г. Хабаровск |
|
26 декабря 2019 г. |
А73-12680/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Швец Е.А., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кильдюшевской Д.А.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу: представителя Самойловой О.А. по доверенности от 19.04.2019 N 28 (сроком по 31.12.2019);
от общества с ограниченной ответственностью "Опт Алко": представителя Окунева А.Ю. по доверенности от 20.11.2019 (сроком по 31.12.2019);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опт Алко"
на решение от 15.10.2019
по делу N А73-12680/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Опт Алко" к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО; Управление; административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Опт Алко" (далее - ООО "Опт Алко"; общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.10.2019 ООО "Опт Алко" привлечено к административной ответственности, по указанной норме права, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 75000 рублей в доход федерального бюджета.
Суд установил, что общество в период с 22.09.2018 по 19.12.2018 осуществило поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Пять звезд и Компания" с грубым нарушением лицензионных требований - подпункта 4 пункта 3.1 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) (общество осуществило поставку алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 % в адрес организации, имеющей лицензию на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции), но учел сложное финансовое положение общества, и то, что оно является субъектом малого предпринимательства, и применил положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ (снизил штраф до 75000 руб.).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Заявитель жалобы утверждает следующее: в судебном акте не указано, на каком основании действия общества по поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Пять звезд и Компания" были квалифицированы как поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии, так как Федеральный закон N 171-ФЗ не содержит в себе такого отдельного вида деятельности, подлежащей лицензированию, как "розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% готовой продукции"; указание в бланке лицензии фразы об ограничении по содержанию этилового спирта не более 16,5% готовой продукции, не предусмотрено пунктом 19 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ; отсутствует событие вменяемого обществу правонарушения.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, административный орган не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Опт Алко", расположенное по адресу: 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Производственный, д. 1, кв. 10, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1162724090924, ИНН 2724217964, и имеет лицензию от 11.12.2018 N 27ЗАП0008294 на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 17.08.2022.
Должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО "Опт Алко" в период с 22.09.2018 по 19.12.2018 осуществило поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Пять звезд" и Компания" с грубым нарушением лицензионных условий и требований, а именно: осуществило поставки алкогольной продукции по кодам вида: 200 (водка), 229 (коньяк и арманьяк, реализуемые в бутылках), 236 (ромы), 237 (виски), 280 (другие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25%) с содержанием этилового спирта 40% в адрес указанной организации по месту нахождения обособленного подразделения: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Воронежская, д. 19, кафе в гостинице.
При этом в лицензии ООО "Пять звезд" и Компания" номер бланка ХБ 0007706 N 27РПО0001014 от 18.12.2017, выданной Комитетом потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края, сроком действия до 20.12.2018, по вышеуказанному месту нахождения обособленного подразделения организации имелось ограничение в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции.
Поставки алкогольной продукции осуществлялись ООО "Опт Алко" в адрес ООО "Пять звезд и Компания" по следующим товарно-транспортным накладным (далее - ТТН):
дата |
номер |
Дата получения алкогольной продукции, указанная в транспортном разделе ТТН |
15.11.2018 |
ПОБ00011959 |
15.11.2018 10:50 |
16.11.2018 |
ПОБ00012140 |
16.11.2018 10:30 |
16.11.2018 |
ПОБ00012141 |
16.11.2018 10:40 |
22.09.2018 |
ПОБ00008053 |
22.09.2018 13:30 |
22.09.2018 |
ПОБ00008054 |
22.09.2018 13:30 |
04.10.2018 |
ПОБ00008891 |
04.10.2018 10:20 |
11.10.2018 |
ПОБ00009322 |
11.10.2018 10:10 |
31.10.2018 |
ПОБ00010791 |
31.10.2018 12:30 |
01.11.2018 |
ПОБ00010875 |
01.11.2018 16:35 |
03.11.2018 |
ПОБ00011077 |
03.11.2018 12:30 |
07.11.2018 |
ПОБ00011329 |
07.11.2018 10:40 |
07.11.2018 |
ПОБ00011330 |
07.11.2018 10:20 |
13.11.2018 |
ПОБ00011659 |
13.11.2018 11:10 |
28.11.2018 |
ПОБ00012879 |
28.11.2018 14:20 |
28.11.2018 |
ПОБ00012938 |
28.11.2018 14:30 |
11.12.2018 |
ПОБ00013955 |
11.12.2018 10:30 |
13.12.2018 |
ПОБ00014220 |
13.12.2018 11:20 |
14.12.2018 |
ПОБ00014403 |
14.12.2018 10:30 |
19.12.2018 |
ПОБ00014767 |
19.12.2018 15:30 |
Таким образом, ООО "Опт Алко", осуществляя оборот (поставки) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5% в адрес организации, имеющей лицензию на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции, нарушило требования подпункта 4 пункта 3.1 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Указанные действия ООО "Опт Алко" квалифицированы административным органом по ч. 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
10.06.2019 должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО в отношении ООО "Опт Алко", в отсутствие законного представителя общества, составлен протокол N у7-ап295/10 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено по юридическому адресу ООО "Опт Алко" заказным письмом N 80083635966374, полученным адресатом 28.05.2019.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области; действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями; производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, их хранение, поставки и розничную продажу вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители (положения статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ).
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (положения статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
В лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма лицензиата, место его нахождения, адрес его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи; в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания также указываются значения координат стационарного торгового объекта или стационарного объекта общественного питания; указанный перечень сведений является исчерпывающим (пункт 19 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещено производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171- ФЗ, основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции лицу, не имеющему предусмотренных настоящим Федеральным законом лицензий.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Федерального закона N 171-ФЗ несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (положения статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются: поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления (примечание к статье 14.17 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что общество 22.09.2018, 04.10.2018, 11.10.2018, 31.10.2018, 01.11.2018, 03.11.2018, 07.11.2018, 13.11.2018, 15.11.2018, 16.11.2018, 28.11.2018, 11.12.2018, 13.12.2018, 14.12.2018, 19.12.2018 по товарно-транспортным накладным, указанным в приведенной выше таблице, осуществило поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Пять звезд" и Компания" с грубым нарушением лицензионных условий и требований, а именно, осуществило поставки в адрес указанной организации, не имеющей соответствующей лицензии.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, ООО "Опт Алко", осуществляя оборот (поставку) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5%, в адрес организации, имеющей лицензию на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, нарушило требования подпункта 4 пункта 3.1 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
Обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 10.06.2019 N у7-ап295/10, копиями товарно-транспортных накладных, копией лицензии ООО "Пять звезд" и Компания" N ХБ 0007706 от 18.12.2017, иными материалами дела, а также пояснениями лиц, участвующих в деле.
Таким образом, в рассматриваемом случае, нашел подтверждение факт осуществления ООО "Опт Алко" поставки в адрес организаций, не имеющих соответствующих лицензий, в связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) общества события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
По правилам статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае доказательств того, что общество приняло все меры для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, не истек.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, не установлено, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Руководствуясь выше установленным, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовых оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения, в данном случае, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие угрозы причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, решая вопрос о назначении меры ответственности, суд первой инстанции принял во внимание: сложное финансовое положение организации (бухгалтерский баланс на 31.07.2019, отчет о финансовых результатах за январь - июль 2019 года, сведения об открытых банковских счетах налогоплательщика, справки банков об остатках денежных средств на счетах организации); то, что общество является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие), и правомерно посчитал возможным применить к юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного для юридических лиц санкцией части 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 октября 2019 года по делу N А73-12680/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12680/2019
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Дальневосточному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования Дальневосточному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Опт Алко"