г. Владивосток |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А51-10401/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фелиз", Владивостокской таможни
апелляционные производства N 05АП-6763/2019, 05АП-6936/2019
на решение от 06.08.2019
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-10401/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фелиз" (ИНН 2537112376, ОГРН 1152537000285)
о взыскании утилизационного сбора в размере 1 725 000 рублей,
при участии:
от Владивостокской таможни: Ященко Н.Ю. по доверенности N 351 от 20.12.2018, сроком действия до 31.12.2019, паспорт, диплом кс N 34554;
от общества с ограниченной ответственностью "Фелиз": в судебное заседание не явились;
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - таможня, таможенный орган, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фелиз" (далее - общество, ООО "Фелиз") о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 1 725 000 рублей.
Решением суда от 06.08.2019 с общества в доход бюджета Российской Федерации взыскан утилизационный сбор в сумме 1 500 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал. Кроме того, суд взыскал с общества госпошлину в сумме 26 305,40 руб.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает на то, что в нарушение статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) суд при вынесении решения не дал оценки доводам общества о том, что таможенным органом при расчете утилизационного сбора неверно применен коэффициент. В решении суда не дано оценки доводам ООО "ФЕЛИЗ" о том, что взысканию подлежит утилизационный сбор в сумме 900 000 рублей, исходя из базовой ставки 150 000 рублей и коэффициента, равного 6.
ООО "ФЕЛИЗ" неоднократно в процессе судебного рассмотрения обращало внимание суда на тот факт, что по ДТ N 10702030/231216/0086822 на территорию РФ был ввезен не погрузчик лесоматериалов фронтальный, а складской вилочный погрузчик, и применение к расчету утилизационного сбора по нему коэффициента, установленного разделом XI Перечня "Машины и оборудование для лесного хозяйства" для погрузчиков лесоматериалов фронтальных, является незаконным.
Согласно ссылке <4> к "Перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 81 от 06.02.2016 (далее - Перечень) размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента. В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Соответственно, идентификация самоходной машины, для целей обложения утилизационным сбором должна производится применительно к коду ТН ВЭД с учетом наименования разделов. ООО "ФЕЛИЗ" на территорию РФ был ввезен самоходный складской вилочный погрузчик Toyota 5FGL15, год выпуска 1990, вес - 1800 кг., код ТН ВЭД 8427 20 190 9.
В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации N 81 погрузчики, классифицируемые по кодам ТН ВЭД 8427 20 190, указаны в двух разделах: в разделе XI Перечня "Машины и оборудование для лесного хозяйства" - погрузчики лесоматериалов фронтальные, классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 90 390 1, 8701 90 390 9; в разделе VI Перечня "Погрузчики" - погрузчики классифицируемые по кодам 8429 51, 8427 20. В соответствии с разделом VI Перечня "Погрузчики" (в редакции, действовавшей на дату выпуска погрузчика в свободное обращение), к погрузчикам, классифицируемым кодом 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС, массой не более 4 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет применяется коэффициент 6.
При расчете суммы подлежащего уплате утилизационного сбора таможенный орган и суд применили коэффициент 10, установленный разделом XI Перечня "Машины и оборудование для лесного хозяйства" для погрузчиков лесоматериалов фронтальных, классифицируемых по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 90 390 1, 8701 90 390 9, легких (массой менее 12 тонн) и с даты выпуска которых прошло более 3 лет. В 2016 году (на момент ввоза на территорию РФ спорного погрузчика) раздел VI Перечня был поименован ""Погрузчики" (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)", т.е. без уточнения - "фронтальные". И складской вилочный погрузчик, ввезенный обществом, однозначно подходит по наименованию под раздел VI "Погрузчики", классифицируемые по коду 8427 20. Более того, в 2016 году (до 13 июня 2018 года ) ссылка <6> Перечня действовала совсем в иной редакции и не содержала указания на необходимость применения наибольшего коэффициента, в ссылке <6> Перечня было указано: "Код классификации приведен в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Таможенный орган применяет коэффициенты того раздела перечня, который по мнению таможенного органа, содержит максимальную детализацию кода - 8427 20 190, а именно коэффициенты, установленные разделом "Машины и оборудование для лесного хозяйства" для погрузчиков лесоматериалов фронтальных.
При этом таможенный орган не учитывает тот факт, что наименование самоходного транспортного средства, ввезенного на территорию РФ ООО "ФЕЛИЗ" и его функциональное назначение не соответствует погрузчикам лесоматериалов, т.к. ввезен был складской вилочный погрузчик, который не предназначен для погрузки лесоматериалов. Ввезенный ООО "ФЕЛИЗ" самоходный складской вилочный погрузчик Toyota 5FGL15 не предназначен для погрузки лесоматериалов и классифицируется по коду ТН ВЭД 8427 20 190 9 ("Прочие"). Данный код принят таможенным органом, решение по классификации товара иным кодом ТН ВЭД таможней не принималось.
Соответственно, самоходный складской вилочный погрузчик не может быть отнесен к "погрузчикам лесоматериалов фронтальным", и применение в отношении данного погрузчика коэффициентов расчета утилизационного сбора, установленных разделом XI Перечня "Машины и оборудование для лесного хозяйства" является необоснованным.
Исходя из данных параметров, очевидно, что на утилизацию погрузчиков лесоматериалов необходимы большие финансовые затраты, чем на утилизацию небольшого складского вилочного погрузчика. При этом таможенным органом не приведено доводов относительного того, что при выборе большего коэффициента утилизационного сбора, установленного для погрузчиков лесоматериалов, для целей утилизации складского вилочного погрузчика, учитывают различия в затратах, о которых идет речь в пункта 5 статьи 24.1 Закона об обходах производства и потребления.
С учетом того, что ввезенный ООО "ФЕЛИЗ" складской вилочный погрузчик (код ТН ВЭД 8427 20 190 9) не относится к погрузчикам лесоматериалов (коды ТН ВЭД 8427 20 190 1 и 8427 20 190 2), при расчете утилизационного сбора в отношении данного погрузчика должны применяться коэффициенты увеличения базовой ставки, установленные разделом VI Перечня "Погрузчики" для остальных погрузчиков, классифицируемых по коду ТН ВЭД 8427 20. В соответствии с разделом VI Перечня "Погрузчики", к погрузчикам, классифицируемым кодом 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС, массой не более 4 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет применяется коэффициент 6.
Кроме того, обращает внимание суда на тот факт, что в июле 2019 года в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", утвержденный Постановлением Правительства РФ N 81 от 06.02.2016, внесены изменения, устраняющие неясность вопросе применения коэффициента расчета утилизационного сбора для складских вилочных погрузчиков. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2019 N 884 наименование раздела VI Перечня изменено на "Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)", что также свидетельствует о том, что изначальная воля законодателя была направлена на исчисление утилизационного сбора в отношении складских вилочных погрузчиков, классифицируемых по коду 8427 20, с применением коэффициентов, установленных разделом VI Перечня.
Таким образом, в связи с ввозом на территорию РФ по ДТ N 10702030/231216/0086822 самоходного складского вилочного погрузчика Toyota 5FGL15 подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 900 000 рублей.
Таможня также не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах жалобы указывает на то, что пункт 11(1) Постановления N 81 вступил в силу 13.06.2018 г. и не распространялся на правоотношения, возникшие при ввозе транспортных средств до 13.06.2018. Следовательно, исходя из пунктов 11, 13 Постановления N 81, расчет размера утилизационного сбора и применение коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора осуществляются на момент предоставления всех необходимых документов, проверки правильности исчисления утилизационного сбора и оформления ТПО таможенным органом.
В соответствии с пунктом 4.3.23 приказа ФТС России от 09.06.2014 N 1331 "Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации" датой поступления (предоставления) документа в таможенный орган является дата, проставленная в отметке о поступлении документа, т.е. дата входящего документа. Таким образом, при уплате утилизационного сбора должны применяться коэффициенты, действующие на день предоставления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 постановления Правительства N 81.
Также следует учесть, что документы, предусмотренные пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением N 81, в таможенный орган не предоставлялись, ООО "Фелиз" не уплачивались. Задолженность по спорным машинам выявлена таможенным органов. Для исчисления утилизационного сбора значение базовой ставки и коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора определялись на момент идентификации транспортных средств в качестве самоходных машин.
Поскольку проверку правильности исчисленного и уплаченного утилизационного сбора таможенный орган осуществляет именно на дату подачи соответствующего заявления о выдаче паспорта самоходной машины, то и применение базовой ставки осуществляется на дату представления расчета утилизационного сбора с заявлением о выдаче ПСМ.
В связи с тем, что ООО "Фелиз" не предоставил расчет утилизационного сбора, а также иные документы, установленные Постановлением N 81, таможенный орган самостоятельно произвел расчет подлежащего уплате утилизационного сбора. При этом применив базовую ставку и коэффициент на дату осуществления данного расчета на основании последней редакции Постановления N 81 от 31.05.2018, вступившей в силу 13.06.2018.
Данная позиция таможенного органа подтверждается выводами Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенными в постановлении от 29.11.2017 N ФОЗ-4410/2017.
Под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статья 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений, в данном случае, в свободное обращение). Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска бывшего в употреблении транспортного средства таможней в свободное обращение.
Исходя из приведенных положений Правил N 81 и статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи ПТС, а не наоборот; выдача таможенными органами ПТС на ввозимые на территорию Российской Федерации транспортные средства осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.
Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз такого транспортного средства на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора. Таким образом, положения таможенного законодательства не могут применяться к отношениям по уплате утилизационного сбора. При применении ставки расчета утилизационного сбора необходимо абстрагироваться от таможенного законодательства, а именно от понятия "декларирования, выпуска и т.д.", и рассматривать спорный вопрос исходя из требований Федерального закона N 89-ФЗ и Постановления N81.
Обращает внимание суда также на имеющуюся судебную практику по рассмотрению аналогичных споров: решения Арбитражного суда Приморского края по судебным делам N N А51-17408/2018, А51-24982/2018, А51-25128/2018, А51-29618/2018; постановления Пятого арбитражного апелляционного суда по судебным делам NN А51-10435/2017, NА51-1094/2018, определения Верховного Суда Российской Федерации по судебным делам NN А56-34173/2017, А56-31558/2017, А21-4241/2017, А50-29529/2016, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 по судебному делу N А 75-3951/2017.
Представители общества и таможни в судебном заседании поддержали доводы своих апелляционных жалоб, а также отзывов на них.
Из материалов дела следует, что ООО "Фелиз" на основании внешнеторгового контракта на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки CFR Владивосток ввез транспортное средство, которое было помещено под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10702030/231216/0086822.
В графе 31 указанной декларации был задекларирован товар: самоходный складской вилочный погрузчик TOYOTA,SFGL15, на колесном ходу, год выпуска: 1990, цвет: черно-оранжевый, номер рамы A5FGL18-42748, бензиновый двигатель, объем: 1486 куб.см.; мощн. 69 Л.С.,", в количестве 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8427201909.
В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, в отношении ООО "Фелиз" была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
В ходе контрольных мероприятий, было установлено, что Декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства не осуществлялась.
Письмом от 02.04.2019 N 25-35/13221 ООО "Фелиз" направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора до 26.04.2019 г.
В связи с неоплатой ООО "Фелиз" в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзывов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
В пункте 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора - это лица, которые: осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших данный сбор в нарушение установленного порядка его уплаты.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81).
Указанным Постановлением утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям пункта 3 Постановления N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В силу пункта 11 указанного раздела для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), соответствующие документы.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб.
Проверив расчет таможни, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общая сумма неуплаченного общества утилизационного сбора по спорной ДТ составляет 1 500 000 руб.
Довод жалобы о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению базовая ставка, действующая на день предоставления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 постановления Правительства N 81, но поскольку пункт 11(1) Постановления N 81 не распространялся на правоотношения 2016 года, то при обнаружении задолженности по спорным транспортным средствам направляется уведомление об уплате утилизационного сбора, рассчитанного по базовой ставке, действующей после 13.06.2018 года, согласно постановлению Правительства N 81, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации, согласно заявленной таможенной процедуры (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
В этой связи, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения.
В соответствии с пунктом 15(1) Постановления N 1291 в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
По смыслу норм Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311- ФЗ) правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону N311-ФЗ.
Судом установлено, что после установления факта неуплаты, таможней было составлено уведомление от 01.04.2019 об уплате утилизационного сбора и направлено обществу письмом от 02.04.2019 N 25-35/13221.
Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, требование об уплате таможенных платежей подлежит выставлению в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается по истечении 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации. Либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля - 01.04.2019 (дата составления уведомления).
Таким образом, исходя из названных норм права и официального разъяснения Постановления Пленума N 18 в их системном единстве и взаимосвязи следует, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения контроля, а требование об уплате таможенных платежей направлено на основании соответствующего решения с указанием сроков уплаты, то с заявлением о взыскании с декларанта сбора таможенный орган вправе обратиться в суд в пределах трехлетнего срока.
В данном случае таможенным органом соблюден указанный пресекательный срок.
Доводы общества о том, что он не получал уведомление об уплате, вследствие чего таможенный орган не вправе взыскивать утилизационный сбора, правомерно отклонен судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права и не соответствующие фактическим обстоятельствам. Как установлено судом, именно общество является лицом, ввезшим товар, соответственно, на нем лежит обязанность по исчислению и уплате указанного сбора.
Доводы жалобы общества о том, что в соответствии с разделом VI Перечня "Погрузчики", к погрузчикам, классифицируемым кодом 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС, массой не более 4 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет применяется коэффициент 6, судом апелляционной инстанции проверен и отклонен.
Как установлено судом, ООО "Фелиз" ввезена на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещена под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10702030/231216/0086822 самоходная машина, классифицируемая в подсубпозиции 8427201909 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно разделу XI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", "Машины и оборудование для лесного хозяйства. Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства", классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 ООО, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0, мощностью силовой установки менее 100 л.с, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора - 10.
Следовательно, исходя из базовой ставки и коэффициента сумма утилизационного сбора по задекларированному транспортному средству в ДТ N 10702030/231216/0086822 составила 1 725 000 руб.
Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства N 81.
13.06.2018 постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 639 внесены изменения в постановление Правительства N 81, согласно которому наименование раздела VI "Погрузчики" изменено на "Погрузчики фронтальные", а также добавлены примечания 4 и 6 к Перечню.
Согласно примечанию 4 к Перечню, основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
В отношении погрузчиков фронтальных, классифицируемых в субпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 842710, 842720, 842951, утилизационный сбор исчисляется по коэффициентам расчета, установленным разделом VI "Погрузчики фронтальные" Перечня.
В отношении погрузчиков лесоматериалов фронтальных и трелевочных тракторов (скиддеров) для лесного хозяйства, классифицируемых в подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0, утилизационный сбор исчисляется по коэффициентам расчета, установленным разделом XI. "Машины и оборудование для лесного хозяйства".
Как видно из материалов дела, задекларированные самоходные машины являются вилочными погрузчиками, классифицируемыми кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909. Данный код ТН ВЭД ЕАЭС указан в разделах VI "Погрузчики фронтальные" и XI "Машины и оборудование для лесного хозяйства" Перечня, при этом вилочный автопогрузчик не являются ни погрузчиком фронтальным, ни погрузчиком лесоматериалов фронтальным для лесного хозяйства.
Примечанием 6 к Перечню установлено, что в случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.
Исходя из изложенного утилизационный сбор в отношении вилочных погрузчиков должен исчисляться и уплачиваться по большему коэффициенту
расчета размера утилизационного сбора, установленному Перечнем для данного кода ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом вышеизложенного, доводы общества о неверности выводов суда первой инстанции в части правильности применения коэффициента подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
На основании вышеизложенного, коллегия апелляционной инстанции, с учетом положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации N 81 поддерживает вывод суда о необходимости частичного удовлетворения требования таможенного органа о взыскании с общества неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 500 000 руб.
Доводы таможни со ссылкой на иную судебную практику, апелляционной инстанцией не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
С учетом результатов рассмотрения настоящего спора, отнесение на общество обязанности по уплате государственной пошлины по заявлению соответствует положениям части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.08.2019 по делу N А51-10401/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10401/2019
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ФЕЛИЗ"