г. Вологда |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А52-1269/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Письменской О.В. по доверенности от 01.11.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской области в лице Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 16 октября 2019 года по делу N А52-1269/2019,
установил:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (адрес: 105005, Москва, переулок Посланников, дом 3, строение 5, этаж 1 офис 1; ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922; далее - Общество) обратилось с исковым заявлением к Псковской области в лице в лице Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (адрес: 180001, город Псков, улица Ленина, дом 6А; ОГРН 1056000309100, ИНН 6027087585; далее - Комитет) о взыскании за счет казны 1 852 328 руб. 37 коп. субсидий за период с 01.01.2016 по 30.06.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по тарифам и энергетике Псковской области и Комитет по финансам Псковской области.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 16 октября 2019 года по делу N А52-1269/2019 исковые требования удовлетворены.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что истцу отказано в предоставлении субсидии в связи с нарушением срока предоставления документов для получения субсидии за 1 и 2 кварталы 2016 года.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Комитет по финансам в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
От Комитета по тарифам отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От ООО "Атлант" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
На территориях военных городков расположены жилые многоквартирные дома, в отношении которых истец выступает в качестве ресурсоснабжающей организации, поставляющей тепловую энергию и горячее водоснабжение для нужд населения с ноября 2015 года и до 31 марта 2017 года.
Согласно учредительным документам АО "ГУ ЖКХ" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное предприятие "Водоканал" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2088 года N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.
Истец осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; удаление и очистка сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод; производство и распределение электроэнергии, передача электроэнергии и технологическое присоединение по распределительным электросетям, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, ремонт электрического оборудования, распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям; сбор, обработка и утилизация отходов; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений; электромонтажные работы, строительные специализированные работы и прочие работы; гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения газоснабжения.
Таким образом, у АО "ГУ ЖКХ", имеющего статус теплоснабжающей организации и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в результате деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации по обеспечению услуг по производству и передаче тепловой энергии, горячей воды для льготной категории потребителей (населения) возникают убытки в виде недополученных доходов.
В целях получения компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникших в результате установления льготных тарифов АО "ГУ ЖКХ" представило в адрес Комитета заявление от 28.03.2016 на предоставление из областного бюджета авансовой субсидии на 2016 год в сумме 2 180 622 руб. с приложением полного пакета документов.
Письмом от 18.07.2016 N 1470 в связи с не поступлением ответа от Комитета на поданное заявление в установленный в Постановлении Администрации Псковской области от 27.02.2015 N 90 "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов" (вместе с "Положением о порядке предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов") (далее - Положение) срок, истец просил в соответствии с подпунктом 2 пункта 17 указанного Положения направить в его адрес проект договора на выплату субсидии и разъяснить порядок предоставления данного договора.
Комитет на указанное письмо направил истцу 08.08.2016 ответ N СТ-09-1044 от 04.08.2016, в соответствии с которым указал, что лимиты средств на выплату субсидий в областном бюджете отсутствуют, в связи с чем не представляется возможным заключить договор на получение субсидии с АО "ГУ ЖКХ".
Письмом от 10.08.2016 N 1810 истец вновь обратился к ответчику с просьбой заключить договор на выплату субсидии в виде авансового платежа, указав, что перечень случаев для отказа в выплате субсидии перечислен в Положении, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Такого основания для отказа в выплате субсидии и в заключении договора, как отсутствие денежных средств в областном бюджете, Положение не содержит. В этой связи истец вновь попросил заключить с ним договор на выплату субсидии в виде авансового платежа на 2016 год.
В ответ на обращение от 10.08.2016 N 1810 Комитет направил в адрес истца письмом от 24.08.2016 не подписанный им проект договора на представление субсидии и указал, что поскольку в настоящее время лимиты средств областного бюджета на текущий год использованы в полном объеме, подписание договора не представляется возможным.
Письмом от 07.09.2016 N 2029 истец вновь обратился в Комитет с предложением заключить договор, направив проект договора на выплату субсидии, указав, что отсутствие финансирования не является основанием для отказа ему в выплате субсидии в виде авансового платежа.
Ответчик 16.09.2016 письмом уведомил истца о рассмотрении Администрацией Псковской области вопроса об увеличении лимитов областного бюджета на 2016 год на выплату субсидий на возмещение выпадающих доходов. После увеличения лимитов Комитетом будет подписан договор с указанием суммы субсидии, подтвержденной расчетами и направлен в адрес АО "ГУ ЖКХ" с последующим выделением денежных средств.
В последующем истец вновь обратился в Комитет с заявлениями N 2262 и N 2263 от 21.10.2016, в которых уже просил предоставить ему из областного бюджета субсидию в виде квартального платежа за истекшие 1 и 2 кварталы 2016 года, также с приложением полного пакета документов в соответствии с Положением.
Письмом от 21.11.2016 Комитетом в удовлетворении заявлений N 2262 и N 2263 от 21.10.2016 АО "ГУ ЖКХ" было отказано, поскольку они поданы с нарушением пункта 22 Порядка предоставления субсидий Положения.
Поскольку субсидия за 1 и 2 кварталы 2016 года в сумме 1 852 328 руб. 37 коп. до настоящего времени в полном объеме не произведена, АО "ГУ ЖКХ" в адрес Комитета были направлены претензии от 23.11.2016 N 2576 и от 13.01.2017 N 62 с предложением в кратчайший срок выплатить субсидию на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов. Указанные претензии получены ответчиком 23.11.2016 и 13.01.2017 и оставлены последним без удовлетворения.
В связи с отказом ответчика в выплате субсидии в период с 01.01.2016 по 30.06.2016, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим субъектом Российской Федерации.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинивший вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
В силу статьи 1069 ГК РФ внедоговорной вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны субъекта Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и, руководствуясь статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", приказами Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 02.12.2015 N 129-Т, от 02.12.2015 N 131-т, от 18.12.2015 N 157-т, от 03.12.2015 N 135-в, от 18.12.2015 N 159-в, правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", положениями закона Псковской области от 07.11.2014 N 1450-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение на территории Псковской области", Постановлением администрации Псковской области от 27.02.2015 N 90, которым утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Проанализировав положения, регламентирующие порядок выплаты субсидии в виде авансирования, а также представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец, обращаясь к ответчику с заявлением на предоставление авансовой субсидии на 2016 год, выполнил требования Положения от 27.02.2015 N 90, представив полный пакет документов.
Размер задолженности по субсидиям из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов предприятию за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 составляет 1 852 328 руб. 37 коп. к моменту рассмотрения дела.
Возражений по объему, размеру субсидии и ее обоснованности за спорный период лицами, участвующими в деле не заявлено. Напротив заключением Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 10.11.2016 N ТР/11-1254 и от 10.11.2016 N ТР/11-1255 о результатах проверки расчета субсидий за первый и второй кварталы 2016 года подтверждено, что расчет субсидии соответствует требованиям действующего законодательства и является обоснованным.
При таких обстоятельствах требование АО "ГУ ЖКХ" удовлетворено правомерно.
Отклоняя довод ответчика о пропуске истцом срока на подачу заявлений от 21.10.2016 о выплате субсидии в виде квартального платежа, суд первой инстанции правомерно указал, что данное обстоятельство не лишает истца права требовать в судебном порядке компенсацию ему выпадающих доходов на основании заявления от 28.03.2016, поданного им в Комитет своевременно.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 16 октября 2019 года по делу N А52-1269/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской области в лице Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1269/2019
Истец: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Псковская область в лице Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области
Третье лицо: Комитет по тарифам и энергетике Псковской области, Комитет по финансам Псковской области