г. Хабаровск |
|
26 декабря 2019 г. |
А73-9026/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края: Баженов Е.В. по доверенности от 04.07.2019;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Оттева В.Г. по доверенности от 14.03.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс": Лесь-Нелина О.С. по доверенности от 11.10.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания": Лесь0-Нелина О.С. по доверенности от 22.10.2019, Глазко Н.В. по доверенности от 01.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для суда первой инстанции,
дело N А73-9026/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным предупреждения от 07.03.2019 N 8/167,
третьи лица: прокуратура Комсомольского района Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стрежень", общество с ограниченной ответственностью "Тепловик +", общество с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", общество с ограниченной ответственностью "ЖилТЭК", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания",
установил:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) из прокуратуры Комсомольского района (далее - прокуратура) поступила информация о предоставлении администрацией Комсомольского района (далее - Администрация) хозяйствующим субъектам объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (комплекса жилищно-коммунального имущества) Комсомольского муниципального района.
В ходе проведенной проверки антимонопольным органом установлено, что Администрацией были переданы объекты коммунальной инфраструктуры обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стрежень" (далее - ООО "Управляющая компания "Стрежень"), обществу с ограниченной ответственностью "Тепловик +" (далее - ООО "Тепловик +"), обществу с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" (далее - ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс"), обществу с ограниченной ответственностью "ЖилТЭК" (далее - ООО "ЖилТЭК"), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - ООО "Управляющая компания") по договорам аренды.
С ООО "ЖилТЭК" заключены договоры аренды муниципального имущества:
- от 31.03.2014 N 2/2015 со сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2018, тепловая сеть протяженностью 3 931 п. м, год ввода в эксплуатацию - 1999 г.;
- от 31.03.2014 N 1/2015 со сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2018, здание котельной площадью 8 053 кв. м, большая часть имущества с годом ввода в эксплуатацию более 5 лет.
С ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" заключены договоры аренды муниципального имущества:
- от 01.06.2013 N 5 (водопроводная сеть, канализационная сеть, тепловая трасса, водозабор, котельная) со сроком действия с 01.07.2013 по 01.09.2016;
- от 26.03.2014 N 44/1 (тепловая трасса, год ввода в эксплуатацию - 1977), со сроком действия с 01.01.2015 по 30.12.2015;
- от 30.12.2014 N 1-2015 (котельная, бойлерная, насосные станции, тепловая трасса, сооружение тепловая трасса гараж площадью 182,1 кв. м, расположенный в п. Хурба, 32, 1 этаж), дата ввода в эксплуатацию в договоре не указана, срок действия договора - с 01.01.2015 по 31.12.2018;
- от 01.07.2013 N 9 (газовая котельная в п. Ягодный), срок действия договора с 01.07.2013 по 01.07.2018.
С ООО "Тепловик+" заключены следующие договоры аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры:
- от 23.05.2014 N 10 - здание котельной, склад горючих и смазочных материалов площадью 16,3 кв. м, тепловая трасса протяженностью 74,27 п. м, год ввода в эксплуатацию - 2009 г., срок действия договора - до 30.12.2015;
- от 31.12.2014 N 11 - модуль котельная площадью 57,6 кв. м, год ввода в эксплуатацию - 2013 г., срок действия договора с 01.01.2016 по 31.12.2018;
- от 23.05.2014 N 13 (здание котельной площадью 101,8 кв. м, 2007 года постройки), срок действия договора - с 01.01.2016 по 31.12.2018;
- от 23.05.2014 N 14 (здание котельной площадью 149,8 кв. м, склад топлива площадью 14,8 кв. м, 2006 года постройки, срок действия договора с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В связи с прекращением срока действия указанных договоров Администрацией в 2018 году заключены новые договоры аренды в отношении муниципального имущества коммунальной инфраструктуры.
Постановлением от 13.11.2018 N 1 310 Администрацией Комсомольского муниципального района предоставлена ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, распложенные в селе Нижние Халбы, в п. Ягодный, в п. Уктур, в п. Молодежный, в с. Хурба.
В отношении муниципального имущества Администрацией с обществом заключены договоры аренды от 13.11.2018 N 5-1 (водоснабжение и водоотведение п. Уктур), N 5-2 (с. Нижнетамбовское, Нижние Халбы), N 5-3 (п. Хурба, Молодежный), N 5-4 (п. Ягодный).
Постановлением от 23.10.2018 N 1218 Администрацией предоставлена ООО "ЖКУ N 2" муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, расположенного в с. Селихино.
Сторонами заключен 23.10.2018 договор аренды N 4 муниципального имущества.
Постановлением от 14.09.2018 N 1029 Администрацией предоставлена ООО "Тепловик+" муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества коммунального назначения, расположенного в с. Бельго, Боктор, с. Верхняя Эконь, п. Галичный, с. Даппы, с. Нижнетамбовское.
Сторонами заключен договор аренды муниципального имущества от 14.09.2018 N 1.
Постановлением от 13.11.2018 N 1311 администрацией Комсомольского муниципального района ООО "Управляющая компания" предоставлена муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества коммунального назначения (теплоснабжение), расположенного в с. Новый мир, имущества водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, расположенного в с. Пивань.
Сторонами заключен 13.11.2018 договор аренды N 3 муниципального имущества.
Постановлением от 14.09.2018 N 1030 Администрацией предоставлена ООО "ЖилТЭК" муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества коммунального назначения (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение), расположенного в п. Снежный, Гурское.
Сторонами 14.09.2018 заключен договор N 2 аренды муниципального имущества.
Постановлением от 14.09.2018 N 1031 Администрацией предоставлена ООО "Управляющая компания "Стрежень" муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества коммунального назначения.
Сторонами 14.09.2018 заключен договор N 6 аренды муниципального имущества (водоотведение в п. Снежный).
Договоры прошли государственную регистрацию в 2018 году после их заключения.
По итогам проведенное проверки УФАС по Хабаровскому краю в адрес Администрации Комсомольского района вынесено предупреждение от 07.03.2019 N 8/1672 о прекращении действия (бездействия), об изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, в связи с наличием в действиях Администрации Комсомольского района признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившихся в передаче ООО "ЖилТэк", ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", ООО "Тепловик+", ООО "ЖКУ N 2", ООО "Управляющая компания "Стрежень" по указанным договорам аренды муниципального имущества теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ выдано предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по изъятию муниципального имущества из пользования ООО "ЖилТэк", ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", ООО "Тепловик+", ООО "ЖКУ N 2", ООО "Управляющая компания "Стрежень", расторжению договоров аренды от 13.11.2018 NN 5-1, 5-2, 5-3, 5-4, от 13.11.2018 N 3, от 14.09.2018 N 1, 2, 6, от 23.10.2018 N 4, отмены постановлений Администрации от 14.09.2018 N 1029, от 14.09.2018 N 1030, от 14.09.2018 N 1031, от 23.10.2018 N 1218, от 13.11.2018 N 1311, в срок до 31.05.2019.
Не согласившись с предупреждением антимонопольного органа, Администрация района обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать такое предупреждение незаконным.
Судом заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-9026/2019.
Определением от 13.06.2019 суд по ходатайству Администрации принял обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого предупреждения до вступления в законную силу решения по делу N А73-9026/2019.
Определением от 08.07.2019 суд привлек ООО "ЖилТэк", ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", ООО "Тепловик+", ООО "Управляющая компания "Стрежень", прокуратуру к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, удовлетворено ходатайство Администрации о принятии обеспечительных мер - приостановлено действие оспариваемого предупреждения от 07.03.2019 N 8/1672 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73- 9026/2019.
Решением суда от 05.08.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
По мнению Администрации, решение от 05.08.2019 принято судом без учета положений Федеральных законов от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Комсомольском муниципальном районе на 2019-2030 годы" (утв. Постановлением Администрации от 14.05.2018 N 476), Порядка оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Комсомольском муниципальном районе (утв. Постановлением Администрации от 26.01.2015 N 43), предоставленных преференций, а также того обстоятельства, что имущество фактически не выбывало.
Определением от 04.10.2019 Шестой арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу к производству.
Определением от 28.10.2019 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к производству апелляционную жалобу лица, не участвовавшего в деле - ООО "Управляющая компания".
Указанный апеллянт просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Администрацией требований, при этом сослался на неправильное применение судом норм материального права, кроме этого привел следующие доводы, свидетельствующие о принятии решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле:
- суд указал в решении, что постановлением от 13.11.2018 N 1311 администрацией Комсомольского муниципального района ООО "Управляющая компания "Стрежень" предоставлена муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества коммунального назначения (теплоснабжение), расположенного в с. Новый мир, имущества водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, расположенного в с. Пивань. Сторонами заключен 13.11.2018 договор аренды N 3 муниципального имущества;
- на самом деле из постановления от 13.11.2018 N 1311 и договора от 13.11.2018 N 3 аренды муниципального имущества следует, что преференция предоставлялась не ООО "Управляющая компания "Стрежень", а заявителю апелляционной жалобы, договор заключался не с ООО "Управляющая компания "Стрежень", а с ООО "Управляющая компания";
- оспариваемым предупреждением от 07.03.2019 N 8/1672 Управлением Администрации указано на необходимость совершения действий по изъятию муниципального имущества из пользования третьих лиц, а также по расторжению договоров аренды муниципального имущества, в том числе договора от 13.11.2018 N 3, стороной которого является апеллянт, отмены постановлений Администрации, в том числе постановления от 13.11.2018 N 1311;
- таким образом, суд принял решение о правах и обязанностях ООО "Управляющая компания", не привлеченного к участию в деле (п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
В судебном заседании 31.10.2019 Шестой арбитражный апелляционный суд проверил вышеуказанные доводы ООО "Управляющая компания", пришел к выводу об их обоснованности, что свидетельствует о принятии судом первой инстанции судебного акта о правах и обязанностях ООО "Управляющая компания", не привлеченного к участию в деле. Установив наличие безусловных оснований для отмены решения, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, определением от 31.10.2019 Шестой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А73-9026/2019 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек ООО "Управляющая компания" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании.
Определением суда от 23.12.2019 произведена замена судей первоначального состава суда.
В судебном заседании при рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции представитель Администрации поддержал заявленное в деле требование, представители ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" и ООО "Управляющая компания" поддержали доводы и требования заявителя.
Помимо прочего представители Администрации и обществ указали на то обстоятельство, что оспариваемое постановление направлено на расторжение договоров не только в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, но и электроснабжения. По мнению вышеназванных лиц, действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления только за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Представитель антимонопольного органа не согласился с поданным в деле заявлением, доводами администрации и выступивших на ее стороне третьих лиц, поддержал доводы отзыва на заявление и на апелляционные жалобы, пояснил, что оспариваемое предупреждение не направлено на расторжение договоров аренды объектов электроснабжения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не направили своих представителей, не изменили ранее заявленных в деле позиций, согласно которым общества выступили на стороне Администрации, прокуратура - на стороне УФАС по Хабаровскому краю.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Понятие государственной или муниципальной преференции дано в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой определено, что таковой является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Статьей 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что не является государственной или муниципальной преференцией закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании статей 215, 216 ГК РФ собственник правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296).
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
С даты официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральными законами от 27.10.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Предусмотренные указанными законами требования по передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также содержащиеся в статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" требования, регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Целями указанных ограничений являются эффективное распоряжение государственной и муниципальной собственностью, получение публичным образованием равноценного, экономически обоснованного, рыночного вознаграждения за передачу прав владения и пользования государственным (муниципальным) имуществом, недопущение ограничения конкуренции и коррупционных злоупотреблений.
Согласно статье 41.1 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", договор аренды систем и (или) объектов (централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 41.1 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Частью 1 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 2 ст. 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 ст. 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении")
Из части 5 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные договоры аренды от 13.11.2018 N N 5-1, 5-2, 5-3,5-4, от 13.11.2018 N 3, от 14.09.2018 N 1, 2, 6, от 23.10.2018 N 4 заключены Администрацией с обществами без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с муниципальной программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Комсомольском муниципальном районе на 2019-2030 годы", утвержденной постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 14.05.2018 N 476, Порядком оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Комсомольском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации от 26.01.2015 N 43.
Общества (третьи лица в деле) не являются муниципальными предприятиями и учреждениями, а поскольку дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, год постройки части объектов водоснабжения и водоотведения (за исключением имущества энергоснабжения), переданных по указанным договорам аренды от 13.11.2018 N N 5-1, 5-2, 5-3,5-4, от 13.11.2018 N 3, от 14.09.2018 N 1, 2, 6, от 23.10.2018 N 4 превышает 5 лет, указанные объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения не могли быть переданы в пользование по договорам аренды без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении таких объектов.
Доводы Администрации и выступивших на его стороне третьих лиц (обществ) об отсутствии запрета на передачу муниципальных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения во владение и пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления обществам с ограниченной ответственностью (организациям, не являющимся муниципальными предприятиями и учреждениями) подлежат отклонению, как противоречащие статьям 215, 216, 294, 295 ГК РФ.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В данной связи предоставление Администрацией района ООО "ЖилТэк", ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", ООО "Тепловик+", ООО "ЖКУ N 2", ООО "Управляющая компания "Стрежень", ООО "Управляющая компания" муниципального имущества в соответствии с постановлениями администрации от 14.09.2018 N 1029, от 14.09.2018 N 1030, от 14.09.2018 N 1031, от 23.10.2018 N 1218, от 13.11.2018 N 1311, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов муниципальной собственности.
Статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Учитывая вышеизложенное, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к выводам:
- Хабаровским УФАС России правомерно выдано предупреждение от 07.03.2019 N 8/1672 о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по изъятию муниципального имущества из пользования обществ, расторжению договоров аренды и отмены соответствующих постановлений Администрации района о предоставлении преференций;
- оспариваемое предупреждение соответствует действующему законодательству и права Администрации района в осуществлении экономической деятельности не нарушает, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования;
- само по себе отсутствие на странице 6 оспариваемого предупреждения указания на ООО "Управляющая компания" не свидетельствует о незаконности предупреждения.
Довод Администрации и третьих лиц о незаконности предупреждения вследствие включения в договоры аренды объектов электроснабжения подлежит отклонению. Из буквального толкования оспариваемого предупреждения и пояснений Хабаровским УФАС России следует, что предупреждение не направлено на расторжение договоров аренды объектов снабжения электрической энергией и соответствующих постановлений в части электроснабжения.
Таким образом, заявление по делу не подлежит удовлетворению.
Абзацем вторым части 6.1 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что в случае перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Обеспечительные меры, принятые определением от 13.06.2019 по делу N А73-9026/2019 Арбитражного суда Хабаровского края, подлежат отмене на основании части 6 ст. 96 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
отменить решение от 05.08.2019 по делу N А73-9026/2019 Арбитражного суда Хабаровского края.
Отказать в удовлетворении заявления.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 13.06.2019 по делу N А73-9026/2019 Арбитражного суда Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9026/2019
Истец: Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края, ООО "ЖилТЭК", ООО "Тепловик+", ООО "Управляющая компания "Стрежень", ООО "Управляющая компания", ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", Прокуратура Комсомольского района Хабаровского края