г. Самара |
|
24 декабря 2019 г. |
А65-26609/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Драгоценновой И.С. и Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" - не явились,
от пристава-исполнителя Альметьевского районного ОСП Управления ФССП по РТ Мирсаяповой Виолетты Ильфатовны - не явились,
от МУП "Альметьевское троллейбусное управление" - не явились,
от УФССП по РТ - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2019 по делу N А65-26609/2019 (судья Хамитов З.Н.)
по заявлению МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района",
к судебному приставу-исполнителю Альметьевского районного ОСП Управления ФССП по РТ Мирсаяповой Виолетте Ильфатовне,
и к Управлению ФССП по РТ,
с участием третьего лица МУП "Альметьевское троллейбусное управление",
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Судебному приставу-исполнителю Альметьевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ Мирсаяповой Виолетте Ильфатовне, в котором просило о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и о наложении ареста на имущество. В качестве административного ответчика к участию в деле привлечено Управление ФССП по Республике Татарстан.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представители подателя жалобы, ответчиков и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В материалы дела поступило ходатайство Альметьевского районного ОСП Управления ФССП по РТ, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" без их участия и оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2019 по делу N А65-26609/2019 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27 августа 2019 года, заявителем по почте было получено постановление о возбуждении исполнительного производства от 13 августа 2019 года, в котором указано о возбуждении исполнительного производства N 89245\19\16016-ИП в отношении МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района", кроме того, 2 сентября 2019 года, судебным приставом исполнителем Мирсаяповой В.И., заявителю было вручена копия постановления о наложении ареста на имущество должника от 15 августа 2019 года.
Не согласившись с действиями судебного пристава-исполнителя районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ Мирсаяповой В.И., заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи, неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве), части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель как заинтересованное лицо (в данном случае - взыскатель, сторона исполнительного производства) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определена в качестве одного из принципов исполнительного производства (статья 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
Статьями 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
- предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
- рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.
Согласно ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 3 статьи 68, статьей 75 Закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Согласно части 1 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки: недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.12.2016 г. по делу N А65-9416/2016 Муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление" (ИНН 1644009639 ОГРН 1021601626144) признано несостоятельным (банкротом) и в его отношении открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника назначен Маврин Роман Викторович.
На основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N A65- 21288/2018 от 09.11.2018 г. в пользу заявителя - MУП "Альметьевское троллейбусное управление" было взыскано 55.000.000 (пятьдесят пять миллионов) рублей суммы вексельного долга и 200.000 руб. расходов по госпошлине с MУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района Республики Татарстан".
На основании решения, был выдан исполнительный лист ФС N 028469850 от 07.05.2019 г., который заявителем был предъявлен к исполнению в Альметьевский POCП УФССП по РТ.
23.07.2019 г. заявителем от ответчика было получено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 28.06.2019 г. на основании пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
08.08.2019 Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-22417/2019 постановление Судебного пристава-исполнителя Альметьевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ Мирсаяповой В.И. об отказе в возбуждении исполнительного производства от 28.06.2019 признано незаконным, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019, т.е. вступившим в законную силу.
В связи с признанием решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-22417/2019 вступившим в законную силу, действий судебного пристава - исполнителя по отказу в возбуждении исполнительного производства незаконными, 13.08.2019 ответчиком вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, а также 15.08.2019 года вынесено постановление о наложении ареста на имущество должника.
13.08.2019 в Альметьевском районном отделе судебных приставов в отношении МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" ИНН 1644059100 было возбуждено исполнительное производство N 89245/19/16016-ИП на основании исполнительного документа выданного АС РТ по делу N А65-21288/2018 о взыскании с МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" в пользу МУП "Альметьевское троллейбусное управление" ИНН 1644009639 денежных средств на сумму 55 200 000.00 (пятьдесят пять миллионов двести тысяч рублей).
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела А65-22417/2019 была дана оценка доводам заявителя о том, что взыскание с должника - "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района", имеющее организационно-правовую форму в виде Муниципального унитарного предприятия должно осуществляться за счет средств бюджета и должно быть исполнено Министерством финансов Российской Федерации, либо финансовым органом субъекта Российской Федерации, или муниципального образования, а не за счет средств самого юридического лица.
Муниципальное унитарное предприятие - это коммерческая организация, которая в соответствии с пунктом 6 статьи 113 ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, при этом собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции, о законности принятых приставом-исполнителем постановлений соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2019 по делу N А65-26609/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26609/2019
Истец: МУП "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района", г.Альметьевск
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Альметьевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ Мирсаяпова Виолетта Ильфатовна, г.Альметьевск, УФССП по РТ
Третье лицо: МУП "Альметьевское троллейбусное управление", г.Альметьевск, УФССП по РТ