город Омск |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А70-4315/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11906/2019) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (Межрайонное) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22 июля 2019 года по делу N А70-4315/2019 (судья Вебер Л.Е.), по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (Межрайонное) (ОГРН 1167232080993) к обществу с ограниченной ответственностью Юридическая Фирма "Маат" (ОГРН 1077203000984) о взыскании 15 071 руб. 07 коп.,
при отсутствии лиц, участвующих в деле,
установил:
государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (Межрайонное) (далее - УПФР в Тюменском районе, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Юридической Фирме "Маат" (далее - ООО ЮФ "Маат", общество, ответчик) о взыскании 15 071 руб. 07 коп. ущерба, возникшего в связи с несвоевременным предоставлением индивидуальных сведений и последующей выплатой Муначеву Рафхальту Фаттаховичу и Муначевой Рабиги Мухлитдиновне пенсии без учета факта их работы в завышенном размере за май, июнь, июль, август 2018 года.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2019 по делу N А70-4315/2019 исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу учреждения взыскано 3 667 руб. 44 коп.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года общество в установленный действующим законодательством срок до 15.06.2018 не представило, следовательно, июнь 2018 года является месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения об отсутствии факта работы Мунчаева Р.Ф., Мунчаевой Р.М., в связи с чем пенсия в августе 2018 года выплачена в повышенном размере; поскольку о факте работы указанных лиц в мае 2018 года учреждение узнало в июле 2018 года, УПФР в Тюменском районе принято решение о прекращении индексации пенсии в августе, соответственно, выплата в повышенном размере прекращена с сентября 2018 года. По мнению апеллянта, ущерб подлежит взысканию с общества, поскольку именно его бездействие как работодателя повлекло правовые последствия в виде незаконной выплаты пенсии в повышенном размере.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО ЮФ "Маат" в срок до 15.06.2018 не были предоставлены сведения о работе по форме СЗВ-М за отчетный период май 2018 года на застрахованных лиц, Муначева Р.Ф., Муначевой Р.М., в связи с чем сведения, первоначально представленные обществом, свидетельствовали об увольнении данных застрахованных лиц.
Вследствие данных обстоятельств УПФР в Тюменском районе вынесено распоряжение о перерасчете данным застрахованным лицам размера пенсии с 01.05.2018.
Впоследствии 13.07.2018 сведения о работе Муначева Р.Ф., Муначевой Р.М. в мае 2018 года представлены в составе сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года.
Учреждением выявлены факты излишней выплаты пенсии сотрудникам ответчика Муначеву Р.Ф., Муначевой Р.М. за период с 01.05.2018 по 31.08.2018 (протоколы N N 540, 542 от 19.10.2018).
Как указывает истец, в связи с непредставлением страхователем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года размер выплаченной Муначеву Р.Ф. пенсии за май-июль 2018 года составил 16 304 руб. 96 коп., за август 2018 года. - 16 416 руб. 52 коп., при этом при условии своевременного представления страхователем сведений размер пенсии указанного застрахованного лица с мая по август 2018 года составил бы 14305 руб. 15 коп.; в связи с непредставлением страхователем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года размер выплаченной Муначевой P.M. пенсии за май-июль 2018 года составил 14 024 руб. 79 коп.., за август 2018 года - 14 114 руб. 02 коп., при этом при условии своевременного представления страхователем сведений размер пенсии Муначевой Р.Ф. с мая по август 2018 года составил бы 12 307 руб. 03 коп. Таким образом, по расчетам учреждения, ущерб в связи с выплатой Муначеву Р.Ф. пенсии без учета факта его работы в завышенном размере за май-август 2018 года составил 8110 руб. 80 коп., в связи с выплатой Муначевой P.M. пенсии без учета факта ее работы в завышенном размере за май-август 2018 года - 6 960 руб. 27 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец направил в адрес ответчика письмо N 09/7634 от 24.12.2018 с просьбой в досудебном порядке возвратить сумму переплаты.
ООО ЮФ "Маат" согласилось вернуть сумму переплаты только за один месяц - за май 2018 года (письмо N 11 от 18.01.2019).
Поскольку требования претензии учреждения оставлены обществом без исполнения, УПФР в Тюменском районе обратилось в суд с настоящим иском.
Частичное удовлетворение исковых требований явилось причиной для подачи истцом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой апелляционный суд учел следующее.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Одним из способов защиты гражданским прав в соответствии со статьей 12 ГК РФ является возмещение убытков.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков, наряду с положениями статьи 15 ГК РФ, определяется нормами главы 59 ГК РФ, закрепляющей в статье 1064 общее правило, согласно которому в этих случаях вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 упомянутой статьи).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 1, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Из материалов дела следует, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года ООО ЮФ "Маат" в сроки, установленные действующим законодательством, не представило.
Вместе с тем, данные сведения за июнь-августа 2018 года предоставлялись обществом своевременно, что подтверждается бланками форм СЗВ-М и отметками УПФР в Тюменском районе о их получении (л.д. 42-44).
В части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила), согласно пункту 84 которых выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил установлено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
Решения о выплате пенсии Муначеву Р.Ф., Муначевой Р.М. за май 2018 года с учетом ее индексации были приняты учреждением 13.07.2018, за июнь 2018 года - 01.08.2018.
Таким образом, на основании сведений по форме СЗВ-М за май-июнь 2018 года, полученных 13.07.2018, уже в августе 2018 года истец не был лишен возможности принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации УПФР в Тюменском районе имело возможность с 01.09.2018 в соответствии с частями 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400, пунктами 86, 88, 90 Правил.
Следовательно, обществом причинен ущерб учреждению только в связи с выплатой Муначеву Р.Ф., Муначевой Р.М. пенсии в повышенном размере за май и июнь 2018 года в сумме 7 435 руб. 14 коп. исходя из представленных неполных сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года, поскольку сведения по форме СЗВ-М за июнь-август 2018 года предоставлены в сроки, установленные частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. При этом получив 19.07.2018 сведения о работе указанных лиц, истец принимает решение о выплате пенсии в повышенном размере за май и июнь 2018 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сведения по форме СЗВ-М за июль-август 2018 года получены истцом своевременно, при этом по состоянию на 13.07.2018 учреждение обладало сведениями о работе пенсионеров Муначева Р.Ф., Муначевой Р.М. у общества на основании сведений по форме СЗВ-М за май, июнь 2018 года, УПФР в Тюменском районе имело возможность не принимать решения о выплате пенсии с учетом индексации за июль, август 2018 года.
Таким образом, апелляционная коллегия полагает недоказанным факт наличия вины ООО ЮФ "Маат" и причинно-следственной связи между действиями последнего и возникновением у истца убытков в виде выплате пенсии в завышенном размере за июль-август 2018 года, в связи с чем возмещению подлежит только сумма переплаты пенсии за май и июнь 2018 года.
Поскольку ответчиком возмещена переплата пенсии за май 2018 года и частично за июнь 2018 года (платежные поручения N N 32, 33 от 09.07.2019 на общую сумму 3 767 руб. 70 коп)., с общества подлежит взысканию 3 667 руб. 44 коп.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии вины ООО ЮФ "Маат" в выплате истцом пенсии в повышенном размере за июль-август 2018 года, истцом в материалы дела не представлено.
Доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, частично удовлетворив исковые требования УПФР в Тюменском районе, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2019 по делу N А70-4315/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Л. И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4315/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации В Тюменском Районе Тюменской Области Межрайонное
Ответчик: ООО Юридическая Фирма "Маат"
Третье лицо: МИФНС N 6 ПО ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ