город Омск |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А70-2004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8683/2019) товарищества собственников жилья "Ватутина 55" (далее - ТСЖ "Ватутина 55", заявитель, Товарищество) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2019 по делу N А70-2004/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Ватутина 55" к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 12.11.2018 N ТО-20-106,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - третье лицо, НО ФКРМД Тюменской области),
представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,
установил:
товарищество собственников жилья "Ватутина 55" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области об оспаривании предписания от 12.11.2018 N ТО-20-106.
Определением от 21.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2019 в удовлетворении требования заявителя отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что работы, связанные с установкой дверей в подвал, в мусорокамеру, на пожарную лестницу и входных дверей, а также ремонт двух крылец не входят в перечень работ по капитальному ремонту фасада, предусмотренный пунктом 5 раздела 3 Распоряжения Правительства Тюменской области от 17.02.2015 N 1322-рп "О внесении изменений в распоряжение от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы", следовательно, для их финансирования не могут использоваться средства из фонда капитального ремонта, что свидетельствует о законности оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений к ней) в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы настаивает на том, что проведенные Товариществом работы по замене металлических дверей с утеплением, входной группы, ремонту крыльца в количестве двух штук с частичным демонтажем, бетонированием, укладкой гранитной плитки, относятся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, что подтверждается договорами на выполнение работ, актами принятых работ, отчетом о тепловизионном обследовании ограждающих конструкций многоквартирного дома от 04.04.2018, актом сезонного осмотра общего имущества многоквартирного дома от 05.05.2015.
До начала судебного заседания от Товарищества поступили судебные акты судов общей юрисдикции, а именно: решение Центрального районного суда города Тюмени от 25.03.2019 по делу N 2-120/2019 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31.07.2019 по делу N 33-4030/2019, которые приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в целях объективного рассмотрения дела.
Инспекция и НО ФКРМД Тюменской области в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах не согласились с доводами и требованиями апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней и письменные отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании приказа начальника Инспекции от 15.10.2018 N 01-16-1177/18 в отношении Товарищества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписания от 20.03.2018 N ТО-16-22 по многоквартирному дому N 55 по улице Ватутина города Тюмени.
В ходе проведенной проверки установлено, что пункт 1 предписания от 20.03.2018 N ТО-16-22 не выполнен, а именно: не обеспечено восстановление денежных средств фонда капительного ремонта, сформированного на специальном счете Товарищества в сумме 707 665 руб. 21 коп., использованной не на цели проведения капитального ремонта.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки от 12.11.2018 N ТО-20-221, а также заявителю выдано предписание от 12.11.2018 N ТО-20-106 об устранении выявленных нарушений законодательства со сроком исполнения до 01.03.2019.
С учетом изменений, внесенных письмом Инспекции от 27.11.2018 N 15421/18 в связи с технической ошибкой, Товариществу надлежит обеспечить восстановление денежных средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете Товарищества в сумме, использованной не на цели капитального ремонта в размере 707 665 руб. 21 коп.
Полагая, что предписание Инспекции от 12.11.2018 N ТО-20-106 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.05.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно пункту 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и товариществом собственников жилья.
В указанном постановлении определены перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Товариществом по адресу: город Тюмень, улица Ватутина, дом N 55 проведены работы по замене металлических дверей с утеплением, входной группы, ремонту крыльца в количестве двух штук с частичным демонтажем, бетонированием и укладкой гранитной плитки.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что указанные работы относятся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, что подтверждается договорами на выполнение работ, актами принятых работ, отчетом о тепловизионном обследовании ограждающих конструкций многоквартирного дома от 04.04.2018, актом сезонного осмотра общего имущества многоквартирного дома от 05.05.2015, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Так, в соответствии с подпунктами "з" и "м" пункта 5 раздела 3 Распоряжения Правительства Тюменской области от 17.02.2015 N 1322-рп "О внесении изменений в распоряжение от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах предусматривает ремонт фасадов, который включает в себя, в том числе замену входных наружных дверных блоков и ремонт входных групп (усиление козырьков над входами в подъезды, ремонт крыльца, ремонт ограждения крыльца).
В свою очередь, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 N 1005-ст утвержден ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования (далее - ГОСТ Р 56535-2015), в соответствии с пунктом 3.1 которого текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30 % от ремонтируемого имущества.
Согласно пункту 3.13 ГОСТ Р 51929-2014 капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома - это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.
Стандарт предназначен для применения лицами, предоставляющими услуги управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений, расположенных в этих многоквартирных домах, принявшими решение о проведении текущего ремонта в соответствии с названным стандартом и выступающими заказчиками таких услуг (работ), а также для выполнения подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения работ, связанных с текущим ремонтом.
Таким образом, ГОСТ Р 56535-2015 предусматривает возможность осуществления в отношении строительных конструкций и их элементов как текущего, так и капитального ремонта, разграничивая указанные виды ремонта в зависимости и от характера работ и от объема выполненных работ (в процентном отношении).
Приложением N 7 к Правилам предусмотрено, что работы по смене и восстановлению отдельных элементов дверных заполнений, восстановлению или замене отдельных участков и элементов лестниц, крылец в подъезды, подвалы входят в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Согласно данным, размещенным Товариществом в АИС "Мониторинг ЖКХ", износ конструктивных элементов многоквартирного дома составляет 5 %, а год постройки здания - 2005.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае выполнены работы по установке металлических дверей (спуск в подвал), по ремонту дверей (вход в мусорокамеру и на пожарную лестницу), по установке изделий из алюминия (дверей из алюминия и стекла) - первые двери и работы по укладке гранита (ремонт двух крылец).
Остальные элементы фасада здания - оконные проемы мест общего пользования, пандусы, ступени, ограждения, козырьки входных групп, отмостки, кирпичная кладка здания не ремонтировались, следовательно, проведенные работы не выполнены Товариществом в комплексе. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 4.5 "ГОСТ 56193-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 N 1445-ст, а также пункту 1.14 "МДС 13-1.99. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий", принятой Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17.12.1999 N 79, капитальный ремонт должен выполняться в соответствии с разработанной проектной документацией.
В свою очередь, указанные требования заявителем не исполнены, проектная документация и обоснование необходимости проведения капитального ремонта и установление факта достижения предельно допустимых характеристик надежности и безопасности эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома не предоставлены.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что спорные работы проведены по решению собственников помещений в многоквартирном доме, оформленному протоколом от 29.09.2018 N 1, поскольку проведенные заявителем работы не относятся к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, следовательно, указанное решение не соответствует нормам действующего жилищного законодательства.
При этом ссылка Товарищества на решение Центрального районного суда города Тюмени от 25.03.2019 по делу N 2-120/2019 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31.07.2019 по делу N 33-4030/2019 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанными судебными актами установлено только наличие кворума для принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решений по вопросам повестки общего собрания, в то время как само исполнение решения собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 29.09.2018 N 1, не соответствует требованиям ГОСТ Р 56535-2015.
Таким образом, учитывая, что выполненный объем работ составляет менее 30 % от ремонтируемого имущества, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что спорные работы относятся не к капитальному, а к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, что в силу положений статей 166, 174 ЖК РФ исключает финансирование за счет средств фонда капитального ремонта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности пункта 1 предписания от 12.11.2018 N ТО-20-106.
Кроме того, поскольку письмом Инспекции от 27.11.2018 N 1542/118 исправлена допущенная техническая ошибка, а также указано на факт исполнения Товариществом пункта 2 оспариваемого предписания (л.д.79), суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что указанный пункт предписания от 12.11.2018 N ТО-20-106 не нарушает права и законные интересы заявителя, обратное Товариществом не доказано.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Товарищества о признании недействительным предписания от 12.11.2018 N ТО-20-106.
По мнению суда апелляционной инстанции, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2019 по делу N А70-2004/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2004/2019
Истец: ТСЖ "ВАТУТИНА 55"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменско области", НЩ "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменско области"