г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А42-5549/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Минтюков А.А. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика (должника): Карышева Д.В. по доверенности от 25.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32895/2019) Министерства строительства и территориального развития Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.10.2019 по делу N А42-5549/2019 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению Министерства строительства и территориального развития Мурманской области
к ТСН "Заполярье"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (ИНН 5190127273, ОГРН 1045100171115; г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 2; далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении Товарищества собственников недвижимости "Заполярье" (ИНН 5190914640, ОГРН 1105190002444; г. Мурманск, ул. Юрия Гагарина, д. 41; далее - Товарищество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный объект (стоянка автомобилей) имеет признаки капитального строительства, в связи с чем отсутствие у Товарищества разрешения на его строительство образует событие административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Товарищества их отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Министерство поступило обращение Галаева Д.Ю., направленное Комитетом градостроительства и территориального развития с представлением Прокуратуры Мурманской области об устранении нарушений действующего законодательства от 29.10.2018 N 2541ж-2018.
В обращении содержались сведения о нарушении Товариществом при производстве работ по оборудованию автостоянок земельного и градостроительного законодательства, что повлекло за собой нарушение прав жильцов дома N 42/3 по улице Свердлова в городе Мурманске.
В ходе анализа представленных материалов выявлено, что Товарищество в период с 20.10.2017 по 28.01.2019 осуществляло строительство, реконструкцию объекта - стоянки на 19 машино-мест (по факту на 86 машино-мест, 2 площадки) с металлическим ограждением и установкой двух шлагбаумов, на земельном участке с кадастровым номером N 51:20:0003173:41, предоставленном под многоквартирные дома NN 33, 35, 37, 39, 41, расположенном по ул. Гагарина в г. Мурманске, без разрешения на строительство.
Министерство, придя к выводу, о том, что две открытые площадки у вышеуказанных домов по ул. Гагарина в г. Мурманске, огражденные и имеющие контроль въезда (выезда) в виде шлагбаума, являются стоянкой автомобилей, в связи с чем, усмотрев в действиях Товарищества нарушение части 2 статьи 51 ГрК РФ, составило в отношении Товарищества протокол об административном правонарушении от 13.05.2019 N 31/19, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Товарищества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет административную ответственность в виде штрафа или административного приостановления деятельности.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в совершении застройщиком (подрядчиком, субподрядчиком) действий по осуществлению строительства (реконструкции), ведении текущей деятельности по строительству (реконструкции) объекта при отсутствии разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что на основании решений собственников помещений в МКД N N 33-41 по ул. Гагарина в г. Мурманске от 21.10.2015, проведены работы по согласованию границ земельного участка, его межеванию и постановке на кадастровый учет. Земельный участок в установленном порядке отмежеван и поставлен на кадастровый учет; кадастровый номер земельного участка - 51:20:0003173:41, т.е. указанный земельный участок является общим имуществом собственников помещений в указанных МКД.
С учетом согласия собственников помещений МКД на производство благоустройства территории (в форме протоколов общих собраний собственников помещений) Товариществом получено разрешение Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска (далее - Комитет) от 20.10.2017 N 1920 на производство земляных работ по установке ограждения части придомовой территории МКД, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. Гагарина, NN 33, 35, 37, 39, 41. Также Товариществом получено разрешение Комитета (N 38о от 27.02.2018) на проведение земляных работ по установке двух шлагбаумов; результат работ принят Комитетом.
Согласно проекту благоустройства территории, установленное ограждение не граничит с земельными участками, на которых расположены иные многоквартирные дома, не входящие в состав товарищества.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции указал как на отсутствие в деле доказательств фактического осуществления Товариществом работ по строительству спорного объекта, так и отсутствие объективной стороны вмененного правонарушения, ввиду того, что возводимый объект не является объектом капитального строительства, а потому не требует получения разрешения на строительство.
Означенные выводы суда апелляционная инстанция признает обоснованными.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Часть 2 статьи 51 ГрК РФ предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Между тем, выдача разрешения на строительство по смыслу пункта 2 части 17 статьи 51 ГрК РФ не требуется при производстве работ по улучшению земельного участка посредством его замощения каким-либо покрытием в целях использования под автостоянку (определение Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 307-КГ18-17020).
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Мурманской области от 10.06.2016 N 285-ПП "Об утверждении перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Мурманской области", такое разрешение не требуется при строительстве, в том числе открытых стоянок автомобилей (до 10 машино-мест и площадью не более 500 кв.м).
Настаивая на том, что спорная площадка обладает признаками объекта капитального строительства, податель жалобы не представил соответствующие доказательства.
Обустройство в установленном порядке на придомовой территории спорных МКД (земельном участке с кадастровым номером N 51:20:0003173:41) ограждения, шлагбаумов, само по себе не является единственной и безусловной характеристикой, позволяющих идентифицировать данную территорию как сооружение объекта капитального строительства в смысле, придаваемом ГрК РФ.
Помимо этого, следует согласиться и с выводом суда в обжалуемом решении о том, что самостоятельная проверка Министерством не проводилась. В подтверждение совершения Товариществом вменяемого нарушения Министерство представило материалы проверочных мероприятий, проведенных Прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска (по обращениям).
Вместе с тем, согласно Актам Комитета от 01.08.2018 и от 24.09.2018, в ходе осмотра, проведенного должностными лицами Комитета, на территории земельного участка с кадастровым номером N 51:20:0003173:41, предоставленного под многоквартирные жилые дома NN 33, 35, 37, 39, 41 по ул. Гагарина, факт осуществления земляных работ не установлен.
Согласно разрешению на производство земляных работ N 1920 от 20.10.2017, определен вид работ - з.р. по установке ограждения, с указанием срока восстановления нарушенного благоустройства. Согласно разрешению на производство земляных работ N 38 от 27.02.2018, определен вид работ - земляные работы по установке двух шлагбаумов, с указанием срока восстановления нарушенного благоустройства.
В ходе осмотра прокурором округа установлено и отражено в акте проверки от 26.10.2018, что земельный участок с кадастровым номером N 51:20:0003173:41 огражден металлическим забором (за исключением участка в районе дома N 42/3 по ул. Свердлова (на линии прохождения ограждения размещено автотранспортное средство)). Территория оборудована двумя автоматическими шлагбаумами (открываются механизмом); свободный въезд на территорию земельного участка ограничен. На момент проверки земельный участок покрыт тонким слоем снега; по сведениям председателя правления ТСН "Заполярье" Лепановой Т.А. покрытие земельного участка - асфальтная крошка. Данное обстоятельство подтверждено Галаевой Е.В. В связи с наличием снега, наличие разметки не установлено. Огражденный земельный участок используется под стоянку автотранспортных средств; на момент проверки на земельном участке размещено 19 автомобилей.
Исследовав представленные в подтверждение факта совершения Товариществом вменяемого правонарушения вышеуказанные акты, суд первой инстанции обоснованно указал, что полной и достоверной информации об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу, означенные акты Комитета и акт проверки прокуратуры округа, а равно иные материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении N 31/19 от 13.05.2019 не содержит ссылок на доказательства, на основании которых должностным лицом Министерства сделан вывод о совершении Товариществом вменяемого противоправного деяния. Иных доказательств, подтверждающих вменяемое Товариществу нарушение, материалы дела не содержат.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае заявитель при производстве по делу об административном правонарушении не установил и не доказал юридические значимые обстоятельства (правовые и фактические основания), наличие которых позволяет применить к лицу инструменты публично-правового реагирования в виде административного наказания.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуально права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.10.2019 по делу N А42-5549/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5549/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЗАПОЛЯРЬЕ"