г. Москва |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А40-274712/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "ЛУКОЙЛРЕЗЕРВНЕФТЕПРОДУКТ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2019 года, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-274712/18, по исковому заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-РЕЗЕРВНЕФТЕПРОДУКТ" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛУКОЙЛРЕЗЕРВНЕФТЕПРОДУКТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании убытков, вызванные оплатой штрафа за превышение срока оборота арендованных цистерн в размере 365 850 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно условиям Государственного контракта N 146/Г-ПП-14 от 23.06.2014 на выполнение государственного оборонного заказа по поставкам горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей для Министерства обороны Российской Федерации, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ- Резервнефтепродукт" (Поставщик и/или Истец) и Министерством Обороны Российской Федерации (Заказчик и/или Ответчик), в июле 2014 года ООО "ЛУКОЙЛРезервнефтепродукт" отгрузило в арендованных вагоноцистернах нефтепродукты (Топливо дизельное) (грузоотправитель фЮО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез") в адрес грузополучателей Управления ракетного топлива и горючего Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны РФ. После слива вагоноцистерны были направлены грузополучателем на станцию приписки Зелецино Горьк. ж.д.
Согласно п. 2.1 Контракта Поставщик обязуется поставить Грузополучателям Товар в соответствии с требованиями и условиями, указанными Сторонами в Контракте, и прилагаемой Спецификацией к Контракту.
В соответствии с п. 2.2 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в адреса Грузополучателей на территории Российской Федерации и других государств, в соответствии с разнарядкой Заказчика.
Доставку товара Грузополучателю организует Поставщик.
В соответствии с п. 4.3 Контракта при поставке Товара могут использоваться собственные или арендованные цистерны Поставщика.
Заказчик обязуется обеспечить возврат порожних цистерн в сроки, установленные договорами на подачу (уборку) вагонов на подъездные пути Грузополучателей. В случае необходимости Заказчик предоставляет Поставщику копии вышеуказанных договоров, железнодорожных накладных и ведомостей подачи и уборки вагонов либо памяток приемосдатчика, свидетельствующих о времени поступления под слив и возврате цистерн.
На основании п. 2.1 Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70 технологические нормы на слив поданной партии цистерн не должно превышать 2 часа.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 Грузоотправителем рассчитана расчетная дата прибытия цистерн на станцию назначения по названной выше поставке.
Как указывает истец в иске, на основании имеющихся у ООО "ЛУКОЙЛРезервнефтепродукт" документов установлено, что Грузополучателем на станции назначения был допущен простой цистерн (N N Указаны в Реестре вагонов, использованных свыше установленного срока на станциях выгрузки).
Претензия N СЧ-02-818Р от 06.08.2018, предъявлена Заказчику в порядке перевыставления претензии ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"N 64-0-2595 от 25.02.2016.
Реестр вагонов, использованных свыше установленного срока на станциях выгрузки, составленный на основе данных из автоматизированной системы ОАО "РЖД" ЭТРАН содержат сведения о том, что цистерны направлены на возврат с нарушением срока на выгрузку (4 суток, согласно п. 3.3.4.1 Договора, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" и ООО "ЛУКОЙЛНижегороднефтеоргсинтез" (Грузоотправитель).
Указанная продукция для поставки по Спецификации к Госконтракту в июле 2014 года была приобретена ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" у своего Поставщика (ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез") по договору N ННОС 111094.
За сверхнормативный простой цистерн у Грузополучателя Грузоотправитель предъявил штраф ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" в размере 25 650 руб. (претензия N 64-0-2595 от 25.02.2016).
На Письмо N 04-1801Р от 09.08.2016 ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" адресованное в Министерства обороны РФ содержащее просьбу о предоставлении документов, возможно исключающих простой цистерн по вине Грузополучателя, представлены: ж.д. накладная на груженый рейс N Ф184270 и квитанция о приеме груза к перевозке N ЭП499642 (порожний рейс), которые полностью подтверждают данные, указанные Поставщиком (ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт") в Реестре по в/ц N 54028626, также представлена копия ж.д. накладной на груженый рейс N Ф184269/318 по ж.д. станции РАДА, которая также подтверждает данные, указанные Поставщиком.
ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" понесло убытки в результате действий Грузополучателей Министерства обороны РФ по несвоевременному возврату арендованных цистерн на сумму - 25 650 руб.
По остальным вагоноцистернам документы по состоянию на текущую дату Заказчиком так и не предоставлены.
Не располагая документами, подтверждающими отсутствие вины Грузополучателя в сверхнормативном простое цистерн ООО "ЛУКОЙЛРезервнефтепродукт" вынуждено было оплатить штраф за простой названных цистерн по вине Грузополучателя.
ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" оплатило сумму штрафа по претензии N 64-0-2595 от 25.02.2016 - оплата штрафа подтверждается платежным поручением N 5077 от 10.11.2016.
ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" понесло убытки в результате действий Грузополучателей Министерства обороны РФ по несвоевременному возврату арендованных цистерн на сумму -25 650 руб.
Претензия N СЧ-02-820Р от 06.08.2018, предъявлена Заказчику в порядке перевыставления претензии ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" N 64-0-2963 от 02.03.2016.
Реестр вагонов, использованных свыше установленного срока на станциях выгрузки, составленный на основе данных из автоматизированной системы ОАО "РЖД" ЭТРАН (копия прилагаются) содержат сведения о том, что цистерны направлены на возврат с нарушением срока на выгрузку (4 суток, согласно п. 3.3.4.1 Договора, заключенного между ООО "ЛУКОИЛ-Резервнефтепродукт" и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (Грузоотправитель).
Указанная продукция для поставки по Спецификации к Госконтракту в июле 2014 года была приобретена ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" у своего Поставщика (ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез") по договору N ННОС 111094.
За сверхнормативный простой цистерн у Грузополучателя Грузоотправитель предъявил штраф ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнсфтепродукт" в размере 340 200,00 (претензия N 64-0-2963 от 02.03.2016).
На Письмо N 04-1801Р от 09.08.2016 ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" адресованное в Министерства обороны РФ содержащее просьбу о предоставлении документов, возможно исключающих простой цистерн по вине Грузополучателя, Заказчиком представлена ж.д. накладная на груженый рейс N Ф184272.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Для возмещения убытков, лицо, требующее их возмещения, должно в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ доказать факт правонарушения, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков.
Из материалов дела следует, что между сторонами был заключен государственный контракт от 12.12.2014 г. N 14/Г-ПП-15, в соответствии с п. 2.1 которого, Поставщик обязуется в установленный контрактом срок поставить Заказчику товар в количестве, ассортименте соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом и спецификацией, путем его передачи Грузополучателю на условиях, установленных контрактом.
Во исполнение Контракта истцом были поставлены нефтепродукты для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из п. 6.4 Контракта Заказчик обязуется обеспечить возврат порожних цистерн (вагонов) в сроки, установленные договорами на подачу (уборку) вагонов на подъездные пути Грузополучателей.
Вместе с тем, Государственным контрактом от 12.12.2014 г. N 14/Г-ПП-15 не установлены сроки возврата Истцу порожних цистерн, а также не предусмотрены штрафные санкции за несвоевременный их возврат ни Истцу, ни третьим лицам. Таким образом, в любом случае, какие-либо сроки возврата цистерн, исходя из сроков приемки продукции, предусмотренные госконтрактом, ответчиком не пропущены.
Обязательство по возврату порожних цистерн Минобороны России выполнило в полном объеме в соответствии с условиями государственного контракта.
Поставляемый ответчику товар был приобретен истцом у ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" по договору поставки нефтепродуктов. Указанным контрагентом также была организована транспортировка нефтепродуктов Грузополучателю в железнодорожных вагонах.
В связи с выявленным сверхнормативным оборотом вагонов ООО "ЛУКОЙЛАЭРО" выставило ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" претензию на общую сумму 535 950 руб.
Грузополучатели не являются сторонами государственного контракта, заключенного между истцом и ответчиком, условий об ответственности Минобороны России за действия грузополучателей государственный контракт от 12.12.2014 г. N 14/Г-ПП-15 не содержит То обстоятельство, что поставка осуществлялась грузополучателям для нужд Минобороны России, не означает, что ответчик является лицом, ответственным за расходы, понесенные истцом при организации доставки товара во исполнение условий государственного контракта, поскольку отгрузка товара по разнарядке третьим лицам согласно ст. 509 ГК РФ является лишь способом надлежащего исполнения договора поставки, а не основанием субсидиарной или солидарной ответственности покупателя (государственного заказчика) за действия третьих лиц.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Минобороны России не является стороной по договорам, заключенным между истцом и ООО "ЛУКОЙЛАЭРО" и не может нести по ним ответственность.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих вину ответчика, как государственного заказчика в рамках его обязательств по названному договору в допущении сверхнормативного простоя вагонов на станции назначения.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2019 года по делу N А40-274712/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья В.Р. Валиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-274712/2018
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-РЕЗЕРВНЕФТЕПРОДУКТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ