г. Москва |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А41-35186/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРАД+СЕРВИС" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.10.2019 по делу N А41-35186/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "УК Белый парус - Балашиха": Михеев С.О. (по доверенности от 15.04.2019);
общества с ограниченной ответственностью "ГРАД+СЕРВИС": Евграфов А.Н. (по доверенности от 09.03.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "УК Белый парус - Балашиха" (далее - ООО "УК Белый парус - Балашиха", истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГРАД+СЕРВИС" (далее - "ГРАД+СЕРВИС", ответчик) об обязании передать документы многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Балашиха, Первомайский пр., д. 1, а именно:
1. техническую документацию на системы водопровода, канализации, энергоснабжения и другие документы, которые управляющая организация обязана вести (с отражением результатов осмотров, актов проверки и др.);
2. технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами (выписка из технического паспорта на многоквартирный дом);
3. документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
4. документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
5. акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности:
- инженерных коммуникаций
- коллективных (общих домовых) приборов учета
- общих (квартирных) приборов учета
- индивидуальных приборов учета
- санитарно-технического оборудования
- иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования
- отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и несущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке;
6. кадастровую карту (план) земельного участка;
7. документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера (граница) действия сервитута, относящегося к части земельного участка, и документы, подтверждающие государственную регистрацию сервитута;
8. проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с конторой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
9. акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
10. акты освидетельствования скрытых работ;
11. протокол измерения шума и вибрации;
12. разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
13. акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
14. акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общих домовых) приборов учета;
15. паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудование;
16. акты передачи управляющей организации комплектов проектной документации и исполнительной документации после приемки многоквартирного дома в эксплуатацию;
17. письменные заявления, жалобы и предложения по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг (за год, предшествующий передаче документации);
18. журналы (книги) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
19. иные связанные с управлением многоквартирным домом документы;
20. документы паспортного стола (копии свидетельств о государственной регистрации права собственности; карточки формы "А" и "Б" паспортного стола)
21. финансовые лицевые счета собственников и нанимателей квартир.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Государственная жилищная инспекция Московской области (далее также - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.10.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что решение от 15.09.2018 о выборе в качестве управляющей организации ответчика в судебном порядке обжаловано не было, в связи с чем Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция" спорный дом был внесен в лицензию ответчика. При этом в силу п. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. До настоящего времени ответчик осуществляет управление спорным домом. Считает необоснованно ссылку суда на решение Балашихинского городского суда от 06.12.2018 по делу N 2-6377/2018.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьего лица не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель ответчика настаивал на доводах жалобы.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных подателем жалобы, так как документы не были представлены суду первой инстанции не были предметом его исследования.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указывает истец, он с 02.04.2019 является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Балашиха, Первомайский пр., д. 1 (далее - МКД), согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 07.06.2018.
03 сентября 2018 года истец направил в адрес ответчика требование передать техническую и иную документацию, связанную с управлением МКД.
Поскольку требование истца не было удовлетворено, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 указанной статьи).
Частью 3.1 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что при прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество, кооператив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа управления таким домом обязаны передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, либо в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом собственнику помещения в многоквартирном доме, указанному в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком многоквартирном доме.
Согласно п. 19 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416) организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 20 Правил N 416).
Пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно- технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
- акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно п. 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
- договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с п. 22 Правил N 416 передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец был выбран в качестве управляющей организации МКД на общем собрании собственников помещений МКД от 07.06.2018, письмом от 03.09.2018 потребовал от предыдущей управляющей компании (ответчика) предоставить указанные документы. Документы ответчиком не предоставлены.
Между тем, согласно решению Госжилинспекции от 28.02.2019 N 1790 в реестр лицензий Московской области с 01.03.2019 внесены сведения об осуществлении управления МКД ответчиком.
Кроме того, в материалы дела ответчиком представлен протокол общего собрания собственников помещений МКД от 15.09.2018, на котором решен вопрос об избрании ответчика управляющей компанией МКД.
В связи с указанным ответчик полагает, что не несет обязанности по предоставлению истцу запрашиваемой документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 161, ч. 7 ст. 162 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Сообщение о том, что истец избран управляющей организацией МКД, 31.08.2018 внесен в реестр Госжилинспекции как управляющая организация МКД, и о необходимости передачи соответствующих документов по МКД, направлено истцом ответчику 03.09.2018, получено ответчиком 10.09.2018 (л. д. 15).
Ответа на указанное письмо от ответчика не последовало, предусмотренная законом обязанность передать документы по МКД ответчиком не исполнена.
Довод ответчика об отсутствии на момент судебного разбирательства такой обязанности судом первой инстанции обоснованно не принят в связи со следующим.
Согласно письму Балашихинской городской прокуратуры от 23.11.2018 N 836ж-18 (л. д. 71-73), адресованному истцу, прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что Госжилинспекцией незаконно внесены изменения в реестр лицензий Московской области, а именно, 29.10.2018 ООО "ГРАД+СЕРВИС" включено в реестр лицензий как управляющая организация МКД на основании протокола общего собрания собственников от 15.09.2018.
Ранее письмом от 15.10.2018 N 7-11-18 прокуратура сообщила Госжилинспекции о том, что при проведении проверки в отношении внесения ООО "ГРАД+СЕРВИС" в реестр лицензий по управлению МКД путем опросов собственников помещений МКД установлено, что они участия в общем собрании 15.09.2018 не принимали, в решениях, оформленных протоколом, своих подписей не ставили, полагают, что данный протокол от 15.09.2018 является поддельным, а принятые решения общего собрания от 15.09.2018 не могут служить основаниями для внесения изменений в реестр лицензий.
Учитывая изложенное, прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений.
Вступившим в законную силу решением Балашихинского городского суда от 06.12.2018 по делу N 2-6377/2018 (л. д. 63-67) установлено, что МКД внесен в реестр домов, управление которыми осуществляет ООО "УК Белый парус", данным решением отказано в удовлетворении иска о признании незаконными решений, принятых на общем собрании собственников МКД 07.06.2018 (когда управляющей организацией избран истец).
Вопреки указанию подателя жалобы суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно сослался на указанный судебный акт суда общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.10.2019 по делу N А41-35186/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРАД+СЕРВИС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35186/2019
Истец: ООО "УК БЕЛЫЙ ПАРУС - БАЛАШИХА"
Ответчик: ООО "ГРАД+СЕРВИС"
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"