взыскал с ООО "ЖЭУ-8" 190942 руб. 79 коп. образовавшейся задолженности.
Доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не получили правовой оценки, заявителем жалобы не приведено.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и ответчиком в апелляционной жалобе также не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.11.2019 по делу N А29-11509/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11509/2019
Истец: ООО "Воркутинские ТЭЦ"
Ответчик: ООО "ЖЭУ N 8", ООО "Управляющая Компания Жилищно-Эксплуатационное Управление N8 Города Воркуты"
Третье лицо: ООО "УК Жилищник"