г. Тула |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А09-4516/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Алешина Максима Олеговича (ОГРНИП 306325532400022, ИНН 325501723593), ответчиков - Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926), управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Фокинского района г. Брянска (г. Брянск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алешина Максима Олеговича на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.09.2019 по делу N А09-4516/2019 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Алешин Максим Олегович (далее - ИП Алешин М.О., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 17.04.2019 N 7/28-3283 отказа Брянской городской администрации (далее - администрация) во внесении изменений в части срока действия паспорта временного объекта от 22.05.2014 N Ф-0021/14 в отношении торгового павильона по адресному ориентиру: г. Брянск, Фокинский район, ул. Дзержинского (на площади у ДК "Железнодорожников") и признании незаконным выраженного в письме от 15.04.2019 N 28/4292 отказа управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление) во внесении изменений в части срока действия паспорта временного объекта от 22.05.2014 N Ф-0021/14 в отношении торгового павильона по адресному ориентиру: г. Брянск, Фокинский район, ул. Дзержинского (на площади у ДК "Железнодорожников").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Фокинского района г. Брянска.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке.
Администрация и управление возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного 30.01.2013 Брянской городской администрацией на основании Положения о временных объектах на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 14.11.2007 N 2562-П, инвестиционного конкурса по продаже права на получение паспортов временных объектов предприниматель получил право на размещение, в частности, временного объекта площадью 64 кв.м по адресу: г. Брянск, Фокинский район, ул. Дзержинского (на площади у ДК "Железнодорожников").
Брянской городской администрацией с предпринимателем 07.03.2013 заключен договор N 27 купли-продажи права на получение паспорта данного временного объекта, по результатам исполнения которого предпринимателю выдан паспорт временного объекта от 22.05.2014 N Ф-0021/14 со сроком окончания 22.05.2019.
В соответствии с пунктом 2.9 конкурсной документации для проведения инвестиционного конкурса (утв. главой администрации города Брянска 17.12.2012) и пунктом 3.2.3 договора купли-продажи права на получение паспортов временных объектов, заключенного 07.03.2013 между Брянской городской администрацией и ИП Алешиным М.О., после приобретения права на получение паспортов временных объектов с победителем конкурса заключается договор аренды земельного участка для возведения временного объекта сроком не более одного года. После принятия временных объектов в эксплуатацию договор аренды земельного участка для эксплуатации временного объекта заключается на землях общего пользования в краткосрочную аренду сроком до 5 лет с возможным продлением по решению органов власти и согласию предпринимателя. После прекращения договора аренды временный объект - остановочный комплекс безвозмездно передается в муниципальную собственность г. Брянска.
В целях реализации условий конкурсной документации 13.05.2013 между управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды N 47126 земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042402, площадью 64 кв.м, находящегося по адресу: г. Брянск, Фокинский район, ул. Дзержинского (на площади у ДК "Железнодорожников"), для целей размещения торгового павильона без права капитальной застройки. Срок аренды - 11 месяцев.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Впоследствии Брянской городской администрацией ИП Алешину М.О. направлено уведомление от 16.07.2015 N 2/29-1368-и о прекращении договора аренды от 13.05.2013 N 47126 по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (отказ от исполнения договора аренды).
ИП Алешин М.О., полагая, что такой отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с иском о признании указанного отказа от исполнения договора аренды недействительной сделкой.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.06.2016 по делу N А09-12024/2015 договор аренды от 13.05.2013 N 47126 признан действующим.
Учитывая, что место расположения нестационарного торгового объекта заявителя, в отношении которого выдан паспорт (Брянск, Фокинский район, ул. Дзержинского (на площади у ДК "Железнодорожников")), не было включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска, предприниматель обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Решением Брянского городского совета народных депутатов, оформленным протоколом от 27.07.2016, во включении объекта в схему отказано.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.12.2016 по делу N А09-13839/2016 решение Брянского городского совета народных депутатов об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов объекта по адресу: г. Брянск, ул. Дзержинского (у ДК "Железнодорожников"), оформленное протоколом двадцать седьмого заседания Брянского городского совета народных депутатов 25-го созыва от 27.07.2016, признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2017 по делу N А09-13839/2019 на Брянский городской совет народных депутатов возложена обязанность включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Дзержинского, на площади у ДК "Железнодорожников".
Решением Брянского городского совета народных депутатов от 19.10.2017 N 848 указанный нестационарный торговый объект внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Предприниматель 19.03.2019 обратился в Брянскую городскую администрацию с заявлением о внесении изменений в паспорт временного объекта в части увеличения срока его действия с учетом срока включения спорного объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов. Указанное заявление было перенаправлено в управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Письмами от 17.04.2019 N 7/28-3283 и 15.04.2019 N 28/4292 администрация и управление уведомили заявителя об отказе во внесении изменений в паспорт временного объекта в связи с тем, что продление срока действия паспорта не предусмотрено действующей нормативно-правовой базой.
Предприниматель, не согласившись с решениями администрации и управления, полагая, что ему создаются препятствия в реализации права на эксплуатацию торгового павильона, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Пунктом 1.5 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 (в редакции, действующей на момент проведения конкурса на получение паспортов временных объектов, далее - Положение N 803), также предусмотрено, что нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска в силу пункта 1.4 Положения N 803 осуществляется на конкурсной основе.
Пунктом 3.3 Положения N 803 определено, что паспорт временного объекта изготавливается на каждый нестационарный торговый объект.
В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 названного Положения, владелец нестационарного торгового объекта - победитель конкурса (лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (пункт 3.4 Положения N 803).
В силу пунктов 3.1, 3.2 лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, оформляется и выдается паспорт временного объекта.
Период функционирования нестационарных торговых объектов для оказания услуг торговли, общественного питания, бытовых и прочих услуг населению предусмотрен пунктом 3.8 Положения N 803 и для киосков, павильонов, торговых автоматов составляет 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта.
Истечение срока действия паспорта временного объекта в силу пункта 5.2 Положения N 803, прекращает действие паспорта временного объекта.
Следовательно, возможность осуществления деятельности нестационарного торгового объекта обусловлена получением соответствующего разрешения на определенный период, которым на территории города Брянская является полученный на конкурсной основе паспорт временного объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, в нарушение вышеперечисленных норм, предусматривающих публичный отбор претендентов на право размещения нестационарных торговых объектов, включенных в схему размещения, Брянская городская администрация провела конкурс по продаже права на получение паспорта спорного временного объекта без включения его в схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, предусмотренном Положением N 803.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что последующее включение места торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска не влечет автоматического предоставления продления ИП Алешину М.О. права на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 5.3 Положения N 803 приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией в установленном ею порядке.
Постановлением администрации от 21.06.2013 N 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения действие паспорта временного объекта прекращается в случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, в том числе, истечения срока действия паспорта временного объекта.
Приведенные нормативно-правовые акты не содержат нормы и процедуры внесения изменений в паспорта временных объектом в части указания срока действия.
В материалы дела представлена копия паспорта временного объекта от 22.05.2014 N Ф-0021/14, срок действия которого определен в соответствии с пунктом 3.8 Положения N 803 до 22.05.2019.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву заключил, что у администрации и управления отсутствовали правовые основания для указания иного срока действия паспорта временного объекта от 22.05.2014 N Ф-0021/14, в связи с чем справедливо счел законными оспариваемые решения от 17.04.2019 N 28-3283, от 15.04.2019 N 28/4292 и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод предпринимателя о том, что до включения спорного торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов он не имел возможности эксплуатировать данный объект, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.
По запросу апелляционного суда (определение от 19.11.2019) инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Брянску представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поданные ИП Алешиным М.О. за 4 квартал 2014 года, 1-3 кварталы 2015 года.
Из данных деклараций видно, что предпринимателем в указанные периоды исчислялся налог с розничной торговли, осуществляемой в торговом объекте, находящемся по адресу: г. Брянск, ул. Дзержинского, 5.
Изложенное вопреки вышеприведенным доводам заявителя свидетельствует о том, что до принятия Брянским городским советом народных депутатов решения от 19.10.2017 N 848 о внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска спорного нестационарного торгового объекта последний фактически использовался (эксплуатировался) ИП Алешиным М.О. в предпринимательской деятельности.
На основании указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые отказы во внесении изменений в части срока действия паспорта временного объекта от 22.05.2014 N Ф-0021/14 не нарушают прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания решений администрации и управления незаконными.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.09.2019 по делу N А09-4516/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4516/2019
Истец: Алешин Максим Олегович
Ответчик: Брянская городская администрация, УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БРЯНСКА
Третье лицо: Администрация Фокинского района г. Брянска, ИФНС по г. Брянску