г. Вологда |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А52-3079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фирсова А.Д., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от ответчика - Саблук И.Д., по доверенности от 15.05.2019 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК" на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 сентября 2019 года по делу N А52-3079/2019,
установил:
федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области" (ОГРН 1126027004333, ИНН 6027143938; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Гоголя, дом 23) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ПИК" (ОГРН 1156027001404, ИНН 6037007003; адрес: 180503, Псковская область, Псковский район, деревня Дуброво, улица Луговая, дом 36) о взыскании неустойки в сумме 577 633,32 рублей, начисленной за период с 21 ноября 2018 года по 14 февраля 2019 года, в связи с просрочкой исполнения обязательств по государственному контракту от 21 августа 2018 года.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 06 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены в части взыскания неустойки в размере 470136,99 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований истцу отказано.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции неверно определен срок начисления неустойки, работы были выполнены надлежащим образом 21 декабря 2018 года, просит снизить размер определенной судом к взысканию неустойки на основании статьи 333 ГК РФ ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене.
До судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с этим дело рассмотрено без его участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд полагает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 21 сентября 2018 года между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен государственный контракт на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого модульного сооружения.
Между сторонами подписана спецификация (приложение N 1 к контракту), содержащая наименование и стоимость, технические и функциональные характеристики товара, являющегося предметом заключенного государственного контракта, которая также предусматривала выполнение ответчиком монтажных работ по сборке поставленного сооружения, в том числе монтаж систем электроснабжения, водоотведения, вентиляции, теплоснабжения, молниезащиты и.д.
Цена государственного контракта в соответствии с предложением подрядчика при проведении аукциона составила 26 000 000 рублей.
Срок исполнения обязательств по контракту - 60 календарных дней с момента заключения контракта, то есть объект к приемке должен был быть готов не позднее 20 ноября 2018 года.
Однако товар был поставлен поставщиком на место, смонтирован и представлен к приемке 21 декабря 2018 года.
Порядок приемки поставленного товара регламентирован разделом 5 государственного контракта.
Товар и работы приняты не были в связи с наличием в результате работ большого количества недостатков, препятствующих его эксплуатации, в том числе в модульном сооружении вообще отсутствовала система принудительной вентиляции.
23 января 2019 года ответчик направил в адрес истца уведомление и готовности повторно сдать сооружение в эксплуатацию 31 января 2019 года, в котором согласился с наличием значительной части (более 15) обнаруженных ответчиком при первоначальной приемке недостатков, указав, что они устранены (т.1 л.д. 84-92),.
Повторная приемка товара состоялась 15 февраля 2019 года.
Согласно заключению по приемке результатов исполнения обязательств исполнителем по контракту от 15 февраля 2019 года поставленный товар признан не соответствующим техническому заданию в части несоответствия толщины металла опорных колонн. В остальной части все нарушения, отраженные в заключении приемочной комиссии по приемке результатов исполнения обязательств по контракту от 21 сентября 2018 года, ответчиком были устранены.
По результатам независимой экспертизы государственным заказчиком установленные опорные колонны с техническими характеристиками ответчика признаны улучшенными по отношению к заявленным в спецификации.
Заключением по приемке объекта от 09 апреля 2019 года приемочная комиссия признала поставленный товар соответствующим техническому заданию, после чего между сторонами подписан акт приема-передачи товара от 09 апреля 2019 года на сумму 26 000 000 рублей.
Поскольку, как полагает истец, ответчиком была допущена просрочка исполнения обязательств по контракту, период просрочки с 21 ноября 2018 года по 14 февраля 2019 года включительно составляет 86 дней, он обратился в суд за взысканием с ответчика неустойки, предусмотренной пунктом 7.3 контракта, согласно которому, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе в случае нарушения сроков поставки товара, нарушения сроков, установленных заказчиком для устранения недостатков, выявленных в ходе приемки товара, и др.), поставщик обязан уплатить неустойку, неустойка уплачивается поставщиком за каждый день просрочки исполнения им обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Оценив представленные доказательства по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 329, 330, 333, 525, 527, Гражданского кодекса Российской Федерации(далее - ГК РФ), Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции, согласившись с заявленным истцом периодом просрочки и придя к выводу о необходимости уменьшения суммы неустойки на основании статьи ЗЗЗ ГК РФ удовлетворил заявленные требования частично.
С выводами суда первой инстанции коллегия в полной мере согласиться не может.
Согласно пунктам 1,3 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В рассматриваемой ситуации, как следует из материалов дела, заключенный между сторонами контракт содержал элементы, как договора поставки, так и договора подряда, поскольку кроме доставки элементов сооружения к месту поставки предусматривал для ответчика еще обязанности по монтажу его конструкций и инженерных систем. Конечным желаемым результатам контракта для истца было получения в указанном им месте сооружения, соответствующего требованиям контракта и собранного в соответствии указанными в спецификации правилами.
Согласно статьям 469, 475, 721, 723 ГК РФ качество поставляемого товара и качество изготовляемого по договору подряда объекта должно соответствовать условиями договора, в случае существенных недостатков поставленного товара, изготовленного объекта покупатель или заказчик вправе отказаться от исполнения договора со своей стороны.
В данном случае товар был поставлен и работы по монтажу объекта 21 декабря 2018 года ответчиком были выполнены с существенными недостатками, которые с очевидностью лишали истца право использовать заказанное им сооружение по назначению, в частности не была поставлена и смонтирована система принудительной вентиляции сооружения, что ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что период просрочки товара следует исчислять с 21 ноября 2018 года по 21 декабря 2018 года необоснован, противоречит материалам дела и указанным выше нормам закона.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Срок приемки результата выполненных работ не является сроком выполнения работы и поскольку приемка работ в отличии от выполнения работы зависит от действий обоих заинтересованных сторон - подрядчика и заказчика, срок приемки не входит в срок выполнения работ. На период приемки не может быть продлен период просрочки выполнения подрядчиком работ при условии, что такие работы выполнены с надлежащим качеством. Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 15 октября 2019 года по делу 305-ЭС19-12786.
В рассматриваемой ситуации ответчик уведомил истца об устранении недостатков выявленных при приемке объекта в декабре 2018 года письмом от 23 января 2019 года, в котором указал на то, что готов сдать объект в эксплуатацию 31 января 2019 года.
С учетом того, что при приемке, состоявшейся 15 февраля 2019 года, как впоследствии было установлено экспертизой, недостатков в сооружении и его монтаже выявлено не было, сведения о том, что какие - либо недостатки устранялись в период с 31 января 2019 года по 15 февраля 2019 года в материалах дела отсутствуют, также не имеется доказательств того, что приемка сооружения без недостатков не была осуществлена в указанную ответчиком дату по его вине, сроком окончания выполнения работ по контракту следует считать 31 января 2019 года.
Следовательно, поскольку день выполнения работ в соответствии с пунктом 65 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее постановление N 7) включается в период просрочки исполнения обязательств, просрочка исполнения обязательств по контракту имела место, в период с 21 ноября 2018 года по 31 января 2019 года включительно, на протяжении 72 дней.
Соответственно, подлежащая взысканию неустойка составляет 26000000*72*7,25/100/300=452400 рублей.
Поскольку решение суда обжалуется в части взыскания неустойки суд апелляционной инстанции полагает необходимым с целью соблюдения прав и баланса интересов сторон при определении размера ответственности ответчика пересмотреть вывода суда первой инстанции о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств.
Каких - либо оснований для применения статьи 333 ГК РФ и уменьшения размера неустойки апелляционный суд не усматривает.
Доводы ответчика о том, что он вынужден был выполнять работы по контракту в сокращенный срок относительно изначально запланированного истцом, основанием для снижения неустойки служить не могут, поскольку ответчика участвовать в проведении аукциона на право заключения рассматриваемого контракта никто не вынуждал. Он является субъектом предпринимательской деятельности, которая осуществляется на свой риск (статья 2 ГК РФ) и должен был предвидеть возможные последствия принятия на себя обязательств по контракту, при этом, в случае если они по его мнению являлись заведомо невыполнимыми и тем самым ограничивали конкуренцию, он вправе был обжаловать действия заказчика в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", однако этого не сделал.
Примененный на основании закона и контракта к ответчику размер ответственности лишь ненамного превышает минимальный размер ответственности за нарушение денежного обязательства, предусмотренный пунктами 1, 6 статьи 395 ГК РФ и намного меньше двукратного размера ответственности, предусмотренного статьей 395 ГК РФ, при применении данного принципа расчета сумма неустойки составила бы 743671,23 рублей, при этом данный принцип согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления пленума ВАС РФ N 81 от 22 декабря 2011 года "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" может применяться судами при определении справедливого размера неустойки.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ и пункта 73 Пленума N 7 доказательств, подтверждающих несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, ответчиком не представлено.
Таким образом, основания для уменьшения размера подлежащей взысканию неустойки отсутствуют, с ответчика в пользу с истца подлежит взысканию неустойка за период с 21 ноября 2018 года по 31 января 2019 года в размере 452400 рублей.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы оплате государственной пошлины за рассмотрении иска в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы суд относит на стороны пропорционально размеру заявленных ими и удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06 сентября 2019 года по делу N А52-3079/2019 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПИК" в пользу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области" неустойку в размере 452400 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПИК" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 11398 рублей.
В остальной части жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК" оставить без удовлетворения.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПИК" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 113,10 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Д. Фирсов |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3079/2019
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления внутренних дел МВД РФ по Псковской области"
Ответчик: ООО "ПИК"