Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 г. N 09АП-72899/19
город Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
дело N А40-173351/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Простор"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2019
по делу N А40-173351/19, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ООО "Простор" (ОГРН 1117746545608)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550)
третье лицо: ИФНС России N 10 по г. Москве
о признании недействительным решения и возложении обязанности;
при участии:
от заявителя - Цветков Ю.Ю. по доверенности от 01.06.2019, Шемяткова А.Г. по доверенности от 01.06.2019;
от заинтересованного лица - Клюевский Г.В. по доверенности от 09.09.2019;
от третьего лица - Гришечкина Т.Е.по доверенности от 04.02.2019;
установил: ООО "Простор" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 26.04.2019 N 144119А об отказе в государственной регистрации ликвидации в отношении юридического лица - ООО "Простор", возложении на Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве обязанности зарегистрировать в отношении ООО "Простор" ликвидацию юридического лица, представленную 19.03.2019 вх. N 144119А.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2019 заявленные требования ООО "Простор" оставлены без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ИФНС России N 10 по г. Москве.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 19.03.2019 ООО "Простор" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве для государственной регистрации ликвидации организации, в том числе, представлены документы в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность (ликвидационный баланс) с отсутствием задолженностей.
26.03.2019 Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве вынесено решение о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО "Простор" в связи с проверкой наличия/отсутствия задолженности перед бюджетом.
23.05.2019 заявителем получено решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве N 144119А от 26.04.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации на основании подп. "х", "ч" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также представление документов, содержащих недостоверные сведения.
30.05.2019 ООО "Простор" направлена жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве на отказ в государственной регистрации.
Решением УФНС по г. Москве от 27.06.2019 N 12-34/108519@ жалоба общества на решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что ООО "Простор" не имеет задолженности, в том числе, перед бюджетом.
При этом заявитель указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2018 по делу N А40-175941/18-20-4241 по заявлению ООО "Простор" к ИФНС N 10 по г. Москве признана безнадежной ко взысканию налоговым органом задолженность ООО "Простор" по налогу, пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в общем размере 481.594, 21 руб. Кроме того, заявитель указывает на то, что с 2016 года финансово-хозяйственная деятельность не ведется, что и установлено указанным решением суда.
Также заявитель указывает, что перед подачей документов для регистрации ликвидации ИФНС N 10 по г. Москве обществу выдана справка N 272225 от 14.01.2019 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в отношении ООО "Простор", согласно которой общество каких-либо задолженностей перед бюджетом не имеет.
Общество также ссылается на то, что процедура ликвидации, предусмотренная ст. ст. 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации им соблюдена, в том числе публикация объявления о ликвидации организации (ст. N 1078 журнала "Вестник государственной регистрации" N 18 от 07.05.2014). При этом требований кредиторов не предъявлено.
Кроме того, заявитель указывает на то, что заинтересованное необоснованно ссылается на наличие задолженности по обязательным платежам, не указывая сумму и сроки образования данной задолженности.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения
Рассмотрев повторно материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст.ст. 61-64.1, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В силу п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные ст. 21 названного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством способов, изложенных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
В силу п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в п. 4 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В силу подп. 2 п. 2 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации
юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.
Случаи отказа в государственной регистрации предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно подп. "х" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
В силу подп. "ч" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения
Как следует из материалов дела, 19.03.2019 в МИ ФНС России N 46 по г. Москве поступили документы для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией ООО "Простор", вх. N 144119А.
26.03.2019 регистрирующим органом на основании п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации по документам за вх. N 522794А для проверки достоверности, включаемых в ЕГРЮЛ сведений, с учетом положений подп. 2 п. 2 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Налоговым органом установлено, что у ООО "Простор" имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, что подтверждается справкой N 519026 ИФНС России N 10 по г. Москве по состоянию на 01.04.2019 о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, направленной в адрес Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве.
При этом, как следует из материалов дела, ИФНС России N 10 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за полугодие 2018 года, представленного обществом в ИФНС России N 10 по г. Москве 31.07.2018.
По результатам камеральной налоговой проверки ИФНС России N 10 по г. Москве составлен акт от 07.11.2018 N 87836.
Вышеуказанный акт, а также извещение от 07.11.2018 N 20079 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направлены в адрес заявителя заказным письмом и вручены адресату 04.12.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11573829817464.
На рассмотрение материалов проверки налогоплательщик, надлежащим образом извещенный, не явился, письменные возражения на акт не представил.
15.01.2019 ИФНС России N 10 по г. Москве принято решение N 43881 о привлечении заявителя к ответственности за непредставление в установленный срок указанного расчета, в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в общей сумме 1.000 руб.: 733, 33 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 01.01.2017; 170 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период с 01.01.2017; 96, 67 руб. по страховым взносам на обязательное социальное страхование за расчетный период с 01.01.2017.
В соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1.000 рублей.
Срок представления расчета страховых взносов за полугодие 2018 года установлен не позднее 30.07.2018, дата фактического представления - 31.07.2018.
Вышеуказанное решение направлено в адрес заявителя заказным письмом и вручено ему 08.02.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11573931024903.
Впоследствии в адрес заинтересованного лица ИФНС России N 10 по г. Москве направлена справка N 519026 по состоянию на 01.04.2019 о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании числящейся за обществом задолженности, ИФНС России N 10 по г. Москве в адрес общества заказным письмом направлено требование N 22710 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.09.2019 на сумму 1.000 руб. Данное требование вручено адресату 19.09.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11573836649959. Иных мер принудительного взыскания в отношении образовавшейся задолженности на настоящий момент инспекцией не применялось.
При этом, как указывает ИФНС России N 10 по г. Москве, по состоянию на текущую дату вышеуказанная задолженность налогоплательщиком также не погашена.
Таким образом, поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ООО "Простор" имелась непогашенная задолженность по обязательным платежам, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не является достоверным.
Таким образом, документы, представленные для государственной регистрации ООО "Простор" в связи с ликвидацией не могли рассматриваться Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве как надлежащим образом оформленные, а установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации юридического лица как соблюденный.
17.04.2019 налоговым органом по результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов, в соответствии с подп. "х", "ч" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ инспекцией принято решение N 144119А об отказе в государственной регистрации, в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения.
Таким образом, налоговым органом правомерно отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Заявитель ссылается на решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-175941/18 от 25.10.2018 по заявлению ООО "Простор" к ИФНС России N 10 по г. Москве о признании безнадежной к взысканию задолженности ООО "Простор", однако данное решение от 25.10.2018, тогда как оспариваемый отказ в государственной регистрации принят ввиду задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.04.2019.
Более того, исходя из описательной части решения Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2018 по делу N А40-175941/18, безнадежной ко взысканию признана задолженность, образовавшаяся до 01.01.2016, а также задолженность по справке о состоянии расчетов N 235506 по состоянию на 05.07.2018.
Доводы заявителя не ставят под сомнение правомерность действий инспекции, основанных на представленных сведениях ИФНС Росси N 10 по г. Москве. Заявителем не принималось мер, направленных на оспаривание действий (бездействия) ИФНС России N 10 по г. Москве, связанных с отражением задолженности.
При этом доказательств отсутствия задолженности перед федеральным бюджетом заявителем не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 26.04.2019 N 144119А, принято с соблюдением норм действующего законодательства, в связи с чем является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2019 по делу N А40-173351/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173351/2019
Истец: ООО "ПРОСТОР"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО Г. МОСКВЕ