г. Хабаровск |
|
26 декабря 2019 г. |
А04-7619/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кильдюшевской Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Маркет торг": не явились;
от Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Маркет торг"
на решение от 15.11.2019
по делу N А04-7619/2019
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Маркет торг"
к Министерству экономического развития и внешних связей Амурской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Маркет торг" (далее - заявитель, общество, ООО "АРТ-Маркет торг") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству экономического развития и внешних связей Амурской области (далее - ответчик, административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2019 N 231, которым ООО "АРТ-Маркет торг" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением от 15.11.2019 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "АРТ-Маркет торг" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда. В обоснование жалобы общество указало на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения. В Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) не зафиксированы сведения о розничной продаже алкогольной продукции, поскольку реализации 1 бутылки коньяк пятилетний "КАМЕННЫЙ ЛЕВ" ("LE LION DE PIERRT") 0,5 л., 40%, ФСМ 400 05125548 не было, а была его недостача.
Министерство в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие со статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
ООО "АРТ-Маркет торг" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Лицензия выдана на обособленные подразделения, в том числе на торговый объект: Амурская область, г. Сковородино, ул. 60 лет СССР, д. 2, пом. 77.
01.07.2019 на Единый социальный портал алкогольного рынка поступило обращение, о не фиксации информации в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции (коньяк пятилетний "КАМЕННЫЙ ЛЕВ" ("LE LION DE PIERRT") 0,5 л., 40%, ФСМ 400 05125548, производитель АО "Бастион осн. 1942 г.), которая была приобретена в магазине ООО "АРТ-Маркет торг" по адресу: Амурская область, г. Сковородино, ул. 60 лет СССР, д. 2.
Определением Министерства от 23.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "АРТ-Маркет торг" по признакам административного правонарушения предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Министерством установлено, что по проверяемому обособленному подразделению по состоянию на 01.07.2019, имеются остатки алкогольной продукции с наименованием коньяк пятилетний "КАМЕННЫЙ ЛЕВ" "LE LION DE PIERRT", 0,5 л., 40% с кодом АП 0015932000004110362, производитель АО "Бастион". По 1 регистру в количестве 26 ед. (0,00130 тыс. дал) - Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива/дате ввоза и ТТН) по 1 регистру на 01.07.2019. По 2 регистру в количестве "- (минус) 22 ед. (0,00110 тыс. дал)" - Отчет об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.07.2019.
Административный орган установил, что в соответствии с изменениями остатков 1 регистра, зафиксированными в ЕГАИС, ООО "АРТ-Маркет торг" в период с 01.01.2019 по 01.07.2019 не фиксировало данные о перемещении алкогольной продукции во 2 регистр (торговый зал).
В связи с продажей продукции, имеющейся на 1 регистре (склад) и не перенесенной во 2 регистр (торговый зал), во 2 регистре (торговый зал) образовался остаток с отрицательным значением.
ООО "АРТ-Маркет торг" фактически осуществляло розничную продажу алкогольной продукции коньяк пятилетний "КАМЕННЫЙ ЛЕВ" "LE LION DE PIERRT", 0,5 л., 40% с кодом АН 0015932000004110362, производитель АО "Бастион" не фиксируя в ЕГАИС сведения о перемещении указанной продукции из 1 регистра (склада) на 2 регистр (торговый зал).
Таким образом, ООО "АРТ-Маркет торг" в ЕГАИС была отражена недостоверная информация в части не предоставления сведений в ЕГАИС о перемещении алкогольной продукции: коньяк пятилетний "КАМЕННЫЙ ЛЕВ" "LE LION DE PIERRT", 0,5 л., 40% с кодом АП 0015932000004110362, производитель АО "Бастион" из 1 регистра (склада) на 2 регистр (торговый зал).
Тем самым, ООО "АРТ-Маркет торг" нарушило установленный законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядок учета объема оборота алкогольной продукции.
Более того, обращением установлен факт реализации данной алкогольной продукции в обособленном подразделении, при этом общество не отразило сведения о продаже данной единицы алкогольной продукции в ЕГАИС в момент ее реализации.
30.08.2019 в присутствии представителя общества должностным лицом Министерства составлен протокол об административном правонарушении, по статье 14.19 КоАП РФ.
Постановлением N 231 от 08.10.2019 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 150 000 руб.
Для устранения выявленного правонарушения и приведения остатков алкогольной продукции в ЕГАИС к фактическим Министерством ООО "АРТ-Маркет торг" выдано предписание от 09.10.2019 N 8678-13.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, ООО "АРТ-Маркет торг" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 названного Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 утверждены Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 3 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС программно-аппаратные средства единой информационной системы обеспечивают прием, фиксацию и передачу информации об объеме производства и (или) оборота алкогольной продукции, а также хранение указанной информации до даты розничной продажи алкогольной продукции, но не менее 5 лет.
Пунктом 13 Требований к ЕГАИС предусмотрено, что программное обеспечение должно, помимо прочего, осуществлять: прием и передачу информации об объеме производства и (или) оборота алкогольной продукции в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств единой информационной системы в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), об алкогольной продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и (или) оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот алкогольной продукции, в единой информационной системе (далее - заявка).
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459).
В силу подпункта 1 пункта 5 указанных Правил ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы, а так же использование оборудования для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции и представления в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств, в том числе сведений об алкогольной продукции, нанесенных на федеральной специальной марке или акцизной марке, которыми маркирована реализованная алкогольная продукция.
На основании статьи 5 Федерального закона N 171-ФЗ ЕГАИС предназначена для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота алкогольной продукции.
Пунктом I.I. Приказа Минфина России от 15.06.2016 N 84н утверждены сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции, в соответствии с которыми, заявка о фиксации в ЕГАИС информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, по месту осуществления деятельности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N171-ФЗ в срок не более трех рабочих дней с даты фактических передачи, внутреннего перемещения, возврата продукции.
На основании пункта 16 Правил ведения ЕГАИС, организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 Правил ведения ЕГАИС, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 Правил ведения ЕГАИС.
В свою очередь, подпунктами 23 - 24 пункта 6 Правил ведения ЕГАИС предусмотрено, что ЕГАИС включает в себя сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека); сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция.
В соответствии с Перечнем сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств и Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а так же формат нанесения указанных сведений, утв. приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 12.05.2010 N 33н, сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки (далее - марки) на русском языке и в виде двухмерного штрихового кода.
Пунктом II.I. приказа Минфина России от 15.06.2016 N 84н установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию. Розничная торговля и наличные денежные расчеты с покупателями осуществляются непосредственно в магазине с применением контрольно-кассовой техники. Оформление розничных продаж маркированной алкогольной продукции на кассе магазина может производиться, только с помощью сканера штрих кодов, позволяющих считывать штриховые коды ФСМ/АМ, размещенных на марке. В этом коде зашифрован наименование производителя напитка, дата и время его производства, а так же информация о лицензии, на основании которой действует производитель, т.е. легальность реализуемой алкогольной продукции. После сканирования она обрабатывается кассовым модулем ЕГАИС и с электронно-цифровой подписью организации передается на сервер Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. При завершении оформлении чека кассовое программное оборудование организации генерирует xml-файл и отправляет его в Универсальный Транспортный Модуль ЕГАИС, информация с временем и датой розничной продажи автоматически передается в ЕГАИС.
Как установлено судом, обществом было допущено нарушение требований пункта 1 статьи 14, абзаца 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктов 5 и 16 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459; положений приказа Минфина России от 15.06.2016 N 84н - не осуществление государственного учета оборота алкогольной продукции (отсутствии заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, которая направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию, и осуществление розничной продажи алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС сведений о перемещении указанной продукции из 1 регистра (склада) на 2 регистр (торговый зал), за которое предусмотрена административная ответственность по статье 14.19 КоАП РФ - нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Довод заявителя о том, что при ревизии 08.07.2019 была выявлена недостача спорной алкогольной продукции, в связи с чем, фиксация реализации указанной продукции не могла быть осуществлена, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Представленный в материалы дела акт ревизии ООО "АРТ-Маркет торг" от 08.07.2019 содержит информацию только о недостаче, при этом не содержит подробного описания алкогольной продукции. Кроме этого, акт ревизии не подтверждает отсутствие алкогольной продукции в торговом объекте 01.07.2019 и не возможности ее реализации по обособленному подразделению. При этом акт ревизии информирует о том, что остатки алкогольной продукции на 08.07.2019 скорректированы.
Вместе с тем, согласно ответу на повторный запрос Министерства в ЕГАИС по серии и номеру федеральной специальной марки 400 05125548 (протокол запроса) по алкогольной продукции с наименованием: коньяк пятилетний "КАМЕННЫЙ ЛЕВ" "LE LION DE PIERRT" 0,5 л., код АП 0015932000004110362, крепость 40%, АО "Бастион осн. 1942 г", содержалась информация о списании данной алкогольной продукции по акту от 22.10.2019 N 3 по причине "порча".
Акт ревизии содержит информацию, что остатки алкогольной продукции в торговой точке скорректированы на 08.07.2019, однако согласно "Отчета об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" как по 1 регистру, так и по 2 регистру списание произведено только 22.10.2019.
Сроки представления в ЕГАИС информации об объеме списанной алкогольной продукции установлены п. V.I приложения к Приказу Минфина РФ от 15.06.2016 N 84н, который закрепляет, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) или месту осуществления деятельности не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, акт ревизии от 08.07.2019 не подтверждает соблюдение ООО "АРТ-Маркет торг" обязанности по фиксации достоверной информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетом изложенного, вывод административного органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 14.19 КоАП РФ, соответствует вышеуказанным нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд первой инстанции также обоснованно признал доказанной вину юридического лица во вменяемом правонарушении, поскольку не установлено обстоятельств, находящихся вне его контроля и препятствующих соблюдению требований Закона N 171-ФЗ. Общество имело объективную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной продукции, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований законодательства судебной коллегией не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу, либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда о наличии в действиях ООО "АРТ-Маркет торг" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Проверив правила назначения наказания, суд первой инстанции признал избранную в отношении заявителя меру ответственности обоснованной. Также исследовал и установил соблюдение управлением порядка привлечения к административной ответственности, годичного срока давности привлечения к ответственности по данной категории дел, не установил обстоятельств для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ. У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки указанного вывода.
При изложенных обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2019 по делу N А04-7619/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7619/2019
Истец: ООО "АРТ-Маркет торг"
Ответчик: Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области