25 декабря 2019 г. |
Дело N А84-3962/2019 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Карева А.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 октября 2019 года по делу N А84-3962/2019 (судья Минько О.В.), рассмотренному в порядке упрощённого производства, принятого по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) к Государственному казенному учреждению "Архив города Севастополя" о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (далее - Заявитель) (далее - УПФ в г. Севастополе) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Государственному казенному учреждению "Архив города Севастополя" (далее - Учреждение) о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 32 915,86 рулей.
Дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и 15 октября 2019 года по делу было принято решение путем подписания резолютивной части решения.
24 октября 2019 года суд изготовил мотивированное решение по делу.
Решением суда первой инстанции, требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), были удовлетворены частично; с Государственного казенного учреждения "Архив города Севастополя" в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) был взыскан ущерб, причиненный несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 6 779,69 руб.; в остальной части требований, было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.10.2019. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было вынесено с нарушением норм материального права, является незаконным и необоснованным. Также, УПФ в г. Севастополе сведения по форме СЗВ-М за июнь 2016 были представлены Учреждением 14.04.2017, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 были представлены 02.06.2017, за январь февраль 2017 представлены 20.11.2018, что повлекло излишнее начисление и выплату пенсии Ражик Галине Ивановне.
Государственное казенное учреждение "Архив города Севастополя" 09.12.2019 представило в дело отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, были размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
Рассматривая, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Ражик Галина Ивановна является получателем пенсии, что подтверждается представленными материалами. Из представленных Учреждением дополнительных сведений о застрахованном лице, 20.11.2018 Пенсионным фондом был выявлен факт излишней выплаты ей пенсии за период с июня 2016 по февраль 2017 в общей сумме 32915,86 руб.
По мнению Пенсионного фонда, переплата пенсии произошла по причине несвоевременного представления ответчиком сведений по форме СЗВ-М с июня 2016 по февраль 2017.
Пенсионный фонд в письме от 12.02.2019 N 13-22/2819 уведомил Учреждение о возникшем ущербе.
Поскольку действий по возмещению убытков не последовало, УПФ в г. Севастополе обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением, которое было частично удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за июнь 2016 года Учреждением должны были быть представлены Заявителю не позднее 10.07.2016, за июль 2016 - не позднее 10.08.2016, за август 2016 - не позднее 10.09.2016, за сентябрь 2016 - не позднее 10.10.2016, за октябрь 2016 - не позднее 10.11.2016, за ноябрь 2016 - не позднее 10.12.2016, за декабрь 2016 - не позднее 10.01.2017, за январь 2017 - не позднее 10.02.2017, за февраль 2017 - не позднее 10.03.2017.
В обоснование заявленных требований Пенсионный фонд указал, что Общество несвоевременно представило сведения по форме СЗВ-М за указанные периоды; так за июнь 2016 фактически предоставило 14.04.2017, за июль - декабрь 2016-02.06.2017, за январь, февраль 2017-20.11.2018.
Несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату Ражик Г.И. пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба у Пенсионного фонда.
При этом, Учреждение не оспаривало, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 по апрель 2017, не были представлены в указанные выше сроки.
В свою очередь, представленными в дело протоколами входного контроля подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М с мая 2017 представлялись в Пенсионный фонд своевременно.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Соответственно, следует признать факт того, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы, было возложено на Пенсионный фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователю.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона N 400, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В части 10 статьи 26.1 Закона N 400 указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Как верно отметил суд первой инстанции, в данном случае удержание не производится по причине отсутствия вины со стороны пенсионера.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н были утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N 885н).
Правилами N 885н установлено, что выплата неработающим пенсионерам индексации, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время.
Соответственно, следует признать факт того, что вина Учреждения имеется только в причинении ущерба за указанные выше периоды, поскольку уже следующие сведения по форме СЗВ-М, были предоставлены истцу в установленный срок и в них уже было указано, что Ражик Г.И. осуществляла работу.
В свою очередь, последующие сведения по форме СЗВ-М также представлены ответчиком в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ.
Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании полученных сведений по форме СЗВ-М за май 2017 года, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии.
Таким образом, учитывая, что Пенсионным фондом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, основания для удовлетворения иска в полном объеме, не имеется. В этой связи, следует признать, что суд первой инстанции обоснованно, лишь частично удовлетворил требования Пенсионного фонда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 октября 2019 года по делу N А84-3962/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3962/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе межрайонное
Третье лицо: Государственное казенное учреждение "Архив города Севастополя"